Расследование Reuters назвало наиболее проблемные узлы электромобилей Tesla
«Транспортная безопасность» продолжает знакомить читателей с подробностями обнародованного 20 декабря минувшего года расследования Reuters, посвященного проблемам безопасности электромобилей Tesla. Хотя, на наш взгляд, оно во многом пристрастно и ставит в вину бизнес-империи Илона Маска то, в чем можно обвинить любой автоконцерн или стартап по производству электромобилей (EV), дыма без огня не бывает. Электротранспорт все активнее входит в наш быт, и негативный опыт его эксплуатации следует изучить всем: автопроизводителям, автовладельцам, сервисно-ремонтным компаниям, контрольным госорганам.
Перечень узлов Tesla, выходящих из строя чаще всего, включает прежде всего подвеску, а также рулевое управление и руль в целом, утверждает расследование Reuters. Однако главная проблема – не в самой подвеске, а в том, что компания так и не устранила окончательно основания для жалоб клиентов, предпочитая класть их под сукно и оставляя «теславладельцев» на бобах после выхода их электромобилей из строя.
Подвеска! Все трассы, полные огня!..
Между тем основания побеспокоиться о подвеске Tesla были как минимум с 2016 года, ознаменовавшегося серией аварий в Китае. Инженеры Tesla установили, что виной всему – переднее/заднее звено, изготовленное из алюминиевого сплава. Производитель четырежды переделывал уязвимую деталь, поскольку первоначальные изменения не сняли проблему. Впрочем, как показывает расследование, не устранили ее и окончательно последующие изменения.
Справка «ТБ»
По данным расследования, в 2016–2020 годах Tesla разрешила около 400 жалоб в Китае, связанных с отказами кормовой части, посредством ремонта автомобилей по гарантии или добровольного ремонта машин, у которых истек гарантийный срок.
Материалы, на которых основывается расследование, «свидетельствуют о постоянных проблемах с низкотехнологичными соединениями подвески (верхние и нижние контрольные рычаги, передние и задние тяги)». В чем тут конфуз? В том, что это – сравнительно простые и дешевые для производителя детали, вдобавок малозаметные для автовладельца. Однако именно они «играют решающую роль в безопасном соединении оси и колес автомобиля с его кузовом и рулевым управлением», подчеркивает расследование.
Еще две ахиллесовы пяты Tesla, на сей раз посложнее и подороже, но не менее важные – ведущие мосты и рулевые рейки, «часто нуждавшиеся в замене после внезапных отключений гидроусилителя руля, по словам некоторых владельцев Tesla, чуть не ставших причиной аварий». Про гидроусилитель – чуть ниже: абсолютным лидером по количеству жалоб и поломок является подвеска.
Среди прочих документов расследование ссылается на памятку от 2016 года инженера Tesla Риккардо Донга, описывающую серию инцидентов с подвеской седана Model S в Китае. Если верить Донгу, компания не нашла убедительных доказательств того, что неисправности подвески были вызваны каким-либо прямым воздействием – аварией или наездом на бордюр. Напомним: коронный прием сервисов Tesla при отказе в бесплатном устранении поломок – ссылка на то, что ущерб причинен самим клиентом. «Разрушение подвески пугает клиента, – с детской непосредственностью констатирует Донг. – Многие владельцы просят оформить возврат». Еще бы! А как бы вы поступили на их месте?
Для внутреннего пользования
В апреле 2019 года нидерландский инженер службы поддержки продуктов Tesla Ральф ван Гестель произвел тщательное исследование проблем с подвеской. Рекомендации Ван Гестеля процитируем сразу: «Улучшить качество» проблемных деталей, «взыскать с поставщиков» деньги за причиненные неисправности. Увы, судьба этих рекомендаций туманна: «Неясно, получала ли Tesla когда-нибудь какие-либо деньги обратно от поставщиков. Ван Гестель не ответил на запрос о комментариях».
Справка «ТБ»
По данным ван Гестеля, отказ рычага управления был вторым по суммарным убыткам для производителя отказом узлов Tesla за период с апреля 2018 по апрель 2019 года. Так, рычаги управления на Model X за этот период выходили из строя более 3000 раз. Согласно заключению инженера, передние верхние рычаги управления в Model S и X склонны к раннему выходу из строя, большинство замен происходит в течение 0,5–2 лет эксплуатации.
Автопроизводитель совершенствовал и перерабатывал проблемный узел, однако без статистически заметного результата. Иными словами, нельзя сказать, что Tesla не старалась. Более того, эти старания влетели компании в копеечку. Но «проблема с рычагом управления сохранялась в течение многих лет во всем модельном ряду», уверяет расследование.
Справка «ТБ»
По оценке расследования Reuters, основанному на корпоративной документации Tesla, за период с января 2021 по март 2022 года компания заменила передние верхние рычаги управления примерно на 120 000 автомобилях по всему миру. Большинство замен пришлось на Model 3, самый дешевый электромобиль Tesla.
Вслед за ван Гестелем в сентябре 2020 года сервисные специалисты Tesla в Европе изучили историю отказов задней тяги. Инженер компании из Франции Валентин Этликер выразил общую тревогу коллег: даже после усовершенствования у детали – высокий процент отказов, автовладельцы недовольны платным ремонтом новых машин, порядка 5% из 12 858 Model S и Model X в Южной Европе и на Ближнем Востоке нуждались в ремонте из-за неисправностей задней тяги.
Автомойка против гидроусилителя
В минувшем мае, менее чем через два месяца после покупки Model Y 2023 года выпуска, американец Джейми Миншалл почувствовал, как ее внезапно дернуло вправо во время движения. На приборной панели появилось сообщение об ошибке, указывавшее на потерю усилителя рулевого управления. При отключении функции усилителя рулевое колесо труднее поворачивать, то есть машина становится, мягко говоря, гораздо менее управляемой. «К счастью, я смог достаточно быстро нажать на тормоза и не съехать в кювет, но, да, это было довольно страшно», – делится впечатлениями Миншалл.
Читатель, наверное, уже догадался: в совершенно новых Tesla достаточно часто фиксируются внезапные отключения гидроусилителя руля, упоминавшиеся выше. В июле прошлого года Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA), контрольное управление американского Минтранса, начало расследование перебоев в работе гидроусилителя руля в Model 3 и Model Y.
Справка «ТБ»
По данным расследования, в 2017–2022 годах свыше 400 владельцев Model 3 или Model Y сообщили автопроизводителю о неисправностях гидроусилителя руля. Жалобы на рулевое управление участились в конце 2021 – начале 2022 года. NHTSA начало расследование на основании жалоб 12 водителей, однако, согласно ее отчетам, за период с 2017 по 2022 год Tesla была информирована о количестве жалоб, более чем в 30 раз превышающем показатели 2017 года.
Владелец Tesla из Северной Каролины
27 декабря 2021 года признался гарантийным службам компании: «Наша Model Y начала барахлить еще до того, как перестали работать усилитель руля и система курсовой устойчивости». Две недели спустя владелец Model Y из штата Нью-Йорк пожаловался сервисным специалистам: «Я не могу вести машину. Ни одна из функций питания не работает».
Но самую назидательную историю про гидроусилитель поведал Эндрю Ландин из Калифорнии. В августе 2023-го за рулем Model 3 2018 года выпуска он наехал на лежачего полицейского и потерял усилитель руля. В сервисном центре ему авторитетно объяснили: вышел из строя разъем гидроусилителя, и, скорее всего, виной всему – автомойка, названная известной причиной проблем электромобилей Tesla. Замена рулевой рейки и проводов обошлась Ландину в 4400 долларов США. «Это единственный известный мне автомобиль, в котором автомойка способна повредить проводку», – в сердцах заявил расстроенный автовладелец.
Как электромобили Tesla при движении расстаются с колесами, по каким принципам выстроены фирменные СТО имени Илона Маска и чем объясняют проблемы с безопасностью Tesla их сотрудники, читайте в ближайших номерах «Транспортной безопасности».
Игорь Вершинин