Дезинфекция? – Строго по расписанию!

«Ничто не сближает народ так, как общественный транспорт», – любили говорить еще в советское время, намекая на постоянные давки в часы пик. Нынче в автобусах, троллейбусах и трамваях Витебска свободно. В марте наблюдается заметное снижение пассажиропотока. Несмотря на то что в Беларуси не вводились жесткие карантинные мероприятия в связи с распространением коронавируса, люди сами понимают угрозу и без особой необходимости стараются не ездить. Со своей стороны перевозчики тоже принимают серьезные меры, чтобы обеспечить безопасность людей. Транспортные средства сейчас не только моют, но и дезинфицируют.

Чтобы убедиться в этом, наш корреспондент побывал на ряде предприятий и увидел, как осуществляется дезинфекция подвижного состава, а также всех мест, где возможно скопление людей.

ЧЕМ ЧИЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

В филиал «Автобусный парк № 1 г. Витебска» я подъехал в девятом часу вечера. В это время автобусы возвращаются из рейсов и начинают заезжать на мойку.

– Их обработку мы начали производить с 5 марта, – рассказывает инженер по охране труда автобусного парка Наталья Садовская. – Это была наша инициатива, мы видели, что происходит в мире, и приступили к обработке салонов автобусов, не дожидаясь каких-либо специальных распоряжений властей. Закупили специальные дезинфицирующие средства. Антисептиками обрабатываются поручни, ручки, перила, сиденья. Все делаем с помощью гидропульта, поэтому антисептик распыляется по всему салону.

Вначале автобусы заезжают на мойку, где в автоматическом режиме щетками смывается грязь с корпуса, моются тщательно стекла с внешней стороны, фары, диски… В общем, делается все, чтобы транспортное средство выглядело опрятно. После начинаются мойка и дезинфекция салона.

Мойщицы в длинных плащах, масках, перчатках и защитных очках распыляют средства по салону из пульверизатора, потом тряпкой протирают все места, за которые может взяться пассажир. Всего за смену они расходуют 30–35 литров антисептика. Обрабатываются за ночь более 130 автобусов.

– Справляемся нормально, только очки быстро запотевают, – улыбается мойщица Валентина.

Дезинфицируют только салоны автобусов, за порядок в кабинах отвечают сами водители. Причем многие из них такие аккуратисты, что там не хуже, чем в квартирах.

– В кабине водители проводят большую часть своего рабочего времени, а потому поддерживают порядок, – поясняет Наталья Садовская. – У тех, кто работает на городских маршрутах, кабина изолирована от пассажиров. Талончики в Витебске водители не продают. А вот работающим на пригородных и междугородных маршрутах мы выдаем антисептики. Там водители имеют контакт с пассажиром, принимают деньги и выдают билеты.

В связи с опасностью распространения коронавируса на предприятии издан специальный приказ. На работу в качестве мойщиков-уборщиков дополнительно взяли еще два человека. Вечером мойщикам-уборщикам поступают списки всех автобусов, задействованных в тот день на маршрутах при перевозке людей. Отмечается каждая машина, прошедшая через процедуру дезинфекции. Если водитель по каким-либо причинам не пригнал автобус на мойку, то этот автобус находят водители-перегонщики, и он все равно проходит такую процедуру. Каждое утро в рейс выезжают чистые продезинфицированные машины.

Но и это еще не все. Все автобусы дезинфицируются минимум два раза в сутки. Второй раз – во время отстоя в разрыве графика.

Антисептиками постоянно обрабатываются и дверные ручки в помещениях предприятия, а также перила и подоконники. В ходе уборки помещений антисептик добавляется в жидкое мыло.

– Маски носить своих работников мы пока не заставляем, но все предупреждены: сейчас лучше держать дистанцию при общении. Если кто-то почувствовал недомогание, то обязан сразу обращаться к врачам, – поясняет Наталья Садовская.

ТРИ РАЗА В СУТКИ

 Как и в автобусном парке, троллейбусы тщательно моют и дезинфицируют в ночную смену. Я приехал посмотреть, как эта процедура производится между сменами – в половине десятого утра. В троллейбусное депо в это время один за другим едут с маршрутов машины с табличкой «В парк». В парке в первую очередь они теперь заезжают на мойку.

– Дезинфицирующим средством обрабатываются поручни, сиденья, пол, потолки. После обработки с пульверизатора через 10–15 минут мойщицы-уборщицы протирают поручни и сиденья ветошью, – поясняет начальник троллейбусного депо филиала «Городской электрический транспорт г. Витебска» Николай Козкин. – Этим мы занимаемся с 5 марта. Были закуплены пульверизаторы, специальная одежда для мойщиц подвижного состава, маски. Нашего запаса хватит еще на полмесяца. Закончится, будем докупать. Проблем с приобретением химии нет. Сейчас работы по дезинфекции подвижного состава проводят восемь человек. Работают посменно. Мы понимаем, что это вредная работа, а потому выдаем талоны на литр молока в день, предусмотрена для этих работников и дополнительная плата. На линию в рабочий день выходит 71 троллейбус. С учетом резервных обрабатывается 80 машин в сутки. Это серьезная нагрузка.

Мойщица Светлана в момент посещения троллейбусного депо распыляла раствор по салону машины, которая только что вернулась из рейса.

– Дезинфицирующее средство почти без запаха, но все равно после смены чувствуется, что надышалась, – сетует женщина.

Сразу видно, что ей приходится нелегко.

Нелегко сегодня и предприятию.

– Только в прошедшие выходные мы не досчитались 20 процентов дохода, – констатирует происходящее Николай Козкин. – Люди стараются без особой нужды не перемещаться по городу. В салонах троллейбусов сейчас свободно. Конечно, это отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия. Многие организации перевели сотрудников на удаленную работу, меньше стало проводиться всевозможных совещаний, конференций, встреч. Пенсионеры меньше ездят. Школьников родители лишний раз не пускают ехать куда-то. В общем, пассажиропоток падает без всяких запретительных мер.

Кондукторам, контролерам и водителям защитных средств в троллейбусном депо пока не выдают. Но некоторые кондукторы уже работают на маршрутах в масках. Это их собственная инициатива. Как говорится, береженого Бог бережет.

КАЖДЫЙ ЧАС

Непривычно пустынно выглядит сейчас и витебский автовокзал.

Утром, в половине одиннадцатого, всех пассажиров можно было пересчитать по пальцам. В автобус, отправлявшийся по маршруту Витебск – Полоцк – Миоры – Браслав, при мне на посадку подошли восемь человек. Несмотря на то что билеты продавались с указанием мест, люди расселись по одиночке. И никто им не сделал замечания за такую самодеятельность.

– У нас тоже наблюдается спад пассажиропотока, – рассказывает директор филиала «Автовокзал» Денис Михайлов. – Однозначные и точные выводы можно будет делать по итогам марта. Но уже и так понятно, что мы не досчитываемся примерно15 процентов пассажиров. Это если судить по количеству реализуемых билетов. Серьезно сказалось на нас и закрытие границы с Российской Федерацией. В Смоленск всегда отправлялись полные автобусы. Многие предприятия ограничили проведение различных мероприятий. Сейчас их чаще проводят с помощью средств связи. В командировки людей отправляют только в случае острой необходимости. Если есть возможность решить вопрос без физического присутствия человека, то он так и решается. Дачников тоже пока мало. Да и те, кто сейчас имеет дачу, как правило, имеют и автомобиль.

А для продолжающих пользоваться услугами автовокзала администрация делает все возможное, чтобы эти поездки были максимально безопасными.

– Для пассажиров при подходе к кассам в здании автовокзала мы повесили дозатор с антисептиком, закуплено большое количество дезинфицирующих растворов для обработки рук, поверхностей. Мыло в туалетах тоже кладем с антибактериальным свойством. Возле каждой кассы для пассажиров стоит стационарный баллончик с дезраствором, – говорит завхоз автовокзала Виктор Бурцев. – Постоянно проводится уборка помещений. Дверные ручки, стекла у касс, прилавки и многое другое протираются каждый час. Санстанция проводит мониторинг. На доске объявлений размещена информация о том, какие меры надо предпринимать, чтобы не заразиться инфекцией.

Температуру пассажирам на автовокзале в Витебске не измеряют, но если кто-то почувствует недомогание, может подойти к аптечному киоску или обратиться в расположенную рядом станцию скорой помощи, где постоянно дежурит бригада врачей.

Маски для работников автовокзала тоже приобретены, но пока там не считают нужным их использовать.

Домой я возвращаюсь на автобусе седьмого маршрута, который идет через весь город и его центр. В салоне непривычно мало людей. Никто не толпится и не дышит в затылок друг другу. Может, это и есть белорусский путь борьбы с коронавирусом, который меняет привычную картину мира прямо на глазах?

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий