В текущем году на Брестчине экспертами управления Государственного комитета судебных экспертиз (УГКСЭ) выполнено 50 пожарно-технических экспертиз, из них три – в гаражах. Нет подробной статистики за несколько лет о частоте подобных случаев в гаражных кооперативах и придомовых гаражах. Но все же первые, по словам профессионалов, лидируют. В личном домовладении стараются поддерживать максимальную безопасность и делать добротные электропроводку, вентиляцию, отопление. В гаражных массивах присутствует психология «временности». Потому и небрежность при содержании случается чаще.
Это подтверждает собеседник «ТБ» – подполковник юстиции Виталий БОНДАРУК, начальник управления специальных экспертиз УГКСЭ по Брестской области.

Справка «ТБ». Виталий Бондарук – выпускник Института МЧС 2003 года по пожарно-техническому профилю, работал в системе МЧС, с 2013-го – в УГКСЭ по Брестской области.
«Факты возгораний в гаражах можно отнести к категории латентных пожаров, – сообщает специалист по пожарно-технической экспертизе. – Сами строения такого типа предназначены для хранения, обслуживания и мелкосрочного ремонта транспортных средств. Но к сегодняшнему дню люди приучились обустраивать гаражи для иных целей, в том числе для выполнения работ в интересах других лиц. Это могут быть сварочные операции, деревообработка, досуг в виде хобби.

Захламление гаража, неряшливость в быту – плохой сценарий. Когда говорим о латентности, или скрытности, пожаров, мы имеем в виду, что сценарий возникновения пожара может быть самый разнообразный».

Факторы риска
Виталий Бондарук пояснил, что источником возгорания могут являться автотехника, хранимая в гараже, горючие жидкости, неосторожность при проведении сварочных работ, неисправность электропроводки и курение в состоянии опьянения.
В частности, недавно в Бресте пенсионер забрал из ремонта автомобиль, нуждавшийся в починке генератора. Генератор был восстановлен путем замены начинки.
На этот узел всегда заводится «плюсовой» провод, то есть постоянно присутствует электронапряжение, нет системы предохранителей, которые отключают ток после извлечения ключа зажигания, поясняет начальник управления специальных экспертиз.
В итоге мужчина оставил автомобиль в гараже, а наутро обнаружил, что моторный отсек воспламенился и выгорел, но произошло самозатухание, и вреда здоровью не нанесено. Этот пример можно считать одним из редких случаев, когда источником опасности выступает неисправность самой автотехники. Другое дело – проведение огневых работ в гараже.

Синдром «несварения»
Всегда есть вопросы к устаревшей либо самодельной электропроводке, неправильному использованию удлинителей, сетям-времянкам, что может привести к возникновению пожара. Не без греха и «болгарки», которые используют для резки металла или дерева вблизи легковоспламеняющихся предметов или жидкостей.
В этом году на Брестчине есть свежие примеры. «Человек занимался переваркой кузова на автомобиле своего друга, – рассказывает Виталий Бондарук. – Удалил проржавевшие элементы, наваривал новые. Вдвоем они отлучились, но оставили включенным сварочный аппарат. Это, как и наличие сварных швов, ясно указывает на причину последовавшего возгорания, которое привело к уничтожению всей сгораемой отделки и обшивки задней части автомобиля. Экспертиза подтвердила, хотя часто хозяева не признают свою вину. Свидетелей обычно нет, а следовая картина уничтожается пожаром. В этом – сложность пожарно-технической экспертизы».
Если бы сгорел собственный автомобиль, владелец-сварщик не понес бы ответственности, за исключением той, что предполагается по линии МЧС за нарушения административного законодательства. За сварочные работы наказания в принципе нет. Но здесь хозяином техники стоимостью около 4 тыс. долларов был друг. И между мужчинами возникли гражданско-правовые отношения. «До пожара все – друзья, – рассуждает подполковник юстиции. – А по факту приходится разбираться: будут ли возмещены убытки и в какие сроки. Доходит порой и до суда. Экспертиза в таких спорах очень важна, чтобы установить обстоятельства происшествия и его первопричину, создать доказательную базу».
Есть возможность проведения такой экспертизы не только в рамках УПК по назначению органов дознания, но и по обращению гражданина на возмездной основе. Часто к услугам ГКСЭ прибегают страховые организации, обслуживающие крупных перевозчиков.
Подлил масло в огонь
Происходят в гаражах и случаи умышленного поджога. В Барановичском районе, как установили эксперты, в вентиляционное отверстие гаража с крыши был заброшен некий горящий предмет, послуживший источником возгорания. Смоченная горючим веществом тряпка попала на деревянные стеллажи, расположенные под отверстием, тлела какое-то время, полки прогорели, после чего горение получило дальнейшее распространение. Таким образом, экспертиза изначально не исключает противоправных действий третьих лиц. А следствие дает им правовую оценку.


Дела – дрова
Но криминал – проявление исключительное. Чаще происходят случаи, связанные с отоплением гаража в холодное время года. Этой цели служат самые простые приспособления – печи-буржуйки на дровах, порой самодельные и с кустарным дымоходом. Бывает, не хватает тяги, прохудился зольник, выпадают горящие угли. Многие складируют дрова рядом с печкой, чтобы они еще и просушивались, и не задумываются о последствиях.
«Недавно подобный случай имел место в Лунинецком районе в здании шиномонтажа, – слушаем экспертное мнение. – Там дрова хранили прямо за буржуйкой. В период максимальной загрузки и максимального нагрева она является основным фактором пожарной опасности. А у сухих дров температура самовоспламенения снижается, то есть повышается риск. То и случилось в Лунинецком районе. Эксперты-пожаротехники работали на месте происшествия, замерили расстояния, оценили условия хранения и пришли к четким выводам о его причинах».
Очаг повышенной напряженности
Стандартная электросеть, которая подводится к гаражному кооперативу, рассчитана на бытовое потребление. Многие нагружают ее, переделывают, самовольно монтируют. Соединяют медные контакты с алюминиевыми, что категорически запрещено. Со временем теряет защитные свойства изоляция. Плюс отдельные хозяева гаражей сознательно ставят загрубленную защиту энергоподачи: чтобы не «выбивало» пробки при той же сварке. Любой из таких фактов беспечности может привести к пожару.
Алкоголь и сигареты
Был в Бресте случай, когда любитель расслабиться в гараже установил там телевизор, мягкий уголок, употреблял спиртное в компании, курил. Уснул с непотушенной сигаретой и погиб. Экспертиза установила острое отравление окисью углерода, то есть причиной смерти стали не термические ожоги, а именно обильное вдыхание СО.
А другой парень в частном домовладении спускался в отцовский гараж, чтобы покурить в полудомашней обстановке. Также случился пожар, приведший к трагическим последствиям.
Фактором риска в гаражах могут быть и покрасочные работы, продолжает Виталий Бондарук. Чтобы быстрее высохла краска, помещение начинают усиленно отапливать. От теплового нагрева печи может произойти возгорание свежеокрашенных частей, находящихся вблизи сгораемых материалов, как уже было в Бресте с автомобилем Volkswagen, напомнила Татьяна Коток, официальный представитель управления ГКСЭ по Брестской области. «Укрывают автомобиль пленкой, оставляют печь в работе, а назавтра обнаруживают выгоревший остов», – дополняет Виталий Бондарук.
Совет профессионала
– Если возникло небольшое возгорание в гараже, не стоит впускать внутрь дополнительный кислород путем открывания ворот. Это ошибка, которая приведет к разрастанию горения. Бороться с локальным возгоранием можно огнетушителем либо подручными средствами: водой, песком, плотной тканью. Не оставляйте ворота открытыми после огневых работ. Когда возгорание происходит в дороге, одного огнетушителя из багажника может быть мало. Остается рассчитывать на помощь спасателей МЧС, а до их прибытия – на других автолюбителей с огнетушителями. И времени обычно не так много – полторы-две минуты.
Аркадий РОМАНОВ
Продолжение гаражной темы – в следующем номере «ТБ» и в наших каналах в сетях «Телеграм» и «Яндекс. Дзен».