Да загорится на экране: «Экзамен сдан»!

На заседании Совета безопасности, состоявшемся в конце февраля, Александр Лукашенко затронул тему ужесточения ответственности при подготовке водителей: «Мы слишком вольно относимся к выдаче разрешительных документов на управление автотранспортом».

Прошло три месяца, и мы решили узнать степень вольности у заместителя начальника Межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимира Филипповича СВИРИДОВИЧА.

Заместитель начальника Межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимир Филиппович СВИРИДОВИЧ

Заместитель начальника Межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимир Филиппович СВИРИДОВИЧ

Интервью

– Конечно, интересует статистика. Скажите, пожалуйста, сколько молодых водителей вливается в ряды участников дорожного движения ежеквартально?

– МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома в первом квартале было выдано 15 428 удостоверений, или на 1288 больше (+9,1%), чем за аналогичный период прошлого года – 14 140. Однако это количество возросло не за счет «новобранцев»: их было 3842, что на 236 человек, или на 5,8%, меньше в сравнении с первым кварталом прошлого года. Увеличение произошло благодаря другим категориям: гражданам, получившим 11 124 водительских удостоверения в порядке обмена, а это больше, чем за аналогичный период 2017 года (10 062), на 1062 удостоверения и составляет прирост 10,6 %, а также обладателям 462 временных талонов, коих стало на 24 человека, или 5,5% больше, чем в первом квартале прошлого года (438).

– Существуют ли другие количественные показатели, которые бы могли качественно охарактеризовать «дипломированных» шоферов?

– Снижение количества вновь выданных удостоверений не связано с ухудшением
обучения в автошколах или экзаменационной инквизицией. Дело в том, что практически в той же мере (5,5%) в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось число кандидатов в водители – с 5140 до 4855.

МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома за январь–март проведено всего 23 953 экзамена. По сравнению с 2017 годом (24 457) этот показатель тоже сократился (на 504 единицы), однако его изменение (-2,1%) в разы меньше уровня снижения претендентов на водительские права. Пусть это еще не звоночек, но при дальнейшем развитии может стать предпосылкой для возникновения проблемы. Потому что сопоставление этих показателей говорит либо о недостаточной подготовке курсантов, либо о падении их мотивации, поскольку в среднем каждый будущий водитель для достижения своей цели сдал большее число экзаменов, чем раньше.

– Как молодые водители влияют на ситуацию на дороге?

– Тут трудно предугадать. Разные люди, разные меры ответственности, темпераменты, воспитание, реакция, обстоятельства…

Ну вот что есть: не успеют права получить, как понеслись! А знают же, с какой скоростью можно ехать. Есть и их противоположность – дисциплинированные, аккуратные водители. Те и другие «выпускаются» на дорогу постепенно и в равных пропорциях, поэтому на дорожную ситуацию значительного влияния не имеют.

– Каков процент нарушителей среди водителей со стажем до года?

– Сравнивая все те же периоды 2017-го и 2018-го, к сожалению, следует отметить, что состояние транспортной дисциплины складывается не в пользу нынешнего. Так, по водителям со стажем до одного года из всех оценочных показателей учетных ДТП нет самого страшного – гибели людей. Но общее количество ДТП и раненных в них людей возросло на 200%, а по вине тех, кто машиной управляет первый год, – на 100%.

– Как оцениваете динамику качества подготовки водителей за последние пять, десять лет? Какой уровень сдачи водительских экзаменов с первого раза по городу Минску?

– Качество подготовки водителей транспортных средств принято оценивать показателем неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки. Или, проще говоря, несдачи. А это означает: чем выше доля несдавших, тем показатель хуже. За первый квартал данный показатель составил 76,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (78,7%) это совсем незначительное его снижение – всего 2,3 процентного пункта, но все-таки прогресс.

Последние пять лет размер показателя неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки мало меняется, находится примерно в одном ряду и достиг своего максимума (79,4%) в 2015–2016 годах. Понимаете: экзамен с первого раза из пяти человек сдает только один! А речь идет об усредненном общегородском показателе несдачи по всем видам экзаменов. Здесь и теория, и практическая часть. В нем – успехи и поражения 65 автошкол столицы.

Если пятилетняя динамика уровня неудачных попыток сесть самостоятельно за руль автомобиля непоказательна, то на десятилетнем отрезке времени очевиден регресс. Там минимум показателя достигал 52,2% в 2011 году, то есть каждый второй справлялся с заданием с первого раза. И это мы еще не берем более давние, например, советские времена.

Специалист по приему экзаменов МЭО Александр БАЙДУК.

Специалист по приему экзаменов МЭО Александр БАЙДУК

– Сложнее кандидатам в водители дается теория или практика? Какой вид экзамена они чаще заваливают?

– Экзамены проводятся последовательно: вначале – теоретический, затем практический. Без сдачи теории к вождению допускать нельзя.

Лучше, безусловно, сдают теоретическую часть. Но если сравнить с тем, как сдавался этот экзамен каких-то пять лет назад, то результаты тогда были выше, чем сейчас. Почему у нынешних экзаменуемых немного снизилась планка, мы знаем: экзаменационные билеты формирует ГАИ республики и периодически меняет в них вопросы. И это правильно. Раньше экзаменационная программа была во всех организациях, и они знали ее, как «Отче наш». Но и сейчас некоторые осваивают программу так, что могут, не читая условия задач, глядя только на картинку, давать правильные ответы.

Однако совсем другая ситуация, когда эти понятные, изученные вдоль и поперек Правила дорожного движения надо применить в реальной дорожной обстановке. Возникает много спорных вопросов, пытаются свалить вину на инструктора, говорить о предвзятом отношении специалиста по сдаче экзаменов. А практический экзамен мы обязаны принимать с видеофиксацией. В случае же апелляции, как правило, выясняется, что наш специалист был еще слишком снисходителен и некоторых ошибок не засчитал.

Нынешние времена – просто прелесть. Иногда удивляюсь, как мы раньше работали без компьютеров, видеорегистраторов… Сейчас все зафиксировали, запомнили, скопировали и сохранили. Лучшей доказательной базы и не придумаешь.

Практический экзамен, в свою очередь, проходит в два этапа: сначала – автодром, затем – испытательный маршрут в условиях реального дорожного движения, или, другими словами, город. На автодроме – всего-то четыре элемента, а они часто не отработаны и вызывают у экзаменуемых не нужное при проверке знаний и умений волнение.

При этом тест на площадке – пустяк по сравнению с городом. Обучающим организациям наши маршруты известны, на них курсанты зачастую отрабатывают вождение. А какой результат они покажут, если их отвезти в другое, незнакомое, не объезженное ими ранее место?

Да загорится на экране: «Экзамен сдан»!

– Как Вы считаете, имеет ли смысл отдать процесс теоретической подготовки на самостоятельную проработку курсантам?

– По большому счету нам все равно, лишь бы уровень знаний при этом не страдал и претенденты на права с достоинством выдерживали испытания. Есть такой опыт за рубежом, причем вполне успешный. И дисциплина на дорогах не хуже нашей.

К сожалению, не все автошколы работают достаточно ответственно. Некоторых интересует больше финансовая часть: смотрят, как взять, а не дать. Пытаемся иногда найти таких «деятелей» по особо неудовлетворительным результатам тестов их воспитанников, а такой организации уже и след простыл.

С другой стороны, роль наставничества исключать было бы неправильно. Просто заучить теорию многим под силу, а вот донести до глубины, разобрать на доступных примерах самостоятельно способен не каждый. Сам я до сих пор помню Правила дорожного движения в том виде, в каком мне их еще мой преподаватель дал.

– Какие автошколы наиболее сильные и наиболее слабые при подготовке курсантов?

– Как я уже говорил, главным качественным оценочным параметром для нас является показатель неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки. Этот параметр из года в год нестабилен, зависит во многом от распределения по автошколам курсантов с разной степенью ответственности, способности их к учебе, других факторов. Поэтому качество деятельности одних организаций становится лучше, других – хуже. Более того, оно колеблется и внутри одного года по каждой школе: при трехмесячном обучении набор на курсы вождения производится четырежды.

По итогам первого квартала из 65 организаций Минска, которые представили своих курсантов на автовождение, я выделю несколько, сработавших как в плюс, так и в минус по разным видам проверок.

Самый низкий процент несдачи Правил дорожного движения, а значит, речь идет о лучших в этом направлении, показали ООО «Автоцентр «Атлант-М» (12,4%), ООО «Автодело плюс» (14,3%), ОДО «Автострим» (14,5%), ЧУП «АС «Интеллект» (15,8%).

Худшие результаты по знанию теории были у ООО «Авторитет-ВМ» (75%), ГУЦ «ЦПКРР и С «Белдорстрой» (58,8%), ООО «Авто-штурман» (52,2%), ООО «Трансавтосервис» (48,3%). Средний по городу показатель неудовлетворительной сдачи теоретических экзаменов составил 31,6%.

Процент несдачи с первого раза вождения – суммарный, он учитывает и площадку, и город. В этой дисциплине лидерами стали: ООО «Автоперекресток» (0% – оказывается, все-таки можно!), БНТУ ВТФ (40%), ОДО «Вираж-плюс» (45,3%), ОДО «Жокей» (47%).

Аутсайдеры – ООО «Авторитет-ВМ» и ЧУП «Санни Соул» (100%(!), ООО «Азбука вождения» (94,4%), ООО «Трансавтосервис», где неплохо сдавали теорию (93,3%), ООО «Твое движение» (92,5%). Спрашивается, действительно ли эти люди отработали в автошколе 50 академических часов отведенного программой учебного времени? В итоге четыре из пяти будущих водителей Минска пересдают хоть какой-то из экзаменов, причем большинство из них – по несколько раз.

– В республике снова усиливается борьба с коррупцией. Бытует мнение, что права можно купить. Насколько это соответствует действительности?

– Как я уже говорил раньше, деятельность специалистов нашего отдела совершенно прозрачна благодаря видеорегистраторам и другим гаджетам, все компьютеризировано. Вся эта аппаратура для нас не только подспорье в работе, но и доказательная база.

Да загорится на экране: «Экзамен сдан»!

Иногда нас обвиняют, что мы заваливаем на экзаменах. Да и как говорить о предвзятом отношении при столь огромном потоке незнакомых людей? Если бы даже была такая возможность, то смысла для нас в этом нет никакого: от увеличения числа пересдач возрастает лишь объем работы, но не оплата за нее. Выгодно это может быть автошколам, не дорожащим своей репутацией, потому что их бывший слушатель снова вернется к ним на доучивание, принесет дополнительный доход.

Пользуясь случаем, хочу предупредить об участившихся случаях спекуляции нашей работой. Под видом оказания помощи по сдаче экзаменов мошенники завладевают денежными средствами доверчивых граждан и после неудачи, в лучшем случае извиняясь, возвращают их, но чаще просто исчезают вместе с наживой.

– Кроме выдачи главных водительских документов, проводит ли МЭО ГАИ ГУВД другую работу по влиянию на «погоду» на белорусских дорогах?

– Совместно с сотрудниками отдела агитации и пропаганды ГАИ торжественно вручены водительские удостоверения молодым водителям 26 января, 23 февраля и 30 марта. Им был продемонстрирован документальный фильм профилактического характера, разъяснено законодательство, действующее в сфере дорожного движения.

Сведения о результатах сдачи экзаменов и уровне аварийности среди выпускников автошкол направляются в УП «Белтехосмотр», РУП «БелГИМ», УГАИ МОБ МВД Республики Беларусь. Эти же данные регулярно размещаются на информационных стендах экзаменационной комиссии и табло. Опубликована статья в газете «На страже», подготовлен сюжет на телевидении в программе «Доброе утро». Мы – за сотрудничество со СМИ. Считаем, что оно положительно влияет на образовательный процесс, доверенный нам. Поэтому приглашаем поприсутствовать на экзаменах…

ПДД-тест

В МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома имеются два класса для приема теоретического экзамена. Владимир Филиппович ведет меня в один из них. Ничто здесь не отвлекает от сосредоточенной работы тестируемого: в помещении – чистый воздух, спокойный дизайн, аквариум, приглушенное освещение, условно изолированные места.

Да загорится на экране: «Экзамен сдан»! Да загорится на экране: «Экзамен сдан»!

Проверить свои знания пришло семь человек – явились не все согласно предварительной записи. Места у компьютеров им назначаются пространственно свободно. Кроме проверяемых, в зале находятся два члена приемной комиссии – законодательно разрешенный минимум.

Из трех рекомендованных форм приема теоретических экзаменов здесь применяется одна, зато самая современная и полностью исключающая влияние человеческого фактора: по билетам с использованием автоматизированных систем. Билет содержит 10 заданий, на подготовку которых дается 15 минут. Ответить надо на все вопросы без исключения, ошибка допускается лишь одна. Кто справился – молодец! В противном случае повторить попытку можно только через неделю. А потом еще повторить.

Положительная отметка «Сдан» действительна всего в течение шести месяцев. В этот срок кандидат в водители автомобиля должен уложиться, проходя практические испытания.

Высший пилотаж

Практическая часть экзамена на получение водительских прав проводится последовательно в два этапа у теоретически подкованного кандидата. Первый этап – автодром (закрытая площадка). Здесь достаточно одного члена комиссии. Меня принимает под свое крыло инструктор по приему экзаменов Игорь ЯКУБИЦКИЙ. Мы с ним садимся в автомобиль Фрунзенской РОС ДОСААФ. Сегодня трое выпускников этой автошколы – женщина, молодой человек и девушка – будут впервые демонстрировать свои умения и навыки в управлении механическим транспортным средством.

Первый этап практического теста включает в себя всего четыре элемента, для простоты называемые тут «эстакада», «гараж», «диагональная парковка» и «дворик». Для зачета достаточно проверки любых двух упражнений. В этот день председателем экзаменационной комиссии принято решение проводить испытания по подъему транспортного средства на эстакаду и заезду задним ходом с поворотом в бокс, расположенный перпендикулярно направлению движения.

На выполнение каждого элемента выделяется по три минуты, использовать можно не более двух попыток. Не прошедшему испытание разрешается вернуться на автодром трижды с шагом в неделю, дальнейшие попытки – через месяц. При этом следует помнить, что все старания будут напрасны, если не успеть перейти ко второму этапу практического экзамена в отпущенный зачетный квартал после удачной проверки знаний Правил дорожного движения.

В результате женщина наехала на отбойник, самостоятельно вырулить не смогла, потребовалось вмешательство экзаменатора. А это – грубейшее нарушение, ей предстоит пересдача через неделю. Молодежь чувствовала себя за рулем гораздо увереннее, особенно хрупкая девушка, поэтому оба с честью выполнили поставленные перед ними МЭО ГАИ задачи.

Да загорится на экране: «Экзамен сдан»!

Оксана ГУЧЕК, «ТБ»

Добавить комментарий