В Могилевской областной организационной структуре ДОСААФ подростков учат виртуозно управлять мотоциклом.
В секции по фигурному вождению мотоцикла учатся 12 мальчишек – есть те, кто только недавно пришел постигать эту науку, и те, кто уже совсем скоро получит заветные права категории А. В этом ребятам помогает инструктор-методист по мотоспорту с красивой испанской фамилией Бланко. Чтобы перечислить все звания и регалии Виктора Михайловича, нужно запастись терпением. В числе самых почетных – судья республиканской категории по автомобильному спорту, отличник народного образования БССР, кандидат в мастера спорта по автоспорту.
Виктор Бланко вспоминает, как зарождалась секция по фигурному вождению мотоцикла. За основу была взята специальная программа подготовки водителей категории А, выпущенная еще в начале семидесятых.
– С этого времени, конечно, кое-что поменялось, но до сих пор самая главная часть в обучении вождению – это теория, – отмечает мой собеседник. – Тех ребят, которые не смогли выучить все билеты по Правилам дорожного движения, к вождению не допускают.
И никаких скидок на возраст, уточняет Виктор Михайлович. В секции занимаются ребята от 14 лет, иногда могут принять на учебу и 13-летних, но это редкий случай. И все как один учат ПДД, ведь через несколько лет практически все проходят экзамен в ГАИ и получают заветные права категории А. На испытаниях «волкодавы», именно так называет своих опытных учеников инструктор, демонстрируют поистине достойные результаты.
А ведь как иначе? Во-первых, нужно оправдать доверие учителя, во-вторых, других результатов и быть не может. Ребята занимаются три раза в неделю по четыре часа. Внимание уделяется всем аспектам и теории, и практики. Много времени проводят и в учебной лаборатории.
– Конечно, на все часов не хватает. Но для детей, которые интересуются и спрашивают, я времени не жалею, – говорит Виктор Бланко. – У меня сейчас есть пять пацанов, и им нужно знать принцип работы мотора вплоть до деталей. На них я и ориентируюсь.
К слову, сам Виктор Михайлович за рулем мотоцикла – уже более 50 лет. Ему еще не было и восемнадцати, когда сдавал экстерном экзамен на категорию А. После 11 классов в армию уже пошел как водитель-механик, дизелист. Служил в Азербайджане, там стал кандидатом в мастера по автомобильному спорту – участвовал в автокроссе на грузовых машинах. Такие соревнования проводили до 1973 года.
После армии Виктор Михайлович пошел в педагогический институт. Окончив его, работал учителем истории и обществоведения, завучем в школе. Потом решил переехать в Могилев.
– Работу по своей специальности в областном центре не нашел, – вспоминает собеседник. – А времена были такие, что устроиться на рабочую специальность с высшим образованием было нельзя. Такова установка партии.
И судьба привела Виктора Бланко во Дворец пионеров. Ему предложили вести кружок по картингу и мотоспорту. Так началась тренерская карьера моего собеседника – этой работе он посвятит более 40 лет.
Потом был Центр технического спорта – здесь Виктор Михайлович работал тренером по мотоспорту и багги. Эти небольшие легкие автомобили высокой проходимости для езды по несильно пересеченному бездорожью во времена Советского Союза выпускал Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова. На занятиях по мотоспорту дети ездили на обычных дорожных мотоциклах «Минск».
Интересно было наблюдать за соревнованиями, которые проводились в то время на самых различных трассах, в том числе и на территории нынешнего экстрим-парка на Фатина. Сначала на старт приглашали мотоциклистов, потом – автомобилистов и наоборот. Таким образом выходили из сложившейся ситуации в регионе – где-то были мотокружки, где-то – багги, а проводить отдельные состязания было невыгодно исходя из финансовых соображений. К слову, последнее направление закрыли в 2007 году, так как багги не получили широкого распространения в регионах нашей страны, за исключением Могилевской области.
Вот и выходит, что всю свою жизнь Виктор Бланко провел, как он говорит, «в железках». И об этом ничуть не жалеет. Его «волчата» – ученики – приезжают на занятия со всех уголков Могилева, а после них не спешат домой, стараясь подольше пообщаться с тренером.
– Виктор Михайлович, я сегодня все правильно решил, – подбегает к тренеру мальчишка.
– Молодец, напомнишь об этом в субботу, – отвечает он и объясняет специально для меня: – Это такой метод кнута и пряника. Хорошо отвечал по теории в четверг – получи лишнюю минуту на вождении в субботу. Поленился и плохо выучил билеты или вовсе прогулял – следовательно, меньше покатаешься. А ведь вождение – это самая любимая часть у всех ребят.
…На специально оборудованной площадке мотокроссмены постигают науку фигурного вождения. В воздухе витает запах бензина, а уши закладывает от рева моторов. Ребята с легкостью выполняют сложные фигуры, тренера радуют успехи учеников.
– Вы знаете, эта секция направлена на организация полезного досуга детей и подростков, – отмечает Виктор Михайлович. – Но самое главное – то, что мы готовим таких профессионалов, которые в любой ситуации стремятся к сохранению безопасной обстановки на дорогах. В этом и заключается высшее мастерство, ведь лихачество и бравада за рулем еще никогда ни к чему хорошему не приводили.
Крупным планом
Дмитрий МАЛАХОВ, 17 лет:
– В ноябре уже буду сдавать экзамен в Госавтоинспекции на получение водительских прав. Фигурным вождением мотоцикла занимаюсь уже пятый год, за это время не раз был в числе лидеров на различных соревнованиях. В частности, в 2014 году стал чемпионом области и призером городских соревнований.
Константин КЛИМЕНКОВ, 14 лет:
– С детства питаю интерес к технике. Сначала ходил с другом на картинг, а когда узнал про эту секцию, записался и в нее. Занимаюсь уже второй год, и мне очень нравится.
Дмитрий ЛЫСЕНКОВ, 16 лет:
– В этом году я стал чемпионом области по фигурному вождению мотоцикла, на соревнованиях в Осиповичах был вторым. В скором времени уже получу права и стану полноценным участником дорожного движения.
Компетентно
Старший инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома Андрей КОЛЕСНИК:
– Госавтоинспекция положительно относится к подобным секциям, где детей учат основам вождения и рассказывают о Правилах дорожного движения. Благодаря такой подготовке юноши и девушки будут более дисциплинированно вести себя на дороге и в качестве пешехода, и в качестве велосипедиста, а после и в качестве водителя транспортного средства. В конечном итоге это все сказывается на безопасности дорожного движения.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»