Гродненское эхо голодного Ленинграда

 

В прессе уже неоднократно сообщалось о выпуске 25 января на маршрут в областном центре нового троллейбуса. Необычного. Без столбов, проводов, тяговых подстанций и прочих дорогостоящих сооружений.

Гродненское эхо голодного Ленинграда

Первым на бесконтактный маршрут выехал водитель Сергей ОПЫЦ. В связи с этим – наш первый вопрос.

– Сергей Геннадьевич, почему именно вы открываете, образно говоря, гродненский заезд бесконтактных троллейбусов?

– Был избран и утвержден. А если без шуток, то так получилось. Первым мог стать любой из прошедших стажировку. Поначалу стажировались на «Белкоммунмаше» другие наши водители, они и были по-настоящему первыми на новой технике. Вернувшись в Гродно, научили работать нас. Переучиваться было нетрудно. Контактный – троллейбус, бесконтактный тоже. Но, сами понимаете, без знания некоторых особенностей нельзя.

– В чем их суть?

– Особенности связаны с приборами, их необходимо опробовать своими руками. В нужное время надо перевести машину в движение на запасной вариант – с контактной электротяги на бесконтактную. Теоретически это просто. В реалии нужны практика, навыки. Хотя принцип такой же, как в автомобиле, который снабжен бензиновым и газовым ресурсом: перевод специальными приборами с бензина на работу движка от газа на бензин и в обратном направлении. Тут, безусловно, намного сложнее, но ведь речь – о самом принципе.

– Какая выгода от такого троллейбуса?

– Во-первых, солидная финансовая экономия. Во-вторых, экологически чистый троллейбус можно пускать на любой маршрут, в котором возникла необходимость, даже на Замковую гору и к Коложской церкви…

Мистическим образом совпало, что идея создания бесконтактного троллейбуса возникла 75 лет назад, в январе 1942 года, первой зимы ленинградской блокады, в уме выдающегося ученого Георгия БАБАТА.

Справка

Георгий Ильич Бабат родился 13 января 1911 года в Житомире.

В 1932-м окончил Киевский политехнический институт.

В 1932–1942 гг. работал инженером, затем был заведующим лабораторией на электровакуумном заводе «Светлана» в Ленинграде.

Одновременно с 1934 по 1941 год преподавал (с 1939-го – доцент) на кафедре автоматики и телемеханики ЛПИ. Доктор технических наук (1941).

С 1942 года работал на оборонных предприятиях Москвы.

В 1943–1946 годах – научный сотрудник ЭИАН имени Г.М. Кржижановского.

С 1946 по 1949 год – заведующий секретной лабораторией НАМИ (вынужден был покинуть в связи со сталинской антисемитской кампанией).

Одновременно в 1945–1948 гг. читал курс «Индукционный нагрев» в МЭИ. С 1947-го – профессор кафедры электротехники и электрооборудования ВЗИСИ.

В 1940-е годы Георгий Бабат предложил идеи более ста изобретений и сделал ряд открытий, которыми мы пользуемся до сих пор. Среди них – беспроводная передача электричества для электромобилей. В 1943 году высказал идею монофона, благодаря чему вошел в пятерку отцов современных мобильных телефонов.

Вот как характеризовал обстоятельства, при которых ему пришла идея создания бесконтактного троллейбуса, сам Георгий Ильич:

– Я растягиваюсь на плите, истомляющая дрема овладевает мной. Мне снится, что хлеба прибавили в шесть раз и дневная норма теперь – полтора килограмма. Я сижу в заводской столовой и жадно eм кусок за куском. Напротив меня сидит недавно умерший конструктор Антипов. Тихим голосом он беспрестанно повторяет: «У меня температура тридцать четыре и восемь, меня надо накормить. Накормите меня хлебом»…

Я поднялся, надел шапку и вышел из дому. Накануне была оттепель, а потом – легкий мороз. Дорога обледенела, и двигаться было очень тяжело. Я шел маленькими шажками, ноги скользили и разъезжались. В мыслях вновь выплыло пророчество Николы Теслы. Неплохо бы вce-таки было научиться передавать электроэнергию на расстояние без проводов…

Я шел по узкой тропинке среди огромных сугробов мимо недвижных, примерзших к дороге, запушенных снегом трамваев, автобусов, грузовиков. Черная паутина электрических проводов, по которым несколько месяцев назад мирно катили троллейбусы, резко выделялась на голубом небе. Эта мертвая, местами оборванная сеть казалась мне теперь как-то особенно безобразной, и я все думал, как бы хорошо пустить хотя бы вдоль главных улиц этакие незримые энергетические реки. А провода снять.

Мысли о насыщении мира энергией сделали мою дорогу менее тяжелой. Но лишь к полудню я добрался до заводской проходной. Пересек тихий заводской двор (к этой тишине я никак нe мог привыкнуть), открыл дверь машиностроительного цеха, окунулся в полную тьму и сначала ничего не мог разглядеть.

Начальник цеха в пальто с поднятым воротником, в рыжей меховой шапке-ушанке сидел за столом, на котором горел асбестовый фитилек, вплавленный в лежащий на разбитом блюдце кусок парафина…»

Первый образец бесконтактного троллейбуса был испытан в Киеве в 1945 году по распоряжению Никиты Хрущева. Идея оказалась реализуемой, но довести ее до ума не смогли.

Маневренность была хуже, чем у обычного троллейбуса – фактически он мог ездить только с горки, находясь выше провода. О том, чтобы троллейбус реально ездил по всей ширине автодороги, не было и речи.

Правда, в восьмидесятые годы практически все мастера обучения вождению утверждали, что троллейбус будущего будет бесконтактным. Говорили, как предвидели.

Георгий Бабат не дожил даже до своего 50-летия. История создания бесконтактного троллейбуса – одна из тысяч самых печальных в советском изобретательстве…

– Сергей Геннадьевич, каким будет первый маршрут гродненского бесконтактника?

– Пилотным стал Вишневец – Девятовка. Он проходит от улицы Южной через улицу Кабяка, Индурское шоссе, проспект Клецкова, участок кольцевой магистрали, улицу Брикеля до конечной станции по улице Дзержинского и обратно. Часть маршрута машина пройдет под контактными электроштангами. Потом автоматически они уложатся на крышу, и троллейбус продолжит путь автономным ходом.

– Сколько лет вы работаете в Гродненском троллейбусном управлении?

– Почти тринадцать. Жена тоже водитель. Начинал при Иосифе Чеславовиче Любчинском, одном из первых руководителей. Тогда электроники еще фактически не было, она появилась на троллейбусах позже. Сегодня для нашего руководства новые технологии – в приоритете. Начальник управления Виктор Казимирович Шарейко, главный инженер Геннадий Иванович Цвечковский, а также замечательный реализатор многих изобретений и рацпредложений, знаток электронных приборов старший мастер Сергей Владиславович Савич – генераторы этих идей. Думаю, благодаря такой увлеченности наших руководителей Гродно и стал первым городом, где появились бесконтактные троллейбусы.

Подготовил Олег МАЛАШЕНКО