Хороший курсант – живой курсант…

Слезы, горечь, обида – именно такие эмоции испытывает каждый третий кандидат в водители, пытающийся в первый раз сдать экзамены в ГАИ на ул. Семашко, 17 в Минске. И если с теоретической частью справляется большинство соискателей, то с практической – дела обстоят куда проблематичнее. Камнем преткновения становится сначала автодром, а затем и управление автомобилем в городских условиях. В надежде получить заветное водительское удостоверение кандидаты в водители продолжают свои неоднократные попытки добиться желаемого трудом и терпением.

Говорят, что истоки проблемы – в автошколе. Именно оттуда выходят курсанты, которые, только изучив ПДД, тут же их нарушают. Конечно, экзамен – это стресс, ошибки неизбежны. Но общие цифры показывают, что качество подготовки водителей низкое. А ведь от навыков человека за рулем зависит жизнь не только его, но и окружающих людей.

Госавтоинспекция постоянно критикует качество подготовки кандидатов в водители, однако ситуация ухудшается с каждым годом.

– О каком качестве подготовки кандидатов в водители может идти речь, если процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза составляет 20,9%, – отмечает заместитель начальника МЭО ГАИ Мингорисполкома Владимир Свиридович. – Показатель неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки в Минске среди выпускников учебных организаций, занятых первичной подготовкой водителей транспортных средств, за 2016 -й составил 79,1%. В предыдущем году он равнялся 78,9%. Серьезную озабоченность вызывает подготовка отдельными автошколами и практическому обучению вождению. Некоторые выпускники не могут ни на эстакаду заехать, ни развернуться на регулируемом перекрестке. И если говорить языком статистики, то процент неудовлетворительной сдачи практической части доходит до 96.

– В чем причина таких результатов?

– Первая – это большое количество автошкол, которые занимаются подготовкой водителей. Зачем Минску 67 данных учебных заведений, когда каждое из них готовит от 17 до 700 человек. В прошлом году количество подготовленных водителей составило 15 865, что практически вдвое меньше, чем в 2015-м. Конкурентная борьба между авто-
учебными организациями приводит только к наращиванию оборотов. Курсантов зазывают в автошколы разными маркетинговыми приемами, и это далеко не лучшие организации, где основным принципом обучения является не качество, а финансовая составляющая. Чем быстрее выпустишь кандидата в водители из стен автошколы, тем быстрее можно набрать следующую группу. И этот процесс в отдельных автошколах поставлен на поток. В итоге курсанты, натасканные на теорию, четко вызубрили картинки на компь-
ютере, а за рулем не откатали даже и половины установленных часов. Как можно, имея удостоверение об окончании авто-
школы, прийти на сдачу экзаменов, не зная, где находится педаль тормоза и как поднять ручник, чтобы зафиксировать автомобиль на эстакаде? Или еще лучше, когда человек вообще отказывается проходить элемент, потому что только несколько раз за время обучения выполнял его. Выезжая в город, некоторые из них на полном серьезе не понимают, что такое регулируемый перекресток. Не знают знаков. Дорожную разметку не умеют читать. А были и такие, кто из правой полосы пытался сделать разворот. В результате пишутся жалобы: то машины плохие, то инженер придирается: мол, меня в автошколе инструктор вообще не так учил!

С инструкторами и руководителями частных автошкол, кстати, отдельная история. Однажды мне на глаза попался журнал учета одной из таких учебных организаций, где результаты неудовлетворительной сдачи экзаменов с первого раза в ГАИ составляли более 90%. Полистав его, ужаснулся: отсутствуют записи посещаемости, успеваемости, контрольных проверок. Одним словом, документация не ведется. Естественно, возникает закономерный вопрос: а директор кто? И когда мне говорят, что он сам не может сдать экзамены в ГАИ, а мастер производственного обучения лишен водительского удостоверения за нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения, то комментарии излишни. Еще один эксперимент с мастерами производственного обучения провели в стенах МЭО, когда отдельные из них были протестированы на знание Правил дорожного движения. Результаты поразили – из 10 вопросов только два правильных ответа. Чему этот инструктор научит курсанта?.. Отсюда вывод – за процессом обучения в автошколах не ведется должного контроля ни со стороны руководства, ни со стороны проверяющих органов.

В соответствии с Распоряжением МВД Республики Беларусь от 31.01. 2006 года № 21 «О контроле за качеством подготовки водителей транспортных средств» сотрудники ГАИ ГУВД Мингорисполкома провели рейды по контролю за ходом проведения практического обучения вождению и технического состояния транспортных средств. В ходе мероприятий был выявлен ряд грубых и умышленных нарушений Правил дорожного движения, которые нашли отражение в талонах к водительским удостоверениям. Кроме того, в отдельных автошколах на низком уровне или вообще не проводится работа по свое-
временному прохождению медицинского освидетельствования и осмотру технического состояния транспортных средств перед выходом на линию. А в ходе проведения комплекса мероприятий «Учебный автомобиль» при осуществлении контроля за выполнением мастерами ПО программных и иных требований при обучении вождению выявлен один из самых распространенных видов нарушений, присущих практически всем учебным организациям: несоответствие тематике отрабатываемого упражнения. Зачастую вместо обучения вождению автомобилей в городских условиях отрабатываются экзаменационные упражнения на площадке, что в конечном итоге сказывается на результатах сдачи экзаменов в ГАИ и служит причиной отсутствия навыков вождения у кандидатов в водители.

– Неужели во всех автошколах города Минска такая низкая подготовка?

– Я бы не стал подгонять их под одну гребенку. Есть и частные автошколы, и государственные, которые подходят к вопросу обучения серьезно и со всей ответственностью. Небезразличные руководители приводят своих курсантов на экзамены в ГАИ и находятся вместе с ними до последнего испытуемого. Они знают причины провалов, делают выводы и исправляют ситуацию. Там и результаты имеются. А другой автошколе все равно: с курсантов деньги пособирали, вроде бы обучили, свидетельство об окончании выписали, а потом нам отдали. Все, с них спроса нет. А когда молодые водители попадают в ДТП, калечатся и погибают, это уже беда ГАИ и родственников, а не инструктора автошколы, который правил не знает и учит левой ногой.

Сейчас все отдано на откуп руководителю учебной организации. У многих частных автошкол отсутствует должная инфраструктура для подготовки водителей. У этих организаций все находится в аренде, а директор носит портфель, где лежит сертификат. А бывает и такое: вывеска с названием автошколы есть, набор курсантов осуществили, а на следующий день – ни школы, ни денег. Случалось, что автошколы, попавшие в план проверок, попросту исчезали и появлялись с другим названием. Вот что делать с такими учебными заведениями, когда группа курсантов в полном составе не сдает с первого раза экзамены? Мы регулярно с УГАИ МОБ МВД Республики Беларусь сообщаем о низком уровне подготовки водителей и в сами автошколы, и в вышестоящие организации: УП «Белтех-
осмотр», РУП БелГИМ. Но реакции нет, и школы продолжают набирать группы. Надо к этим вопросам подходить более решительно. За неудовлетворительную подготовку курсантов автошколы необходимо или наказывать крупным штрафом, или приостанавливать лицензии, или вовсе ее аннулировать. В свою очередь мы можем только советовать, но не уполномочены вмешиваться в дела этих структур.

Когда-то у нас было право контролировать подготовку водителей, и этого боялись: ответственно относились к посещениям, внутренним экзаменам и зачетам. И результаты были другие. А сейчас мне за курсантов страшно. И за других водителей тоже. Если в 2015 году с участием водителей со стажем вождения до одного года не произошло ни одного ДТП с погибшими, то в 2016-м – три. Рост составил 300%. По вине молодых водителей случилось 13 дорожно-транспортных происшествий (+8,3%), 11 человек получили ранения (-35,3%).

И если кто-то думает, что сотрудники МЭО относятся к новичкам предвзято и их «намеренно валят», то это заблуждение. Никто не горит желанием видеть курсантов по
10-15 раз. Но ни один экзаменатор не возьмет на себя ответственность и не выпустит на дорогу неподготовленного кандидата в водители – это огромный риск. Если бы курсантов учили, как того требует программа, проблем с экзаменами не было бы вообще.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»