Четко, оперативно, слаженно

Именно так трудится коллектив регионального отдела контроля транспортной деятельности г. Мозыря филиала Транспортной инспекции Минтранса по Гомельской области. О трудовых буднях стражей порядка в транспортной сфере и их планах на будущее – интервью с начальником отдела Виктором Морозом.

Представляем собеседника

Виктор Дмитриевич родился в Мозыре в 1978 году. Окончил Мозырский государственный педагогический университет. В РОКТД г. Мозыря трудится 6 лет. До прихода в Транспортную инспекцию работал инженером отдела перевозок и маркетинга филиала «Автобусный парк № 2» ОАО «Гомельоблавтотранс», начальником колонны, инженером по БД данного предприятия. Региональный отдел контроля транспортной деятельности г. Мозыря возглавил в 2014 году. Коммуникабелен, честен и уважителен в отношении с людьми, вдумчив и принципиален при решении поставленных задач.

За большой личный вклад, примерную инициативу, достижение высоких результатов в выполнении целевых показателей работы за 2016 год награжден Почетной грамотой Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Был удостоен Почетной грамоты ТИ и в 2012-м.

– Виктор Дмитриевич, какие функции возложены на коллектив отдела и как организована его работа?

– Мы контролируем транспортную деятельность как национальных, так и иностранных перевозчиков. Это основное направление нашей работы. Персонал отдела контролирует перевозки не только в Мозырском, но и в Калинковичском, Ельском, Наровлянском, Петриковском, Житковичском и Лельчицком районах. Кроме того, следим за соблюдением законодательства Республики Беларусь и межправительственных договоров при перевозках, норм безопасности экологических требований при эксплуатации транспорта, а также за консультацией работ по выдаче лицензии на право осуществления перевозок. Потенциальные соискатели лицензий обращаются в инспекцию за информацией о перечне документов и требованиях, необходимых для ее получения. Также занимаемся весогабаритным контролем – следим за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, для чего за отделом закреплен мобильный комплекс MASSLOAD (Канада). Учитывая, что при выполнении служебных обязанностей нам постоянно приходится работать с людьми, проводить консультации по вопросам получения лицензий, досконально знать документацию и законодательные акты в области транспортной деятельности, можно с уверенностью сказать: спектр обязанностей сотрудников отдела довольно
широк.

Согласно штатному расписанию в данное время в отделе – четыре сотрудника. Все имеют высшее образование, являются ответственными и целеустремленными специалистами, работающими над повышением своих профессиональных навыков. Ведущий специалист Александр Смеюн окончил БелГУТ по специальности «строительство дорог и транспортных объектов». Ранее являлся сотрудником ТИ на пунктах пропуска «Новая Рудня», «Александровка», «Глушковичи». После расформирования Транспортной инспекции на таможенных переходах в начале 2014 года перешел в РОКТД
г. Мозыря. Специалист 2-й категории Владислав Вегера также выпускник Белорусского государственного университета транспорта. В нашем региональном отделе работает с июля текущего года, до этого трудился в Мозырском ДРСУ-186. В августе к нам по распределению прибыл выпускник БелГУТа Виктор Пикуза, окончивший университет по специальности «организация дорожного движения». Так что коллектив наш молодой и энергичный, представляющий собой дружную и сплоченную команду профессионалов, четко знающих свои цели и задачи и делающих все возможное для их своевременного и качественного выполнения. Все специалисты взаимозаменяемы, грамотно могут выполнить любую работу. Для достижения такого профессионального уровня всем приходится прилагать немало усилий, но благодаря ответственности и целеустремленности дела у нас спорятся.

Региональный отдел контроля транспортной деятельности имеет в своем распоряжении два специальных легковых автомобиля с маяками, в том числе грузопассажирскую «ГАЗель», используемую для перевозки весоизмерительного комплекса. Работа отдела организована в три смены: первая – с 6.00 до 15.00, вторая – с 8.00 до 17.00, третья – с 13.00 до 22.00 по графику пятидневной рабочей недели.

– Какие наиболее характерные нарушения совершают перевозчики?

– Наши должны выполнять лицензионные требования и условия, иностранные – международные соглашения. Как показывает практика, нарушения различного рода совершают как одни, так и другие. Для иностранных перевозчиков наиболее характерным является нарушение режима труда и отдыха – они менее подготовлены и в связи с этим допускают просчеты. Ну а наши грешат тем, что порой выполняют свою деятельность внутри республики на транспортных средствах с непройденным государственным техническим осмотром.

Мы также пристально следим за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, в связи с чем хочу отметить, что и здесь допускаются нарушения. Причем они, как правило, выявляются со стороны национальных перевозчиков. Дело в том, что транспортные средства иностранных перевозчиков, въезжающие на территорию Республики Беларусь, взвешиваются на пунктах пропуска, и если выявляются нарушения, то налагаются штрафные санкции. Наши же непосредственно попадают в поле зрения Транспортной инспекции. Водители должны иметь специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Практика показывает: не все данное требование соблюдают, надеясь на авось. На это надеялся и водитель ОАО «Чемерисский» Брагинского района, который в сентябре перевозил на МАЗе с прицепом щебень из Глушковичей Лельчицкого района в свое хозяйство. От бдительного ока сотрудников Транспортной инспекции этот факт не ускользнул. После взвешивания автомобиля с прицепом весоизмерительным комплексом сумма штрафа на ОАО «Чемерисский» составила 2545 рублей. На водителя был составлен протокол по статье 18.43 за управление тяжеловесным транспортным средством без специального разрешения – нарушение Правил дорожного движения, пункт 10.5. Штраф составил 20 базовых величин.

В число нарушителей раньше часто попадало республиканское производственное унитарное предприятие «Мозырский ДОК», которое выплачивало большие штрафы, а также тяжеловесный транспорт Мозырского лесхоза, перевозивший грузы без специального разрешения. Теперь эти организации стали более дисциплинированными и соблюдают правила проезда, берут спецразрешения. В целом же по статье 18.43 привлечено 34 лица на общую сумму 147 млн неденоминированных рублей.

В целях обеспечения сохранности и восстановления автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента
№ 613 выявляем владельцев (пользователей) тяжеловесных крупно-
габаритных транспортных средств (ТКТС), движущихся с превышающими параметрами. Общая сумма штрафов на организации и индивидуальных предпринимателей в январе – октябре за урон, нанесенный дорожному покрытию (нарушение проезда ТКТС), составила 441 миллион 880 тысяч неденоминированных рублей.

– Расскажите подробнее о нарушениях со стороны иностранных перевозчиков и принятых в связи с этим мерах административного воздействия.

– Как я уже отмечал, данные перевозчики нарушают режим труда и отдыха, а ведь от состояния водителя напрямую зависит безопасность дорожного движения. Нам попадались болгары, турки, молдаване, россияне и другие нарушители-иностранцы. При проведении последних проверок по перевозке грузов в международном направлении совместно с Госавтоинспекцией были выявлены нарушения режима труда и отдыха со стороны водителей из Молдовы и Турции (статья 18.26 часть 1). Штраф за данное нарушение составляет от 30 до 50 базовых величин. К турецкому водителю был применен штраф в размере 35 базовых величин, к молдавскому – 30.

Совместно с ГАИ также проводились проверки по соблюдению режима труда и отдыха водителями маршруток, выполняющими регулярные перевозки пассажиров по городу и маршруту Мозырь – Калинковичи. Во время последних проверок выявлено три таких нарушения. Всего же за январь – октябрь по статье 18.26 часть 1 – 14 нарушений, общая сумма штрафов составила 93 млн 450 тысяч неденоминированных рублей.

– Есть ли в деятельности перевозчиков какие-либо проблемы, с которыми они обращаются непосредственно в Транспортную инспекцию?

– Один из насущных вопросов, остро стоящих перед перевозчиками, связан с тем, что появилась новая услуга – аренда автомобиля с водителем. Такие перевозки являются коммерческими, и для их выполнения нужна лицензия с указанием вида деятельности: городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров. К нам в инспекцию обращались представители операторов служб такси, которые жаловались, что данная услуга перебивает им всю работу, поскольку тарифы на проезд у них меньше. Да и водители уходят от операторов такси в арендные перевозки.

Нами проводились контрольные оформления заказов на оказание услуг по перевозке пассажиров. Выявили, что зачастую операторы по аренде автомобилей, не заключив договора с перевозчиком, дают водителям заказы на выполнение перевозки пассажиров. Получается, данные водители работают нелегально. За две недели мы провели четыре контрольных оформления заказов по перевозке пассажиров, которые показали: трое из проверенных водителей не имели свидетельства о регистрации и специального разрешения (лицензии) на перевозку пассажиров. Специалисты нашего регионального отдела работали совместно с сотрудниками ИМНС по Мозырскому району. По линии налоговой инспекции, как правило, идет предупреждение перевозчикам о незаконной предпринимательской деятельности. При выявлении данного нарушения первый раз приходится уплачивать налог в пятикратном размере. Если же это будет выявлено повторно, то составляется протокол по статье 12.7 часть 1.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Штраф по данной статье составляет до 100 базовых величин.

В качестве одного из примеров того, как наши граждане пытаются заработать путем нелегального извоза, можно привести «деятельность» жителя Мозыря, который неоднократно попадал в поле зрения проверяющих. Так, в мае
2015-го сотрудниками ИМНС по Калинковичскому району посредством контрольного оформления заказа на оказание услуг по перевозке пассажиров был задержан гражданин Мозыря, который на автомобиле «Рено» осуществлял перевозку пассажиров с целью получения дохода без соответствующих документов. По решению Экономического суда Гомеля ему пришлось выплатить штраф в размере 40 базовых величин. Однако урок не пошел впрок, и он снова взялся за старое, решив подзаработать путем нелегального извоза. И опять попал в поле зрения проверяющих. На этот раз за перевозку пассажиров без соответствующих документов на него был наложен штраф в размере 41 базовой величины, а это 8610 деноминированных рублей. Так что вместо предполагаемого заработка, который рассчитывал получить незаконный перевозчик, ему самому пришлось раскошелиться.

– Как много лиц, которые хотят заработать путем нелегального извоза?

– К сожалению, еще хватает. За январь – октябрь по статье 12.7 часть 1 КоАП Республики Беларусь – предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях – привлечено к ответственности 11 лиц на общую сумму 26 млн 670 тысяч неденоминированных рублей. В основном это работающие с грубыми нарушениями перевозок пассажиров, а также индивидуальные предприниматели или юридические лица, выполняющие деятельность по перевозке пассажиров без лицензии. Незаконная деятельность предприимчивых дельцов рассматривалась экономическими судами. По данной статье штрафы на ИП составляют от
10 до 200 базовых величин с конфискацией или без конфискации доходов, на юридических лиц – до 500 базовых величин. Так что с законом шутить опасно. Лучше всего его неукоснительно соблюдать, чтобы не получилось себе дороже.

В этом году по статье 12.7 часть 1.1 к ответственности также привлечено три человека, которые осуществляли предпринимательскую деятельность без регистрации и специального разрешения (лицензии). Штраф по данной статье составляет до 100 базовых величин. Общая же сумма штрафов, наложенных на данных незаконных перевозчиков, составила
17 млн 010 тысяч неденоминированных рублей.

Если говорить о других нарушениях, то по причине отсутствия государственного технического осмотра транспортных средств по статье 18.24 к ответственности привлечено 152 человека. Штраф по данной статье от 4 до 6 базовых величин налагается на лиц, ответственных за выпуск транспортных средств без ГТО. Общая сумма составила
120 млн 100 тысяч неденоминированных рублей. Распространенным остается нарушение правил автомобильных перевозок пассажиров и грузов, предусмотренное статьей 18.14
часть 5. К ответственности привлечено
137 человек на общую сумму 17 млн 220 тысяч неденоминированных рублей.

– Цифры красноречиво свидетельствуют, что нарушителей в транспортной сфере еще достаточно. Можно ли сказать, что перевозчики становятся более дисциплинированными и ответственными?

– В целом да. Взять хотя бы даже такую простую вещь, как остановка по требованию сотрудника Транспортной инспекции. Все водители, как правило, подчиняются, хотя считанные единицы желающих ускользнуть от бдительного ока стражей порядка в транспортной сфере все же встречаются. Вот характерный пример: весной нынешнего года водителю автомобиля «Мерседес-Спринтер» был подан знак об остановке, что он и сделал, но предъявить документы на транспортное средство и груз не захотел и продолжил движение. Мы догнали беглеца, но он все равно отказывался. Тогда вызвали ГАИ, и только по прибытии сотрудников Госавтоинспекции нарушителю ничего не оставалось, как документы все-таки предъявить. Составили акт внеплановой проверки по выявленному нарушению – отсутствие государственного технического осмотра, а также протокол по статье 23.4 КоАП Республики Беларусь (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении служебных полномочий), предусматривающей штраф до 50 базовых величин. Позже этот материал рассматривался в суде по месту жительства данного нарушителя – в Брестской области.

– Как вы взаимодействуете с Госавтоинспекцией и автотранспортными предприятиями?

– В тесном контакте. На днях договорились с начальником ОГАИ Житковичского райисполкома провести совместную работу – обсудить ситуацию по перевозке грузов и пассажиров – и проверки. С Мозырской Госавтоинспекцией планируем конкретные мероприятия по контролю за городскими маршрутными такси. Тесное взаимодействие у нас с отделениями ГАИ всех семи районов, на территории которых мы осуществляем свою деятельность. Также поддерживаем тесные контакты с руководителями автотранспортных предприятий и работниками служб БД. Кроме контрольной деятельности проводим мониторинги предприятий и организаций, выполняющих перевозки. Рассматриваем такие вопросы, как оснащенность контрольно-технических пунктов по выпуску транспортных средств на линию, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей и технического состояния ТС. В поле нашего зрения – проведение техослуживания транспортных средств, работа организаций по БД, их подготовка к осенне-зимнему периоду, состояние автовокзалов и автостанций. На этих объектах обращаем внимание на эстетическое состояние, оснащенность оборудованием и его исправность, а также на работу персонала.

– Виктор Дмитриевич, можно ли выделить приоритетное направление в сфере транспортного контроля? Что здесь является наиболее важным?

– По моему и мнению коллег, в сфере транспортного контроля все важно, и выделять здесь какое-то приоритетное направление не стоит. Взять, к примеру, Правила дорожного движения Республики Беларусь – их неукоснительное соблюдение важно в любой ситуации. Они написаны кровью в результате трагических случаев, травм, гибели и увечья людей. Каждый их пункт продуман и аргументирован. Корректировка проводилась в пользу защиты прав потребителей услуг и перевозчиков. В международных договорах также учтены все общественные моменты, то есть перевозки не должны осуществляться в ущерб нашей стране. Так что провести параллель и сказать, что сегодня больше внимания уделяется какому-то отдельному виду контроля или нарушению, никак нельзя. Каждое, в свою очередь, важное и является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»