Газ: заказ или отказ?

Сегодня, когда бензин и дизтопливо постоянно дорожают, все больше автомобилистов задумывается об альтернативных вариантах. Один из самых дешевых – машина на природном газе, стоимость которого вдвое ниже стоимости бензина и дизтоплива. Вот только меньше года назад вновь остро встал вопрос об их безопасности.

Корреспондент «ТБ» Ольга БОНДИЧ попыталась восстановить хронологию событий.

Август 2016 года. Немецкий концерн Volkswagen отозвал в Европе около 30 000 автомобилей, работающих на CNG (Compressed natural gas – сжатый природный газ), чтобы бесплатно заменить в них газовые баллоны. Причиной такой меры стало то, что машины не могут быть должным образом проверены на коррозию. По сообщениям автопроизводителя, дефекты были выявлены в моделях Caddy, Passat и Touran, выпущенных в период с 2006 по 2010 год.

После этого на заправочных станциях Европы был введен запрет на заправку автомобилей со старыми баллонами. Замену оборудования необходимо было подтвердить сертификатом.

16 августа 2016 года. В Барановичах на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции во время заправки метаном автомобиля Volkswagen Touran взорвался 40-литровый газовый баллон. В результате водителю оторвало ногу. К счастью, два пассажира (жена и ребенок), как и положено, перед заправкой вышли из салона авто.

По словам экспертов, причиной стала ржавая горловина бака, а для метановых баллонов даже небольшое повреждение будет иметь серьезные последствия.

20 февраля 2017 года. В Минске при заправке баллонов взорвался VW Touran 2008 года. Как сообщил очевидец, водитель только начал заправлять машину. Последствия были бы куда печальнее, будь баллоны полными. Позднее выяснилось, что в машине с 2011-го не проверялось газовое оборудование.

23 февраля 2017 года. В Беларуси был введен запрет на заправку VW Passat и VW Touran до 2014 года выпуска, а также VW Caddy до 2012 года выпуска, если в них не заменено газовое оборудование. В компании «Газпром трансгаз Беларусь», распространившей запрет, прокомментировали:

– Это распоряжение производителя. Запрет уже действует на автозаправочных станциях Западной Европы, а теперь и в Беларуси. Volkswagen проводит отзывную акцию указанных автомобилей, поскольку обнаружены дефекты баллонов, которые должны быть заменены бесплатно. Пока этого не произошло, производитель распространил требование эксплуатировать перечисленные автомобили только на бензине.

Однако во время проведения акции по бесплатной замене газовых баллонов дилерская сеть Volkswagen столкнулась с трудностями из-за требований технических регламентов Таможенного союза к импортируемым газовым баллонам. Замена их в автомобилях в Беларуси была приостановлена.

При этом активно велась работа по снятию таких препятствий, чтобы возобновить акцию на территории страны. Дилеры ориентировали клиентов на определенный срок, в течение которого рассчитывали на решение данного вопроса. Помимо этого, владельцам «Фольксвагенов» с установленным газобаллонным оборудованием, подлежащим замене в рамках акции, рекомендовали незамедлительно обратиться за выполнением работ к дилерам других стран, в частности Литвы, где нормы технических регламентов Таможенного союза не действуют.

2 марта 2017 года. Запрет на заправку проблемных авто метаном был снят. Представители компании «Газпром трансгаз Беларусь» сообщали:

– В связи с запретом заправлять метаном некоторые модели VW к нам начали поступать жалобы от автомобилистов. Люди просили возобновить заправку, так как бензобак в их машинах маленький и им постоянно приходится дозаправляться. Особенно много сообщений приходило из Гродно. Поскольку дилер не может полностью удовлетворить спрос автовладельцев на замену газового оборудования, мы пошли им навстречу: с 28 февраля запрет был отменен.

Сейчас при заправке метаном рабочее давление снизили до 160 атмосфер, ранее это делали при 200−220 атмосферах.

Позднее специалисты из компании «Газпром трансгаз Беларусь» также рассказали, что за два года использования метана в Беларуси случаев разрыва баллонов на ходу не было, но такая вероятность не исключена:

– В интернете встречались сообщения, что баллоны с метаном при движении авто взрывались в Европе, Америке. Разрыв происходил также при каких-то форс-мажорных ситуациях, например, пожарах. В пути автомобиль может взорваться, потому что там нет защиты днища. При среднем клиренсе 12−15 см машина может зацепить какое-либо препятствие на дороге: камень, дерево, просто попасть в глубокую колею. Отсюда на баллонах появляются риски, вмятины, а они недопустимы. Неизвестно, что и в какой момент может случиться с таким оборудованием во время эксплуатации.

Что касается тех марок VW, где обязательно надо проверить газовое оборудование: то, что их разрешили заправлять метаном, не означает, что про замену газового оборудования можно забыть.

Это – требование производителя. Речь идет о производственном дефекте, поэтому закрывать глаза на замену оборудования автомобилисты не могут.

4 мая 2017 года в Минске произошел еще один взрыв. У автомобиля Volkswagen Touran разорвался баллон. В результате происшествия никто не пострадал.

Специалисты отмечают, что при должном техническом обслуживании эксплуатация исправных газовых баллонов даже безопаснее других видов топлива. Однако изношенные баллоны действительно могут разорваться. Предотвратить такие случаи могут только внимательность и осторожность самих водителей.

Проблема глазами Запада

– Словно немецкому концерну Volkswagen AG не хватает проблем*, у него появилась новая: его автомобили превращаются в бомбы и взрываются на бензоколонках, – сообщалось на сайте журнала Forbes**

16 сентября 2016 года. – Но если у вас есть VW, не спешите прятаться в бомбоубежище. Проблема касается только автомобилей Volkswagen, работающих на сжатом природном газе (CNG), и только в Европе. Там урон значителен.

В пятницу на прошлой неделе (9 сентября 2016 года) Volkswagen Touran взорвался во время заправки в живописном Дудерштадте, Нижняя Саксония, Германия. Как сообщила местная пресса, ударная волна, должно быть, была огромной… местные пожарные нашли обломки в сотнях метров от взрыва. К счастью, никто не умер, водитель находился вдали от машины. Это был не первый взрыв. Два месяца назад Volkswagen Touran взорвался на бензоколонке в Швеции. Человек был ранен, собака убита.

Теперь последовала гораздо более мощная ударная волна: через неделю после взрыва его последствия по-прежнему отражаются в немецких СМИ. Многие автозаправочные станции прекратили продажу сжатого природного газа. В Германии на этом виде топлива работает около 100 000 автомобилей, водители которых отказались от природного газа и были вынуждены переключиться на гораздо меньшие вспомогательные бензобаки в своих автомобилях. Большинство немецких автомобилей, работающих на сжатом природном газе CNG, – Volkswagen.

*Имеется в виду скандал 2015 года с концерном Volkswagen, когда выяснилось, что более 11 миллионов дизельных авто по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, выбрасываемых в атмосферу.

**Forbes («Форбс») – американский финансово-экономический журнал, одно из наиболее авторитетных и известных экономических печатных изданий в мире. Основан в 1917 году.

Источники: forbes.com, auto.tut.by, intex-press.by, auto.onliner.by, autogrodno.by, virtualbrest.by

Добавить комментарий