Цифровизация как залог качества и доступности

Юрий ЛЕНЧЕВСКИЙ

Как активное внедрение информационных технологий изменит процесс оказания услуг УП «Белтехосмотр» и что ожидает автовладельцев в самой ближайшей перспективе – об этом под занавес уходящего года в интервью «ТБ» рассказал директор предприятия Юрий ЛЕНЧЕВСКИЙ. Он также прокомментировал ситуацию, связанную с выдачей международных сертификатов ЕКМТ с недавнего времени только в областных филиалах и на собственных диагностических станциях.

– Юрий Станиславович, с 1 ноября УП «Белтехосмотр» изменило порядок выдачи сертификата МСТО и подтверждения техническим нормам ЕКМТ, однако нововведение вызвало непонимание со стороны перевозчиков Могилевской области. В чем камень преткновения? 

– На «Белтехосмотр» возложена функция выполнения четырех административных процедур: выдача разрешения на допуск к участию в дорожном движении и трех международных сертификатов – ЕКМТ, МСТО и ДОПОГ. Согласно законодательству выдача разрешений на допуск осуществляется по месту прохождения техосмотра, то есть на диагностических станциях. При этом место выдачи международных сертификатов законодательными актами не регламентируется, и предприятие может организовать этот процесс на свое усмотрение, в связи с чем и было принято такое решение. Поэтому нарушений законодательства со стороны УП «Белтехосмотр» здесь, безусловно, нет, как и цели ущемить интересы перевозчиков.

Сложилась такая ситуация, что за период существования предприятия была создана информационная система, позволяющая учитывать административные процедуры только по выдаче разрешения на допуск к участию в дорожном движении после прохождения техосмотра. Остальные процедуры оцифрованы не были, и соответственно учет их, как того требует законодательство, не велся. Возникла необходимость организовать выдачу международных сертификатов ЕКМТ и МСТО в короткие сроки с минимальной доработкой программного продукта на базе наших представительств – филиалов и диагностических станций, подключенных к единой локальной сети. Одна из стоящих перед нами на тот момент задач – избежать ошибок или сбоев при оформлении этих документов, поскольку специалисты информационно-аналитического управления предприятия имеют возможность устранять их в режиме реального времени. А это, в свою очередь, позволяет исполнять нам данные административные процедуры в установленный срок – в течение одного рабочего дня.

СПРАВКА

В Республике Беларусь функционирует сеть, состоящая из 230 диагностических станций, в том числе 12 мобильных, обслуживающих 25 районов. 

В ведении УП «Белтехосмотр» находится 23 диагностические станции, в том числе 6 мобильных. В 2019 году открыто две новые ДС в Брестской и Минской областях.

Сеть диагностических станций обеспечивает покрытие в радиусе 30 км равномерно по территории страны. Диагностические станции работают по графикам, удобным населению – без выходных и перерывов в крупных городах.

За 11 месяцев 2019 года УП «Белтехосмотр» было выдано более 1,066 млн разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении (при общем количестве зарегистрированных в республике ТС более 4,290 млн авто).

База данных АИС «Белтехосмотра» синхронизирована с базой ГАИ МВД «Регистрация транспорта», что позволяет при выдаче разрешения на допуск к участию в дорожном движении провести сверку регистрационных данных ТС, а подразделениям МВД – удаленно проверить наличие разрешения на это ТС. Автовладельцы имеют возможность проверить через сайт «Белтехосмотра» наличие и срок действия разрешения либо в кратчайшие сроки перенести отметку о прохождении гостехосмотра в сертификат.

Организовать эту работу на ДС других собственников на тот момент по многим причинам было невозможно. Однако после опытной эксплуатации нашего ПО на своих станциях и в филиалах пришли к мнению, что после небольшой его доработки есть возможность выдавать МСТО на других станциях, поскольку сертификат привязан к диагностической карте, которая выдается перевозчику при прохождении техосмотра.

С подтверждением транспортного средства на соответствие техническим нормам ЕКМТ все оказалось намного сложнее. В республике имеется всего 15 аккредитованных лабораторий, проводящих соответствующие испытания транспортных средств. И если сертификат соответствия имеет единую форму, то протоколы испытаний каждая станция разрабатывала самостоятельно. Чтобы ввести все эти данные в нашу информационную систему, предварительно необходимо было разработать единую форму протокола испытаний. После того как эта работа будет нами завершена, специалист «Белтехосмотра» сможет в любом филиале или на ДС заполнить и выдать сертификат соответствия.

Поэтому на сегодняшний день мы вынуждены оформлять международные сертификаты только в областных филиалах и на диагностических станциях, где наши специалисты независимо от места прохождения транспортным средством испытания готовы выдать перевозчику международный документ.

– Существуют ли особенности порядка осуществления административной процедуры по оформлению международных документов – подтверждения ТС на соответствие техническим нормам ЕКМТ и сертификата МСТО?

– Безусловно. Подготовка сертификата технического контроля ЕКМТ – достаточно сложный, трудоемкий и затратный по времени процесс. Документ составляется в четырех экземплярах на четырех языках (белорусском, английском, французском и немецком), сведения при этом вносятся в электронную форму вручную, что требует специальной подготовки и повышенного внимания должностного лица. Ошибки и неточности при оформлении могут иметь серьезные последствия – размер штрафных санкций со стороны контролирующих органов иностранных государств, к примеру, на территории Евросоюза, может достигать десятков тысяч евро. Перевозчик, соответственно, в порядке регресса вправе предъявить претензии УП «Белтехосмотр». И, к сожалению, такие факты у нас были.

Возложить выдачу международных сертификатов на инженера по допуску ТС к участию в дорожном движении диагностической станции было бы не совсем верно. Выписать так называемую наклейку и заполнить международный сертификат ЕКМТ – работа разного уровня сложности. Тем более что инженер по допуску должен осуществлять свою административную процедуру в течение 15 минут, а на процедуру выдачи ЕКМТ выделяется один рабочий день. Вместе с тем нередки случаи, когда перевозчики после прохождения лабораторных исследований требуют выдачу международных документов незамедлительно.

Таким образом, принятое нами решение, во-первых, имеет экономическое обоснование, во-вторых, направлено на повышение качества оказываемых услуг, т. к. международный документ готовится специалистом.

При этом сегодня существует возможность подачи предварительной заявки на проведение данной процедуры и ее оплаты через сайт «Белтехосмотра». А после того как будет налажена работа единой информационной системы, осуществлять ее можно гораздо быстрее – скажем, в течение 30 минут. Остается только создать собственную базу по проверкам на соответствие ЕКМТ на аккредитованных лабораториях – и перевозчики смогут получать качественную услугу в короткие сроки.

– Как планируется урегулировать возникший в Могилевской области вопрос? Насколько актуальна в связи с этим тема расширения географии филиалов и диагностических станций «Белтехосмотра»?

– Если говорить о ситуации в Могилеве, то при наличии одной аккредитованной лаборатории в городе и области в настоящее время выдача ЕКМТ производится в трех городах – самом областном центре, Мстиславле и Бобруйске. Причем перевозчик может получить этот документ в абсолютно любом из филиалов «Белтехосмотра»: допустим, приехать из Витебска в Могилев и оформить его там. То есть, на мой взгляд, мы идем по пути улучшения условий для международных автоперевозчиков. 

По итогам встречи с представителями частных компаний и Ассоциации «БАМАП» УП «Белтехосмотр» было принято решение об увеличении числа диагностических станций для выдачи сертификатов МСТО не только в Могилевской области, но и по всей республике. В частности, в Могилеве для удобства перевозчиков филиал был перенесен и теперь размещается вблизи диагностической станции № 158.

Также отмечу, что мы готовы по предварительным заявкам перевозчиков направлять специалиста нашего филиала на эту диагностическую станцию – аккредитованную лабораторию – и в течение рабочего дня оформлять и выдавать сертификат. Кроме того, на будущий год запланировано строительство базовой диагностической станции «Белтехосмотра» в Могилеве, которая будет аккредитована как испытательная лаборатория, где мы сможем и проверять транспорт, и выдавать международные сертификаты. Этот вопрос будет полностью закрыт. 

Предложение об увеличении числа работников на ДС № 158 для выдачи сертификатов ЕКМТ, по нашим подсчетам, является экономически нецелесообразным. Так, в ноябре этого года в регионе был выдан всего 31 такой международный документ, то есть практически один в день. 

В целом по республике по состоянию на 1 ноября выдано 18 978 таких сертификатов. Из них в Брестской области – 5086, Витебской – 543, Гомельской – 863, Гродненской – 1762, Могилевской – 495, Минской – 2631, городе Минске – 7598. Таким образом, согласно статистике, Могилевская область занимает последнюю позицию среди регионов по количеству обращений за сертификатами ЕКМТ. 

В ближайших планах предприятия также строительство базовой диагностической станции с размещением на ней филиала в Гомельской области. Идет процесс согласования создания дочернего предприятия УП «Белтехосмотр», которому будут подчиняться все ДС. После чего мы определим те из них, которые подлежат аккредитации. Однозначно это будут все находящиеся в областных центрах. Безусловно, предварительно просчитаем экономические риски – в этом действительно должна быть необходимость.

– Расскажите о единой информационной системе: какие возможности она предоставляет предприятию, как планируете развивать в дальнейшем?

– Наша информационная система создавалась много лет, однако именно сегодня встал вопрос ее окончательной доработки. Цель – включить в нее все административные процедуры, а также внедрить систему информационной безопасности, что позволит интегрироваться в национальный центр электронных услуг и наладить обмен персональными данными с информационными системами всех заинтересованных госорганов (ГАИ, МНС, ГТК), то есть всех тех, кому это необходимо. До сегодняшнего дня возможности такого взаимодействия у нас не было.

Дальнейшее развитие единой системы однозначно видим в плане реализации электронных административных процедур. Если сегодня автовладельцы, проходящие техосмотр, получают наклейки на лобовое стекло, то в будущем мы хотим реализовать возможность контроля прохождения ТО через камеры видеофиксации.

К слову, после отвязки госпошлины от техосмотра, о чем сегодня много говорят, контроль ее оплаты тоже планируется наладить через систему видеофиксации. Без нашей информационной системы этот проект был бы невозможен. В будущем, как ожидается, инспектор ГАИ сможет проверить прохождение автомобилем ТО в потоке с помощью электронного устройства, не останавливая авто. 

На мой взгляд, это существенно повысит законопослушность граждан и автомобилисты повернутся к техосмотру лицом. За последние пять лет мы ежегодно минусуем порядка 10% по количеству пройденных техосмотров. Нельзя сказать, что эта цифра абсолютно верная, однако можно с определенной долей вероятности отметить, что 50% автовладельцев ТО не проходят. Отвязка госпошлины от техосмотра, безусловно, облегчит нам жизнь. Однако в первую очередь это вопрос безопасности дорожного движения.

– То есть механизм контроля оплаты госпошлины осуществим?

– Механизм уже есть: это контроль через систему видеонаблюдения. МВД работает над тем, чтобы подключить все видеокамеры в единую сеть. Предполагается, что наряду с другими правонарушениями через систему видеофиксации можно будет контролировать в том числе прохождение техосмотра. В то же время это достаточно сложный процесс, который невозможно реализовать одномоментно.

В Германии, к примеру, пошлина за пользование дорогами взимается в виде налога. Налоговая в течение года контролирует транспортное средство, стоящее на учете, и оплату госпошлины за него. В нашем случае это позволило бы ГАИ разобраться с теми автомобилями, которые стоят на учете, но давно находятся на свалках. Если бы владельцы должны были платить такой налог, они бы беспокоились о том, чтобы снять авто с учета.

К сожалению, статистика количества ДТП с участием не прошедших техосмотр транспортных средств ГАИ не ведется: только если в ДТП были пострадавшие. Мы также неоднократно поднимали перед страховыми компаниями вопрос, чтобы при заключении обязательного страхования ТС они обращали внимание на прохождение техосмотра. Здесь пока нет обоюдного интереса, который, на мой взгляд, все-таки должен быть. 

– Одним из приоритетов деятельности «Белтехосмотра» является увеличение числа прохождения ТО, что способствует повышению безопасности на дорогах. Какие новые маркетинговые пути для привлечения клиентов используете?

– Мир не стоит на месте, и мы стараемся идти в ногу со временем. У «Белтехосмотра» есть свои аккаунты во всех популярных социальных сетях и мессенджерах, что позволяет нам оперативно доводить информацию до автовладельцев. В декабре мы впервые проводим акцию: предоставляем 33%-ную скидку на прохождение техосмотра обладателям купона на Slivki.by. Результаты акции покажут, насколько она оказалась востребована. 

До конца года планируем запустить новый сайт, на котором автовладельцы смогут зарегистрироваться, создав личный кабинет. Благодаря этому можно будет записаться на прохождение техосмотра, оплатить услугу, получать оперативную информацию об окончании срока действия техосмотра.

На некоторых диагностических станциях созданы места самообслуживания для клиентов, где на специальных компьютерах с сенсорными мониторами можно произвести оплату с помощью банковской карты. Такое оборудование установлено на четырех базовых станциях, еще несколько единиц закуплено. Мы также предложили собственникам других диагностических станций помочь им в организации мест самообслуживания.

Кроме того, в планах – заказать разработку мобильного приложения, с помощью которого пользователи смогут зарегистрироваться, записаться на техосмотр и через мобильный банкинг оплатить услуги.

С 2020 года УП «Белтехосмотр» осуществляет переход на восьмую версию 1С, что позволит автоматизировать ряд процессов и соответственно ускорить и упростить работу специалистов филиалов, а также бухгалтерии. В будущем новый сайт и 1С будут увязаны с единой информационной системой, образуя целостный комплекс.

Поэтому, безусловно, цифровизация и активное внедрение информационных технологий во многие процессы предприятия с целью улучшения качества обслуживания клиентов – приоритетная задача на сегодняшний день.

– Какие еще планы по развитию УП «Белтехосмотр» на ближайшую перспективу?

– Мы поставили перед собой еще одну задачу, которая сложно реализуема и требует немало времени – это возможность снятия инженера по допуску ТС к участию в дорожном движении с других диагностических станций и реализация этой административной процедуры в электронном виде.

Сегодня клиенты других ДС, пройдя техосмотр и получив диагностическую карту, идут к инженеру по допуску «Белтехосмотра», который проверяет все необходимые документы (в том числе медицинскую справку, страховку, оплату госпошлины) и выдает наклейку. Мы уже, в принципе, готовы начать опытную эксплуатацию программных решений на собственных диагностических станциях, чтобы в будущем это лишнее звено убрать и перевести данный участок работы в электронный формат. То есть после прохождения техосмотра все документы (с помощью планшета или смартфона) будут отправляться в наш колл-центр. Однако чтобы это можно было претворить в жизнь, предварительно потребуется внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, а соответственно, немало времени.

Беседовала Инесса ГЕРМАНЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий