Уверенность в безопасности, общественном порядке на железнодорожных станциях, вокзалах и поездах должен чувствовать каждый. Сотрудники Гродненского ОВД на транспорте, протяженность участка обслуживания у которых составляет порядка 600 км, делают для этого все возможное. В прошлом году здесь было зафиксировано только 25 преступлений, и это самый низкий показатель по республике среди всех отделов.
По результатам мониторинга общественного мнения, которые предоставил информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, уровень доверия милиции Гродненщины составляет 74%, что является самым высоким показателем в стране. Несомненно, огромная заслуга в этом принадлежит гродненской транспортной милиции.
О характере совершенных преступлений и правонарушений на транспорте и о том, что способствует уменьшению их количества, рассказал вриод начальника Гродненского отдела внутренних дел на транспорте Валерий САКОВИЧ.
– Валерий Викторович, как менялось количество совершенных преступлений в зоне ответственности Гродненского ОВДТ и все ли они раскрываются?
– В текущем году зарегистрировано десять преступлений. C 2013-го наблюдается тенденция снижения количества преступлений: в 2014-м зафиксировано 52, в 2015-м и 2016-м – по 57, в 2017-м – 33, в 2018-м – 25. Во многом такому снижению способствовала планомерная профилактическая работа всех сотрудников отдела и, в частности, службы уголовного розыска по раскрытию преступлений и выявлению лиц, которые склонны их совершать.
Также благодаря Белорусской железной дороге на нашем участке установлено около 500 видеокамер. К тому же открывающиеся торговые объекты устанавливают их по собственной инициативе. И если с вокзальных камер не виден момент происшествия, то теперь мы можем рассмотреть все с другого ракурса. Количество преступлений, совершаемых в общественных местах, также постепенно уменьшается: в 2017 году зарегистрировано 25, в 2018-м – 21.
Мобильность в реагировании наших нарядов, добровольных дружин, взаимодействие с работниками железной дороги – все это помогает раскрывать преступления. Прошлый год мы завершили с раскрываемостью 75%, в 2017-м – 60%, 2016-м – 78%, 2015-м – 60%. Есть тот небольшой процент, где мы не можем установить преступника. Например, из зарегистрированных в этом году 10 преступлений одно не раскрыто. В поезде сообщением Молодечно – Солы, а это сморгонский участок, был похищен билетный терминал у билетного кассира. Стоимость ущерба составила 1066 рублей. Совершено это преступление 11 февраля, терминал найден. Однако лицо, причастное к похищению, пока не установлено. Работа в этом направлении продолжается.
– Каков характер совершаемых преступлений?
– В основном это кражи. В прошлом году у нас было 20 краж, по одному случаю – хулиганство, грабеж, подделка документов, повреждение имущества и факт незаконного оборота оружия. Вещи нередко остаются без присмотра, и находятся люди, которые забирают себе чужое имущество. Несмотря на то что мы по громкой связи делаем объявления, распространяем листовки и памятки, работники железной дороги проводят инструктаж пассажиров, они все равно оставляют вещи. Если поезд прибывает на конечную станцию, то в обязательном порядке наш наряд проходит по составу, поездная бригада внимательно проверяет, не забыл ли кто чего.
Алгоритм действий у нас и на дороге прописан в инструкциях. Проводим мы и совместные тренировки, потому что может быть оставлено не только личное имущество, но и подозрительные предметы. При обнаружении забытой вещи сразу же принимаем меры: выясняем, что за человек ее оставил, куда он пошел и другие обстоятельства. Многие пассажиры проявляют легкомыслие и не осознают, что их сумки, телефоны и другое имущество могут украсть, и мы слышим чаще всего такое объяснение: «Я отошел совсем недалеко и на минутку».
Сейчас общество более законопослушное, нет тех воришек-гастролеров, форточников, карманников, которые были раньше. В основном кражи совершаются так: граждане ходят вокруг чужих забытых вещей, а затем некоторые все же решаются взять их себе. Но каждый должен знать: если присвоить чье-либо имущество, находящееся в общественном месте, будь-то вокзал или поезд, такие действия могут быть квалифицированы как кража. Поэтому, если вы нашли чужие вещи, лучше вызвать администрацию или обратиться к работникам вокзала, которые сделают объявление по громкой связи, вызовут нашу службу, а мы разберемся и установим владельца.
Каждую неделю люди приносят несколько находок. Лидируют в списке документы и банковские карточки. Наш специальный сотрудник занимается поисками человека, который оставил вещи. Иногда граждане пишут благодарности за возвращенное им имущество. В этом году нас поблагодарили за возврат загранпаспорта, документов и билета.
31 января поездом из Москвы в Гродно следовали жители российской столицы. Они были уверены, что сейчас никто не ворует в поездах. Однако в том же вагоне ехали два жителя Волковысского района, и один из них, увидев, как из куртки выпало портмоне, присвоил его. Вышли они на станции Мосты, деньги забрали, а кошелек выбросили. По горячим следам мы провели все возможные мероприятия. Расследование длилось сутки, имущество было возвращено.
В прошлом году кто-то начал вскрывать специальные устройства, которые отвечают за безопасность поездов, и доставать оттуда трансформаторы. Находящиеся под электрическим током приборы имеют в своем составе цветные металлы. Лица, которые собирают металлолом, начали выводить их из строя, а на пульте дежурного появлялась ложная информация о занятом пути.
Сотрудников ОВДТ и подразделение ВОХР вызвали для установления нарушителей. Сложность их обнаружения состояла в том, что, когда на определенном участке железной дороги появлялся сигнал о вскрытых «ящиках» и на место происшествия прибывали наряды ОВДТ и работники Департамента охраны, злоумышленники успевали скрыться.
Преступления были тщательно нами проанализированы. Мы понимали: если не остановить эту «рельсовую войну», то количество таких фактов будет только возрастать. И в итоге установили виновника происшествий: задержали в момент сбыта похищенного, когда он пришел в пункт приема металлолома. Затем были обнаружены тайник с украденным оборудованием и места, где преступник его обжигал.
Выяснилось, что разбирал устройства неоднократно судимый местный житель, который, вернувшись из России, решил подзаработать на продаже цветных металлов. Выбирал он для совершения преступлений малолюдные места, откуда можно незаметно уйти. Была установлена его причастность еще к пяти ранее совершенным преступлениям, и он привлечен к уголовной ответственности.
– Какая проблема волнует вас больше всего?
– Это лица, которые совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения. Под данную категорию попадают в том числе и те, кто выпил пива. К сожалению, именно они зачастую становятся участниками разного рода конфликтов. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, достаточно велик, и мы выходим с инициативами по ограничению продажи алкоголя в торговых точках на вокзалах. Ежедневно направляем силы на то, чтобы минимизировать преступные или противоправные проявления со стороны таких лиц, изымаем тех, кто находится в состоянии опьянения и нарушает общественный порядок. За прошлый год за распитие алкогольных напитков и нахождение лиц в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте было составлено 970 административных протоколов.
В ночное время на вокзал практически каждый день приходят посетители из увеселительных заведений, чтобы приобрести алкоголь, после чего они зачастую даже передвигаться самостоятельно не могут. Мы отслеживаем, кто появляется на вокзале и с какой целью. Если человек употребил лишнего и видны признаки нарушения административного законодательства, оперативно реагируем. В магазин заходят иногда и те, кто хочет украсть пачку чипсов или бутылку пива.
За четыре месяца этого года составлено 593 административных протокола за различные нарушения, в частности, за курение, мелкое хулиганство, мелкое хищение. В прошлом году за аналогичный период – 813.
Факты травматизма также фиксируются. За собственное пьяное легкомыслие люди расплачиваются своим здоровьем. Так, 3 января в 18.45 поступило сообщение в дежурную службу о том, что на станции Гродно грузовым поездом был травмирован человек. В ходе разбирательства выяснилось: 34-летний мужчина хотел во время движения состава перелезть на другую сторону. По большому счету, ему требовалось переждать буквально минуты две, пока пройдет поезд, но захотелось приключений, ведь он находился в состоянии алкогольного опьянения. Стоит отметить, что мужчина неоднократно был замечен в нарушении законодательства. В результате такого необдуманного поступка ему была частично ампутирована голень.
– Что показала практика сопровождения поездов сотрудниками транспортной милиции?
– 25 января в поезде Лида – Гродно ехала жительница Мостов. Она отлучилась на некоторое время, и оставленный ею без присмотра рюкзак пропал. Благодаря тому что в этом вагоне находилось подразделение охраны железной дороги, были получены сведения о том, кто мог быть причастен к преступлению. Наши сотрудники уголовного розыска экстренно выбыли на место и во взаимодействии с РОВД установили причастного к этому преступлению. В итоге задержали неоднократно судимого жителя Мостовского района, который уже успел сжечь документы из рюкзака.
Сопровождение поездов – очень важная часть работы. Считаю, что если работник милиции будет присутствовать в каждом из поездов, то там можно гарантировать порядок. Пассажиры видят, что милиционер периодически патрулирует состав. И это лучшая профилактика. По статистике, в тех поездах, которые нами сопровождаются, не совершается преступлений, иногда происходят нарушения административного характера, которые сразу же документируются. Проанализировав данные за несколько лет, обеспечиваем присутствие нарядов ОВДТ в тех поездах, где наиболее вероятны правонарушения.
Привлекаем также для сопровождения поездов добровольные дружины. Они сформированы на объединенной станции Гродно, в Волковыске и Лиде. Формализма здесь никакого нет, дружинники сами проявляют инициативу. Кроме того, совместно с нашими нарядами они несут службу на вокзалах. Часто задерживают нарушителей общественного порядка. Случалось, что и преступления раскрывали. Так, в декабре прошлого года в поезде Барановичи – Гродно дружинники находились с нарядом ОВДТ. Жительница города Мосты в поезде оставила без присмотра кошелек, который похитил житель Свислочского района. Один из самых инициативных и добросовестных членов добровольной дружины запомнил приметы предполагаемого преступника, и его удалось найти.
– Если происшествие случается не в вашей зоне ответственности, как вы тогда реагируете?
– В службе произошли некоторые структурные изменения, пересмотрен участок обслуживания. Тем не менее в центре нашего внимания остались поезда, проходящие по области, все происшествия, которые в них происходят на территории региона, а также обращения граждан и работников объектов железнодорожного транспорта, организаций в границах станций Гродно, Лида и Волковыск. Например, станции Поречье, Мосты находятся не в нашей зоне обслуживания, но если там случаются какие-либо происшествия, то мы реагируем незамедлительно.
Хочется отметить, что у нас налажено эффективное взаимодействие с сотрудниками территориальных РОВД. По нашей просьбе они быстро оказывают нам любую помощь. В то же время наши сотрудники по ориентировкам, информации, выставленным мерам контроля со стороны РОВД ежесуточно задерживают лиц, которые находятся в розыске. В некоторых случаях сотрудники Гродненского ОВДТ раскрывали преступления для территориальных органов внутренних дел.
– Насколько сотрудники Гродненского ОВДТ соответствуют требованиям сегодняшнего дня?
– Сотрудники патрульно-постовой службы – молодые, инициативные, умеющие мыслить логически, брать на себя ответственность – применяют поиск информации в интернете, хорошо владеют оперативной обстановкой, быстро реагируют на ее изменение. Они хорошо подготовлены физически и участвуют в различных соревнованиях. Многие из них еще учатся. Хорошо виден их неподдельный интерес к работе.Что касается офицеров, то это опытные сотрудники. Многие прошли путь от сержанта, водителя, патрульного милиционера до руководящего состава, и все хорошо знают особенности железной дороги. Перед прибывающими служить прежде всего ставлю задачу – изучить особенности дороги, предприятий, четко знать участок оперативного обслуживания, чтобы, когда потребуется, экстренно отреагировать на любое осложнение обстановки.
Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»