ДВА КОЛЕСА ВОЗЯТ ДУШУ. БЕССМЕРТНУЮ?

Изумительную картину довелось мне наблюдать на одной из центральных улиц Гомеля. Средь бела дня вопреки всем возможным правилам по ней пронесся мотоциклист на скорости, близкой к критической. Причем один из самых оживленных перекрестков он проехал на желтый свет и… на заднем колесе.

ДВА КОЛЕСА ВОЗЯТ ДУШУ. БЕССМЕРТНУЮ?

ДВА КОЛЕСА ВОЗЯТ ДУШУ. БЕССМЕРТНУЮ?

´

ДВА КОЛЕСА ВОЗЯТ ДУШУ. БЕССМЕРТНУЮ?

Œ

Думаю, любой мальчишка помнит свой первый велосипед. А уж о тех, кому посчастливилось стать владельцем мопеда или мотоцикла, и говорить не приходится. Правда, нынешнему продвинутому поколению трудно понять ту наивную радость. И необыкновенную гордость за своего двухколесного друга. Сейчас все стало проще. И опаснее.

Эх, удаль молодецкая! Вот только с начала года, вернее, с начала открытия мотосезона на территории Гомельской области произошло 14 ДТП с участием мототранспорта, в которых два человека погибли и 16 получили ранения различной степени тяжести.

Мне кажется, что всех, кто садится на «железного коня», следует разделить на две категории – байкеров и мотохулиганов.

Хотя…

Довелось мне как-то оказаться в одном из районов частной застройки Гомеля. Не той, что с навороченными коттеджами, а там, где небольшие деревянные домики примерно 50-60-х годов прошлого века и узкая гравийная дорога. На улице наблюдалась только пара разомлевших от жары дворняг. И вдруг до ушей долетел какой-то более чем странный звук. Идентифицировать его не было никакой возможности, пока на глаза не попался сам источник.

Это было нечто! Представьте себе молодого человека лет этак десяти-одиннадцати на ржавеньком двухколесном велосипеде дремучего года выпуска. На нем ездил еще, наверное, дедушка подростка. Но суть не в этом. Между щитком и передним колесом «транспортного средства» была закреплена… пустая пластиковая бутылка. Такого «ноу-хау» мне еще видеть не приходилось. И только через пару секунд я поняла, что для паренька из, судя по всему, небогатой семьи оно должно было изображать что-то вроде мопеда.

Честно говоря, хотелось смеяться и плакать одновременно, когда заметила его гордый и даже несколько вызывающий взгляд.

Но это так, лирическое отступление. А потом детки вырастают, с велосипедов с пластиковыми бутылками пересаживаются на настоящие скоростные (и не очень), но все равно гораздо более мощные машины. И вот тогда…

13 июля примерно в 19.00 водитель 1999 г. р., управляя мопедом «Хорс» без регистрационного знака, двигался по автодороге Н4676 со стороны деревни Столбцы в направлении агрогородка Малые Немки. На 7-м км автодороги выехал на полосу встречного движения, где совершил наезд на двигавшегося по левой обочине дороги во встречном направлении велосипедиста 2003 г. р. В результате ДТП водителю мопеда и велосипедисту причинены телесные повреждения.

Вот вам и детки. Может быть, некоторых из них лучше держать в клетке?

Или вот еще. 15 июля примерно в 18.00 водитель 1978 г. р., управляя мотоциклом «Днепр-11», двигался по тихой улице Гагарина (есть где разогнаться!) областного центра в сторону автодороги Гомель – Клинки. В пути следования в районе дачного участка № 120 СОТ «Колос» на закругленном вправо участке автодороги не справился с управлением, выехал на левую по ходу движения обочину и… совершил наезд на осветительную опору. В результате ДТП водителю мотоцикла и пассажиру 1981 г. р. были причинены телесные повреждения.

А дальше – страшнее. Три дня спустя примерно в 19.35 водитель 1978 г. р., управляя автобусом МАЗ-105060, двигался по улице Советской. На остановке «Завод «Электроаппаратура» высадил пассажиров. И в это время двигавшийся позади в попутном направлении мотоцикл Hors Z-150 под управлением водителя 1978 г. р. буквально влетел в него. О скорости, с которой двигался мотоциклист, можете судить сами – водитель мотоцикла от полученных травм скончался на месте происшествия.

Двухколесная техника – постоянная головная боль сотрудников Госавтоинспекции. И вовсе не потому, что четыре колеса устойчивее. Просто отношение к ней со стороны водителей какое-то уж очень несерьезное. Вот почему-то все знают, что садиться за руль автомобиля, не имея водительского удостоверения, нельзя. И далеко не все на это решаются. Разве что уж самые, простите, отмороженные. Или пьяные. А на мотоцикл – с дорогой душой. Особенно в сельской местности. Хотя и не только там.

Вот что рассказвал об одном из происшествий в Гомеле участник рейда ГАИ:

– Мимо на видавшем виды мотоцикле проносится парень – нужно проверить. Разворачиваемся, догоняем, предлагаем остановиться. В ответ мотоциклист лишь прибавляет газу. Включаем мигалки, начинаем преследование. Гонщик надеется уйти по узким улочкам частного сектора. Скорость у нас – не больше 60 км/час. Но на гравийке и бездорожье кажется, что мы не едем, а летим. Сначала страшно за себя, потом – за мотоциклиста, позже – за прохожих. Все заканчивается на очередном повороте…

– Чего не останавливался? – убедившись, что перед ними не преступник, смягчают интонацию инспекторы.

– Испугался.

– А без прав почему?

– Только 18 исполнилось.

– На A с 16 можно сдавать.

– Денег нет, – парирует «бесправник».

Его «Иж» выглядит неважно. Но, оказывается, еще на ходу. У парня нет прав, нет документов на технику. В таких случаях сотрудник ГАИ должен произвести задержание транспортного средства и отстранить водителя от управления. Мотоцикл нужно гнать на штрафстоянку. Инспектор Бондаренко садится за руль «Ижа». Вообще-то, мог вызвать и платный эвакуатор. Но пожалел парня. Штраф и так будет приличным – миллиона два, не меньше. На постоянно глохнущем полуисправном детище советского мотопрома инспектору предстоит проехать через весь город. Для того чтобы сделать дорогу максимально безопасной, мы обеспечиваем ему «зеленый коридор». Выглядит наш эскорт очень зрелищно. Водителям и пешеходам нравится.

– Да у меня уже десятый мотоцикл, – отдышавшись и освоившись в служебном авто, рассказывает юный гонщик. – Я с ними с самого детства вожусь. Покупаю за копейки, довожу до ума и езжу.

– Ну, с этим байком тебе придется расстаться. Забрать его со штрафстоянки теперь сможет только хозяин, вряд ли ты его отыщешь, – сообщает парню инспектор. Такого поворота мотоциклист не ожидал. Новость его явно расстроила.

– Хоть родители обрадуются, что больше гонять не буду, – упавшим голосом признается парнишка.

В начале мы сказали о двух категориях мотоциклистов. О байкерах и хулиганах. А ведь это и в самом деле так…

На кого все мальчишки (да и девчонки тоже) смотрят с нескрываемым восхищением? На кого хотят походить? Безусловно, на байкеров. Да, тех самых на больших ревущих мотоциклах в кожаных косухах и банданах. И этот наивный восторг почему-то большинство взрослых доводит до истерики. Возможно, для этого имеются определенные основания. Но далеко не везде и не всегда.

Есть такое общественное объединение «Гомельский мотоклуб «Ночные волки». На первый взгляд, звучит устрашающе, не правда ли? Сразу начинаешь представлять себе темную-темную улицу и несущуюся по ней стаю ревущих мотоциклов. Кстати, и эмблема у них соответствующая: вырывающаяся из пламени оскаленная волчья морда. Но именно эти люди проводят акции по посещению кружков мотоциклистов при станциях юных техников и не только. Именно они дают подросткам настоящие уроки красивой и прежде всего безопасной езды. Кроме того, принимают участие в организации проведения теоретического и практического экзаменов для получения водительского удостоверения категории А.

Скажите, на ваш взгляд, чьи слова будут более доходчивы для подростка – настоящего байкера или школьной учительницы? По-моему, ответ очевиден. Нет, я ничего не имею против учителей. Вот только согласитесь, благодаря въевшейся в их плоть и кровь хронической педагогической занудливости все их сентенции вызывают у ребят в большинстве случаев реакцию совершенно противоположную желаемой.

Так что именно у «Ночных волков» есть реальный шанс не только достучаться, но и в определенной степени повлиять на подростковое сознание. И огромное им спасибо, что они этот шанс используют!

P. S. По статистике, из восьми погибших мотоциклистов водительское удостоверение имелось только у одного. Я думаю, это тот факт, который просто не требует комментариев.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ДТП»