Донес: получи деньги, сходи в театр или зоопарк

В России начали премировать граждан, сообщивших о пьяных за рулем. А как у нас?

Власти более десятка регионов России пошли на блистательный во всех смыслах эксперимент – они поощряют людей, сообщающих в ГИБДД о пьяных водителях или иных нарушениях Правил дорожного движения, деньгами, билетами в театр или зоопарк. Подобные бонусы практикуют в Марий Эл, Республике Коми, Нижегородской и Вологодской областях. Перенять передовой опыт собираются и в иных регионах Рф.Так много ли желающих пойти по стопам легендарного Павлика Морозова?

Власти более десятка регионов России пошли на блистательный во всех смыслах эксперимент – они поощряют людей, сообщающих в ГИБДД о пьяных водителях или иных нарушениях Пррк. Так много ли желающих пойти по стопам легендарного Павлика Морозова?

В Коми и Вологодской области за информацию о нарушителях платят по 3 тыс. рублей, в Нижегородской – 2 тыс. рублей, а в Ямало-Ненецком автономном округе за подобный сигнал можно получить 4 тысячи. В Брянской области, если водитель впервые пойман пьяным за рулем, выплатят 3 тыс., если он сядет за руль нетрезвым и будучи лишенным прав, неравнодушный гражданин может получить и все 5 тыс. рублей (примерно 175,7 белорусского). В Марий Эл за информацию о нарушителях ПДД выдают билеты в кинотеатры, театры и зоопарки. Еще в 15 регионах России за сигналы неравнодушным пока вручают грамоты.

Впрочем, в нынешней системе доносительства есть и огрехи. По мнению члена Общественной палаты РФ Александра Холодова, из-за низкого качества фото и видео правонарушений ГИБДД не всегда быстро реагирует на подобную информацию и виновнику удается избежать наказания. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что поощрения за информацию о пьяных водителях и иных нарушителях должны быть не денежными, а иными. Поскольку особо предприимчивые граждане ради денег завалят полицию фальшивыми данными. Например, в приложении «Помощник Москвы» можно разместить сведения о неправильно припаркованном автомобиле, за что начисляют баллы для оплаты парковки или проезда по карте «Тройка».

Справка «Тб». В 2023 году в ГИБДД России граждане передали 281 тыс. сообщений о нарушителях – на 2,6% больше, чем в 2022-м. Было возбуждено 195 тыс. административных дел. Реальное наказание получили только 55,1 тыс. водителей, что говорит о низком качестве предоставленных материалов.

Опрос: только 20% за

Несколько лет назад Общественный мониторинговый центр России решил выяснить, насколько толерантны россияне к пьяным гражданам за рулем. В опросе 1579 человек из 47 регионов выяснилось, что сообщить в полицию о нетрезвых водителях готовы только 21% респондентов; 85,5% поддерживали меры по ужесточению наказания за ДТП в состоянии опьянения; 72,3% сталкивались с вождением транспорта нетрезвыми знакомыми или родственниками. Если же речь заходит о знакомом или близком человеке, то данные опроса еще более удручают: не более 10 человек из 100 готовы просигнализировать в полицию. При этом подавляющее число опрошенных признались, что согласятся помочь нетрезвому водителю деньгами или вызвать такси.

«Пьяные ДТП никто не поддерживает, но при этом на бытовом уровне все привыкли закрывать глаза на то, что знакомые, близкие садятся за руль после употребления алкоголя», – прокомментировал «РИА-Новости» результаты опроса член Экспертного совета по взаимоотношениям граждан с правоохранительными органами Антон Цветков.

Не хотят граждане сигнализировать в Госавтоинспекцию и из-за боязни быть идентифицированным. Но не стоит опасаться, заверяет адвокат и эксперт партии «Автомобильная Россия» Сергей Радько: «Инспекторы остановят, проверят на алкоголь, выявят состояние опьянения, составят протокол – эти документы будут основанием. В деле, скорее всего, не будет фигурировать фамилия того, кто вызвал патруль. Доказательством является акт освидетельствования, в котором фиксируется опьянение. А как его поймали и по чье наводке, это никого не интересует».

Ничего противозаконного не будет и в том случае, если отобрать ключи у нетрезвого водителя. «Если речь не идет о мордобое и порче имущества, то ни по какой статье это не наказуемо. Особенно если потом выяснится, что он был реально пьян и представлял опасность, то здесь никакого наказания быть не может», – пояснил Радько.

Не доносят не только в России

Пьяный за рулем – это не сродни ситуации с преступником с ножом в общественном месте. «Поэтому законопослушные граждане не ходят по улице с ножом, в то время как многие из них употребляют алкоголь (хоть и не ездят за рулем в это время) или выпивают их родственники, друзья, родители и т.д. Поэтому в какой-то степени мы демонстрируем солидарность с пьяным человеком и водителем», – полагает российский социолог Ростислав Кононенко.

Яркая иллюстрация этому явлению – провал активно обсуждавшейся несколько лет назад (после резонансного ДТП в центре Москвы с участием актера Михаила Ефремовым) инициативы обязать работников баров и ресторанов сообщать в ГИБДД, если пьяный посетитель собирается ехать на своей машине. «Посетители баров, зная, что их, скорее всего, быстро остановят и они лишатся прав, будут вызывать такси вместо того, чтобы садиться за руль», – наивно полагали инициаторы обсуждения. И предлагали «обязать сотрудников баров и ресторанов (официантов или охранников) сообщать в ГИБДД, если посетитель бара после употребления алкоголя уезжает на своем авто. Если посетитель сел за руль и попал в ДТП, а сотрудник бара не сообщил об этом, то он должен становиться со-
участником преступления». Дальше обсуждения на интернет-площадке «Российская общественная инициатива» дело с места не сдвинулось.

Опрос, проведенный компанией AlcoSense Breathtesters, показал, что недоносительство на пьяных за рулем – не только славянская традиция. Только четверо из 10 британских водителей позвонят в полицию, если подумают, что автомобилем управляет пьяный водитель; 25% опрошенных полностью проигнорируют ситуацию, если увидят автомобиль, странно передвигающийся по дороге, а 34% не нашли ответа на вопрос, что они предпримут в этом случае.

Опрос продемонстрировал и вполне себе либеральное отношение к вождению в нетрезвом виде среди старшего поколения: только 38% людей в возрасте 45 лет и старше заявили, что вызвали бы полицию, если бы заподозрили пьяного водителя.

США: 6,6 млн долларов парализованному после попадания в дерево

Между тем в 30 американских штатах приняты законы, разрешающие судебное преследование и гражданские иски коммерческих заведений, которые продают алкоголь лицам, находящимся в явном состоянии опьянения, или несовершеннолетним. Законы о «драм-барах» возлагают ответственность на тех, кто продает алкоголь, или за действия, совершенные лицами, которых они обслужили, в состоянии алкогольного опьянения.

В разных штатах действуют различные стандарты подтверждения подобных случаев, но в целом третья сторона должна доказать, что бармен или заведение продавали или давали человеку алкоголь; продемонстрировать некоторую связь между уровнем опьянения человека и употреблением им алкоголя, продававшегося ему; предоставить факты, что бармен или заведение намеренно подали алкоголь человеку, который был явно в состоянии алкогольного опьянения, и игнорировали очевидные признаки того, что подача ему алкоголя потенциально может причинить ущерб или вред другим людям.

Последствия проигрыша дела о магазине драм могут включать значительные штрафы, потерю лицензии или работы, судебные иски, которые способны привести к значительным финансовым штрафам и даже потенциальному тюремному заключению в зависимости от штата и/или обстоятельств дела.

Обычно лица, арестованные по обвинению в вождении в нетрезвом состоянии, не могут винить человека, их обслуживавшего, в том, что он позволил им вести машину в нетрезвом виде, заявляя, что они не несут ответственности за количество потребляемого алкоголя. Тем не менее во многих штатах существуют положения, позволяющие несовершеннолетним или опекунам несовершеннолетних возбуждать уголовное дело по этим делам – во всех штатах лицам в возрасте до 21 года запрещено употреблять алкоголь на законных основаниях.

В отдельных штатах, если человек, находящийся в явном опьянении, пьющий в баре, продолжает употреблять алкоголь и позже попадает в аварию за рулем, третье лицо, пострадавшее в результате аварии, может подать иск о возмещении ущерба.

Идиотский цинизм кейса о драм-шопах: бар в Питтсбурге (штат Пенсильвания) выплатил 6,6 млн долларов мужчине, которого парализовало после того, как он в нетрезвом виде врезался в дерево. В суде истец утверждал: в баре ему давали бесплатный алкоголь, а один из барменов пообещал отвезти его домой.

Беларусь: деньги возьмем из твоего кармана?

В феврале 2009 года при обсуждении промежуточных результатов действия Директивы Президента № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» тогдашний премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на заседании президиума Совмина предложил поощрять граждан, информирующих соответствующие органы о случаях распития спиртного, что потенциально может предо-
твратить большинство происшествий, и предложил взять на вооружение опыт таких стран, как Швейцария и Германия.

Премьер-министр образно рассуждал: «Ставьте рабочим датчики по аналогии с МЧС, мы же в XXI веке живем. Если не соблюдает технику безопасности, пусть датчик жужжит, пищит… Пьют ведь не в одиночку. Пьют на стройке и идут работать, пьют в компании и садятся за руль. Надо поощрять людей, которые будут сообщать о тех, кто, к примеру, сел пьяным за руль».

Неизвестно, последовали ли подчиненные рекомендациям Сергея Сидорского, но о датчиках, которыми бы снабдили строителей или водителей и своим жужжанием сигнализирующих о нетрезвом состоянии их владельцев, официальных сообщений не поступало. Зато опросов о готовности граждан «стучать» на пьяных за рулем, подобно российским, в стране не проводилось, как официально и не публикуется статистика о количестве поступивших в Госавтоинспекцию сигналов от неравнодушных граждан и степени их результативности.

По собственным наблюдениям автора этих строк, желающих «заложить» папу или маму либо других родственников, собирающихся сесть нетрезвыми за руль, из сотни опрошенных найдется лишь десяток, а реально просигнализировавших «куда надо» найдется не более двух.

В беседе с корреспондентом «ТБ» замначальника одного из райотделов ГАИ Минска на условиях анонимности заявил, что приветствует тех граждан, чьи сигналы, а главное, конкретные действия помогли выявить пьяного за рулем. «Но боюсь, что законодательно принятая норма об обязательном поощрении таких граждан деньгами может спровоцировать вал звонков в ГАИ: кому-то показались странными маневры движущейся впереди машины, кто-то резко затормозил… – и следует звонок нам. Если подсчитать, то из примерно десятка таких сообщений в сутки по Минску подтверждается в лучшем случае один – и мы будем, сломя голову, по району носиться за каждым якобы нетрезвым? А как быть с другими обязанностями?»

То есть российский опыт, где в той же Москве даже дают 50-процентную скидку водителям, уплатившим дорожный штраф менее чем за месяц, для нас неприемлем? «Я против такой практики – есть конкретные суммы штрафов и сроки их погашения, – сказал замначальника райотдела. – Знаете, если я, к примеру, публично предложу внедрить у нас подобную практику финансового поощрения, так сказать, стукачей, мне тот же начальник ГАИ республики задаст волне логичный вопрос: «А деньги будем брать из твоего кармана?». Я не против поощрений бдительных граждан, не возражаю против премирования их благодарностями и какими-то деньгами из зарплатного фонда, допустим, в 100 рублей. Как, скажем, несколько месяцев назад в ГАИ города чествовали двух таких граждан, которые не просто просигнализировали в ГАИ, но и помогли задержать пьяного за рулем. Но я против телефонных штурмов по номеру 102, за которыми нередко стоят обиженные друг на друга супруги, психически нездоровые граждане, повздорившие между собой друзья или желающие банально содрать с государства деньги».

Пишите и звоните

Тем временем Госавтоинспекция призывает граждан сообщать о фактах управления транспортными средствами в состоянии опьянения по телефону 102 или в чат-бот @MinskPolice_bot. А при обнаружении водителей, которые ведут себя на дороге неадекватно и создают опасность для себя и окружающих, ГАИ убедительно просит не оставаться равнодушными и своевременно извещать о таких субъектах.

Госавтоинспекторов интересуют такие сведения: госномер, цвет, марка автомобиля, которым предположительно управляет водитель в состоянии опьянения, направление движения. Бдительных граждан просят оставаться на связи и дождаться звонка от сотрудников ГАИ. По возможности следовать для координации действий за машиной ГАИ для определения места следования подозрительного водителя.

Матвей ПРОХОРОВ

Добавить комментарий