Повышение качества расследования ДТП положительно влияет на состояние безопасности дорожного движения, уверены в управлении Следственного комитета по Витебской области.
Автомобилизация является неотъемлемой частью жизни современного общества. Когда время дороже денег, деловой человек выбирает автомобиль. А есть ведь помимо работы и другие заботы: съездить в отдаленный специализированный магазин, на рынок или дачу… Тем более что автомобиль – давно не роскошь, а средство передвижения.
В городах, даже таких сравнительно небольших, как Витебск, уже в часы пик наблюдаются пробки, а во дворах в вечернее время нет места для парковки. Этим проблема негативных последствий автомобилизации не ограничивается. Одним из главных являются последствия дорожно-транспортных происшествий. Это не только битые машины и расходы на ремонт, но и судьбы людей: одни теряют здоровье, другие – жизнь.
В связи с этим расследованию уголовных дел, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, придается особое значение. Качественное расследование ДТП, выявление причин и условий, способствующих их совершению, являются приоритетными задачами следственных органов, требующими к себе повышенного внимания.
Анализируя статистические показатели, необходимо отметить, что в прошлом году на дорогах Витебской области произошло 464 ДТП (в 2014-м – 492), в которых пострадало 588 человек (в 2014-м – 591), из них погибло 92 (в 2014-м – 113), ранено 466 человек (в 2014-м – 478). С учетом снижения количества происшествий в 2015 году сократилось и число поступивших в следственные подразделения области материалов по фактам ДТП, а также количество возбужденных и оконченных производством уголовных дел.
Как отметила официальный представитель УСК по Витебской области Инна Горбачева, результаты анализа состояния безопасности дорожного движения в Витебской области показывают: ситуация в данной сфере из года в год улучшается. Этому способствует как действенная профилактическая работа, так и поступательное улучшение качества расследования уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях, достигнутое в результате систематического повышения уровня квалификации следователей и эффективного взаимодействия сотрудников всего правоохранительного блока.
— Во всех следственных подразделениях области обеспечена специализация следователей по расследованию уголовных дел о ДТП, – говорит Иннна Горбачева. – С целью улучшения качества проведения осмотров мест дорожно-транспортных происшествий, составления протоколов осмотров и схем к ним, проведения следственных экспериментов в УСК по Витебской области на систематической основе проводятся методические сборы, семинарские и практические занятия. Используются компьютерные разработки, исследуется опыт зарубежных коллег, моделируются ситуации, повторяющие реальную дорожную обстановку.
По мнению Инны Горбачевой, улучшает состояние безопасности дорожного движения объективная оценка степени опасности преступного нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств со стороны всего правоохранительного блока Витебской области. Эффективное взаимодействие следователей в ходе расследования уголовных дел со специалистами Государственного комитета судебных экспертиз и сотрудниками Государственной автомобильной инспекции способствует постоянному снижению и уменьшению вреда, причиняемого дорожно-транспортными происшествиями. Только силами сотрудников всех ведомств можно успешно расследовать ДТП, разыскать скрывшегося водителя и установить истинную картину произошедших событий независимо от правдивости показаний, которые дают участники ДТП.
– Примером слаженной работы следователей и сотрудников ГАИ может служить уголовное дело, находившееся в производстве следователей УСК по Витебской области, – рассказывает Инна Горбачева. – Было установлено, что водитель, управляя автомобилем «Фольксваген-Пассат», двигаясь по улице Максима Горького в Витебске, проезжая остановочный пункт трамвая в районе дома № 63, совершил наезд на вышедшего из стоявшего на остановочном пункте трамвая ребенка 2006 года рождения. От полученных в результате ДТП травм мальчик скончался при доставлении в учреждение здравоохранения. Водитель с места происшествия скрылся.
Приняв сообщение о гибели малолетнего пешехода, сотрудники милиции по введенному плану «Перехват» незамедлительно организовали поиски автомобиля и водителя. Профессиональные и грамотные действия представителей органов внутренних дел позволили оперативно установить местонахождение совершившего ДТП и задержать его. Обнаружив разыскиваемый автомобиль, сотрудники милиции преследовали его и после остановки не разрешили водителю покинуть салон авто. Такие действия в ходе расследования уголовного дела позволили безоговорочно доказать причастность лица, находившегося в момент задержания на месте водителя, к совершению преступления. Следователями были допрошены свидетели ДТП, изъяты видеозаписи с камер наружного наблюдения, зафиксировавшие момент наезда на малолетнего пешехода, произведен следственный эксперимент, назначены необходимые экспертные исследования. В результате грамотно выбранной тактики расследования собраны бесспорные доказательства причастности водителя к совершению преступления.
И таких примеров немало. Практически в ста процентах случаев удается установить скрывшегося.
– Примером взаимодействия следователей и специалистов Государственного комитета судебных экспертиз, а также положительного использования результатов экспертных исследований, оказавших решающее влияние на раскрытие и ход расследования ДТП, может также служить уголовное дело, находившееся в производстве следователей Поставского районного отдела Следственного комитета, – продолжает Инна Горбачева. – В ходе следствия сразу было установлено: водитель, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомобилем «Рено-Меган-Сценик», двигаясь по улице Ленинской в городском поселке Воропаево, совершил наезд на придорожное дерево. В результате ДТП находившийся в автомобиле пассажир погиб.
В ходе следствия водитель утверждал, что в связи с сильным опьянением не помнит, каким образом произошло ДТП, а также выдвинул версию о том, что за рулем мог находиться погибший. С целью опровержения доводов обвиняемого лица следователями была назначена комплексная судебно-медицинская и автотехническая экспертиза. На разрешение экспертов вынесли вопрос о том, какое место в машине (водительское или пассажирское) в момент ДТП занимали лица, следовавшие в автомобиле. Анализируя материалы уголовного дела с помощью современных возможностей криминалистической техники, исходя из всей совокупности предоставленных на исследование материальных следов, зафиксированных в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия, экспертами были сделаны выводы о нахождении погибшего на переднем пассажирском сиденье, а обвиняемого – за рулем автомобиля. После заключений экспертов обвиняемый полностью признал вину в совершенном преступлении. Таким образом, грамотное назначение экспертизы и использование выводов экспертов в ходе расследования позволили доказать вину водителя в совершенном ДТП.
По мнению сотрудников Следственного комитета, расследование преступлений, сопряженных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, представляет особую сложность и требует безупречного владения нормами права и знаний из технической области, постоянного профессионального совершенствования и умения грамотно организовать взаимодействие с сотрудниками всего правоохранительного блока при работе над конкретной ситуацией. Только обладая всеми перечисленными навыками, следователь может достичь постоянного повышения качества предварительного расследования и тем самым положительно повлиять на состояние безопасности дорожного движения в целом. Никогда нельзя забывать, что за каждым уголовным делом о ДТП зачастую стоят не только огромные материальные затраты на восстановление здоровья и юридической справедливости, но и жизни людей, покалеченные судьбы целых семей.
Геннадий Закржевский, «ДТП»