ДВОР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ…

Василий Довгялло – бывший водитель автобуса на междугородных линиях, до недавнего времени – водитель автомобиля скорой помощи УЗ «Больница скорой медицинской помощи».

Больше десятка лет он ездил по Гродно с бригадой врачей, спасая от смерти людей.

– Случалось ли, что не успевали в больницу с больным человеком на борту?

С этого вопроса начался наш разговор с Василием Тадэушевичем.

– Не хотелось бы вспоминать, но таких случаев на моей памяти было около сорока, – говорит Довгялло. – Все – по не зависящим от врачей причинам. Их можно разделить на две категории: скорая не успела к больному из-за… еще более скорого удара судьбы по организму. Но несколько случаев было по вине так называемых «баррикадников», то есть тех, кто мешает своими автомобилями проехать к месту жительства человека. С выездом легче, его контролирует обычно водитель скорой, остающийся в машине. На это нас особо настраивал Владимир Васильевич Сазонов, главный врач больницы, известный в Гродненской области хирург. К счастью, те случаи, когда «баррикадировали» мою скорую, заканчивались благополучно – мы успевали. Здесь я особо не завидую пожарникам, которые в такие неприятности попадают чаще. А у них машины и крупнее, и неповоротливее… Да что там далеко ходить: двор, в котором я живу, в иные времена становится врагом всех жителей дома. После зимы находятся водители-любители, которые ставят свои машины колесами именно в ямки… Чтобы лишний раз не растягивать ручником тормозные тросики. Коммунальщики приезжают устранять эти ямки, но не тут-то было. Приходится вызывать эвакуатор. И так почти каждый год. Не любят люди запоминать уроки прошлого.

– А легче было летом или зимой?

– Одинаково. Зимой к «баррикаде» прибавляются снег и гололедица, машину может занести, а это чревато ударом в чей-то багажник, боковую дверь, ведь приходится порой протискиваться в сантиметре от «железа». Летом картину портят те, у кого машина зиму простояла в гараже, они обычно неряшливо паркуются, потеряв навыки после зимы. Свободнее бывает только с пятницы по понедельник, когда многие едут на дачи да в деревни.

К сказанному Василием Довгялло можно добавить информацию из ГАИ УВД Гродненского облисполкома, которая свидетельствует о том, что проблема подъезда спецтранспорта находится на контроле и ее пытаются решить заинтересованные организации.

В логической цепочке ситуация выглядит так. Водитель Н. заблокировал выезд водителю Д. Д. вызывает на помощь инспекторов ГАИ. Те отрываются от своей основной работы по контролю за соблюдением ПДД в наиболее опасных местах города и едут помогать водителю выехать со двора. И если бы это происходило раз в сутки. Но таких случаев множество.

А ведь блокируются подъезды не только к домам для частных лиц, скорой помощи и пожарных, но и к мусоропроводам автотехники спецавтохозяйств ЖРЭУ, подвоз продуктов питания к школам и детским садам, к организациям, находящимся в жилых домах, опорным пунктам милиции и т. д. В Гродно общая, так сказать, диспозиция налицо – сегодняшняя ситуация с блокировками вышеозначенных подъездов нехорошая.

Что можно предпринять?

Вот что по этому поводу говорят работники ГАИ:

– Значительную часть времени у инспекторов занимают выезды во дворы жилых домов, связанные с блокированием проезда, нарушениями правил парковки транспортных средств. Но в связи с тем, что это не представляет катастрофической угрозы для безопасности дорожного движения, руководство ГАИ УВД Гродненского облисполкома вышло с предложением передать регулирование данных вопросов в ведение работников ЖКХ.

Как же на это реагируют работники коммунальной службы?

Сергей Семашко, заместитель генерального директора по идеологической работе Оупп «Гродненское городское ЖКХ»:

– До нас предложение Госавтоинспекции в официальном виде еще не дошло. Но проблема на самом деле огромная, и коммунальщики страдают от нее даже больше, чем другие государственные службы, в том числе и ГАИ. Особенно обострилась она во дворах многоэтажных жилых комплексов, где сотни транспортных средств. Там расстояние между автомобилями – только чтобы водителю протиснуться и выехать из ряда. Свидетелями многих скандалов являются наши работники: сантехники, дворники, ремонтники, обслуживающие тот или иной жилой комплекс. На особо сложные блокировки, где водители сами не могут разрешить ситуацию, приезжают работники ГАИ. Нужно сказать, что в этом случае все разрешается быстро, у водителей-нарушителей словно крылья вырастают…

Госавтоинспекцию понять нетрудно: на каждый вызов по поводу заторов во дворах не наездишься, кривая ДТП может подпрыгнуть. Тем не менее предложение ГАИ о наведении автомобильного порядка во дворах необходимо взвесить на самых точных весах. Мне трудно представить, как, например, наш работник сможет вмешаться в дворовые автоколлизии. С какими полномочиями? Понятно, что просто замечанием здесь не обойдешься. Штрафовать нарушителей? Но проблема стоит настолько остро, что во дворах почти все автолюбители паркуются, наезжая передними колесами на клумбы, детские площадки и бордюры, за сохранность которых и безопасность отвечаем всегда мы. Тут примешивается общий уровень культуры, а также консерватизм, присущий дорожному и парковочному строительству. Так что поднятая работниками ГАИ проблема важна и своевременна.

Конечно, разрешить ее может только строительство новых автопарковок в разных уровнях – надземные и подземные. Однако проблема будет обостряться, ибо пока строить их нет финансовой возможности. Получается, что одним только работникам ЖКХ ее не устранить. Помощь же в разрешении локальных конфликтов наши работники оказывают жителям дворов, водителям спецтранспорта всегда и добровольно…

Олег МАЛАШЕНКО