Го-го-го! Мель!

На днях появилось оповещение специалистов Белгидромета. В нем говорится: «На Днепре, у городского поселка Лоев, уровень воды достиг отметки, при которой возникают затруднения в работе речного транспорта, а на Соже, у Гомеля, он опустился ниже опасной отметки. В ближайшие дни на реке Березине, у Светлогорска, также ожидаются затруднения в работе речного транспорта, поскольку уровень воды будет ниже соответствующей отметки».

По информации Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, такое положение в реках Беларуси сохранится в ближайшее время.

Повсеместный спад уровня воды отмечается с интенсивностью 1–14 см за сутки. Рост – только на отдельных притоках Днепра, Березины и Припяти, его показатели составляют в сутки 1–11 см. На некоторых территориях речных массивов сохраняются неблагоприятные условия для работы речного транспорта.

На реках области отмечаются в основном спад уровней воды суточной интенсивностью 1–7 см и их ровный ход, и лишь на Припяти, у Наровли, и ее притоке Уборти, у Краснобережья, наблюдается незначительный рост.

И вот тут стоит отметить один немаловажный момент. Очевидно, что реки не существуют в замкнутом пространстве и их обмеление не проходит незамеченным. В континентальном масштабе. Потому недавно издание Украина.ру посвятило большой материал проблеме обмеления Днепра, которую много лет не замечали. Днепр уже не так чуден. Главная река Украины обмелела. Лишь в акватории Киева появилось 56 новых мелей, которые скоро превратятся в острова. До середины Днепра не нужно лететь, о чем почти 200 лет назад говорил классик. Можно дойти пешком.

Главная причина, по мнению авторов пуб­ликации, помимо природных факторов, деградация советской инфраструктуры. К ней добавились еще перекрытие Северо-Крымского канала и сброс пресной воды в Черное море. Именно последний факт в Беларуси считают причиной обмеления местных рек, которое наблюдается последние пять лет.

Вместе с тем, как и в случае аварии на Чернобыльской АЭС, от которой Беларусь пострадала больше всех, многие совершенно забывают, что Днепр не украинская река. Она берет начало в России и протекает по всей территории Беларуси. Второй по величине город этой страны – Гомель – внешне почти близнец Киева. Сож впадает в Днепр. Во времена СССР гомельчане ездили в Киев на речных судах. Теперь же, как опасаются авторы публикации, при сохранении подобных тенденций состояние Сожа будет напоминать старую легенду о происхождении названия Гомеля, когда лодочники кричали друг другу: «Го-го-го! Мель!», указывая на участок, куда плыть не стоит.

Законы сообщающихся сосудов работают и на примере гидроресурсов. Реки европейской части бывшего СССР взаимосвязаны, они часть общего природного ландшафта. Национализировать Днепр невозможно. Из-за дележа воды случались войны. Перекрытие Крымского канала привело к тому, что избыток пресной воды Киев бездумно сбрасывает в Черное море, не накапливая его в водохранилищах Днепровского каскада. Тот факт, что обмеление рек Украины, Беларуси и даже Литвы началось именно в 2014–2015 годах, заметили только в 2019-м. И этим летом впервые Росрыболовство обвинило Украину в том, что водная блокада Крыма привела к угрозе экологической катастрофы на Черном море. Правда, ее российские специалисты увидели только для фауны, например, кольчатых червей.

Этим сообщениям никто значения не придал. В то же время в Крыму биологи исследовали залив Сиваш. И выяснили, что после перекрытия Украиной Северо-Крымского канала его соленость выросла в разы. Слово «катастрофа» вслух не произносят, чтобы не нагнетать. Однако речь идет о строительстве опреснительных комплексов, так что угрозу не игнорируют.

И вот при чем здесь Беларусь. С обмелением Днепра связано и обмеление Сожа. Белорусские реки, сообщающиеся с водными артериями Украины, мелеют на 5 см в сутки. Антирекорды установили Сож, Днепр, Припять, Березина. Аномалии замечены и на других реках. 

ООН признает проблему пресной воды номером один в мире. Но от нас она была далека. Европейская часть бывшего СССР, Украина и Беларусь на первый взгляд кажутся состоящими из сплошной пресной воды. Куда ни глянь, везде что-то блестит: река, озеро или ручей. Воды на наш век хватит, даже внукам останется, казалось нам. Это уже не так. Обмеление рек происходит. Оно видно невооруженным глазом. Этот угрожающий процесс замечен и в Украине, и в Беларуси, и даже в Литве. Впервые проблема номер один ООН стала нашей проблемой.

Подготовила Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий