Двадцать три реальные трагедии

За семь месяцев года на территории Гомельской области произошло 23 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых один ребенок погиб, 23 получили ранения различной степени тяжести. Среди них – 10 пешеходов, 9 пассажиров и 4 велосипедиста. (В прошлом году за такой же период произошло 27 ДТП, в которых один ребенок погиб и 27 детей были травмированы).

И это не просто цифры. Это – 23 реальные трагедии. Ведь если даже по счастливой случайности ребенок остался жив, от психологической травмы он сможет избавиться очень не скоро. Если вообще сможет. А о физических последствиях для здоровья даже и говорить не приходится.

Детская смерть – это всегда страшно. Вот что сказал, к примеру, о причинах, последствиях и возможностях избежать беды в интервью газете «Советский район» главный внештатный детский травматолог-ортопед Гомельской области Александр Винник.

– Дети во время аварий страдают сильнее всего. И это видно на конкретных примерах. По недавнему случаю в Мозыре, когда погиб шестилетний ребенок. Тяжелейшее было ДТП. По житковичскому случаю: семья возвращалась домой в Гродно, попала в аварию на трассе, и ребенок получил тяжелый перелом бедра. Слава богу, он выжил. Это видно по деткам, которых везли в переполненной машине в Петриковском районе. Авария произошла в мае. Я выезжал в Петриков и с десяти вечера до десяти утра оперировал там шестерых человек. Из них – двое детей с тяжелым переломом бедра, ключицы. Детский организм хрупкий, несовершенный. Предугадать, как в будущем повлияет травма на развитие и жизнь ребенка, очень тяжело.

– Действительно, ДТП с участием детей в эти дни пугающе много. Причем страдают и малыши. Есть ли критический возраст, в котором дети чаще всего травмируются на дороге?

– Такого возраста нет. И в каждом случае, я убежден, виноваты родители. Ведь что мы видим? В подавляющем большинстве аварий со страшным исходом дети не находились в специальном автомобильном кресле. В то же время борьба за пристегнутого ребенка – это фактически борьба за жизнь. Я лично за неиспользование детского кресла ввел бы огромный штраф. Сами-то взрослые, сидя на передних сиденьях, пристегиваются. Почему же тогда сына или дочь, сидящих сзади, не обезопасят? В таких случаях родители, по сути, являются непроизвольными убийцами.

– Есть позиция властей, что нужно активно проводить профилактику детского травматизма. Этим занимаются ГАИ, МЧС, милиция, школа. Как считаете, возможно ли в принципе здесь добиться результата? И как должна выглядеть эффективная профилактика?

– Считаю, невозможно. Но мы можем и должны направить все силы на то, чтобы донести до детей понимание опасности. Мы, врачи, сталкиваемся с последствиями. Предупреждать должны на других уровнях. Главная роль в этом случае – у системы образования. Нужно увеличить количество уроков по основам безопасности жизнедеятельности. Они не менее важны, чем, например, история. Ее можно забыть, уроки жизни – нет.

Конечно, профилактика – великая вещь. Особенно там, где цена ошибки – человеческая жизнь, тем более ребенка.

В городе Турове 21-летний водитель «Мерседеса» сбил семилетнего велосипедиста. Мальчик отвлекся на упавшую цепь и выехал наперерез автомобилю. В результате происшествия ребенок получил телесные повреждения и был госпитализирован в хирургическое отделение Житковичской центральной районной больницы.

В Калинковичах 52-летний водитель почтового уазика совершил наезд на 16-летнего велосипедиста. Предварительно установлено, что подросток переезжал дорогу по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. На месте, где произошла авария, организовано круговое движение, пояснили в областной ГАИ. Светофор установлен только для пешеходов. Водитель УАЗа дождался, когда пройдут люди, и начал движение. В это время на дорогу на большой скорости вылетел велосипедист. Столкновения избежать не удалось. В результате аварии подросток получил телесные повреждения. С ушибом головного мозга и закрытой черепно-мозговой травмой пострадавшего госпитализировали в реанимационное отделение Калинковичской ЦРБ.

В ГАИ напоминают: велосипедисты должны дорогу переходить, а не переезжать. Если бы велосипедист спешился, аварии, скорее всего, удалось избежать.

В Гомеле грузовик наехал на семилетнюю девочку на тротуаре. «Установлено, что 31-летний водитель грузовика с поливочной цистерной ЗИЛ двигался по тротуарной дорожке в районе пересечения улиц Ефремова и Героев-подпольщиков. При съезде с тротуара, примыкающего к проезжей части, где организован регулируемый пешеходный переход, водитель задним правым колесом совершил наезд на семилетнюю девочку, которая находилась на тротуаре в районе пешеходного перехода», – рассказали в УГАИ. В результате она получила травму левой стопы и была госпитализирована в травматологическое отделение Гомельской городской клинической больницы скорой медпомощи.

А вот только два примера, которые с полным правом можно отнести к категории диких. В Турове была тяжело травмирована девушка, которую приятель катал… на капоте. Установлено, что 17-летний водитель, управляя автомобилем ВАЗ-21063, перевозил на капоте 16-летнюю подругу. При повороте она не удержалась и упала на проезжую часть. В результате получила телесные повреждения и была госпитализирована в реанимационное отделение Житковичской ЦРБ. По факту ДТП проводится проверка.

В Речице на два года лишения свободы в исправительной колонии осудили водителя, который в феврале катал на камере двух подростков. Напомним обстоятельства данного происшествия. 19-летний житель райцентра катался на своем Ford вместе с двумя друзьями и девушками. Приятели придумали нестандартное развлечение – одолжили у знакомых автокамеру от МАЗа и прицепили ее к легковушке буксировочным тросом. Для заезда выбрали заснеженную объездную дорогу. Сперва речичанин на тихом ходу прокатил друзей на автокамере. Однако скорость езды несовершеннолетним показалась слишком маленькой, не хватало драйва, и они попросили водителя нажать на газ.

Поездка в обратную сторону закончилась трагически. На закруглении дороги влево автомобиль наехал на снежный отвал, автокамеру занесло. Сидящие на ней пассажиры слетели и ударились о дерево. В результате аварии 17-летний парень скончался на месте, а его 16-летний друг в тяжелом состоянии был доставлен в реанимацию.

…Что и говорить, больница никому не прибавляет радости. Особенно тяжело там детям. И вот, чтобы не только скрасить жизнь маленьким пациентам травматологического отделения Гомельской областной клинической больницы, но и напомнить им об элементарных правилах безопасности на дорогах, в прошлом году сотрудники Госавтоинспекции устроили для них настоящий праздник.

Как вы понимаете, травматологическое отделение было выбрано отнюдь не случайно.

Как свидетельствует статистика, часто маленькие пешеходы и велосипедисты (о пассажирах разговор особый!) страдают из-за собственной невнимательности. За семь месяцев текущего года (равно как и предыдущего) по их вине произошло 6 ДТП.

Именно поэтому на сцене появился наш друг Светофор и все доступно объяснил. Да и куда уж доступнее: «Своего здоровья ради обходи троллейбус сзади. А трамвай, наоборот, обходить надо вперед».

Свою лепту в этот своеобразный воспитательный процесс внесло и веселое, познавательное выступление команды «Перекресток»: «Все мы на улице, как на ладошке. Умный спешит к пешеходной дорожке. Глупый вовсю через улицу мчится, веря, что с ним ничего не случится».

А недавно в рамках республиканской акции «Безопасное лето» работники Гос-автоинспекции Гомельской области совместно с сотрудниками МЧС, ОМОН УВД, Департамента охраны МВД и при участии представителей Красного Креста провели на базе детского оздоровительного лагеря «Василек» профилактическое мероприятие «Азбука безопасности», направленное на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Надежда Тарасова-Гуль, «ТБ»