Взаимодействие на новый уровень

Создание безопасных условий дорожного движения является приоритетной задачей деятельности Госавтоинспекции, дорожных и коммунальных служб. При этом важную роль играют абсолютно все этапы производства и содержания автодорог: от разработки технических нормативных правовых актов в области дорожного движения до грамотной реализации современных проектов улично-дорожной сети с последующим ее качественным содержанием.

Взаимодействие на новый уровеньВзаимодействие на новый уровень Взаимодействие на новый уровень Взаимодействие на новый уровень

Обсуждению этих вопросов был посвящен Республиканский учебно-методический сбор инженеров организации дорожного движения ГАИ, состоявшийся в октябре на базе управления столичной Госавтоинспекции. В мероприятии также приняли участие представители ОО «БАЭС» и ГП «БелдорНИИ», предоставившие исчерпывающую информацию о ведении тематической производственной деятельности.

Наша газета начинает серию публикаций, которые дадут возможность читателям узнать о современных решениях организации безопасных условий дорожного движения во всех регионах Беларуси.

Минская область

О масштабной реконструкции автодорог Минской области, начатой в рамках Государственной программы «Дороги Беларуси», современных инженерных решениях по совершенствованию дорожных условий на территории области рассказал начальник межрайонного отделения организации дорожного движения ГАИ УВД Миноблисполкома подполковник милиции Виталий ЛЕЩЕНКО.

Минская область расположена на площади почти 40 тыс. кв. м. На ее территории – 24 города, 19 поселков городского типа, 5212 сельских населенных пунктов, в которых проживает около 1,5 млн человек. В области зарегистрировано порядка 682 тыс. единиц автотранспорта.

Всего на Минщине – 8 магистральных и 40 республиканских автодорог. По ним проходят основные транспортные маршруты, связывающие Западную Европу и Восток, регионы Черноморского побережья и страны Балтии. Данные автодороги составляют областной каркас улично-дорожной сети, общая протяженность которой – почти 34 тыс. км (в республике – 85 тыс. км).

Доля ДТП с пострадавшими, совершенных на территории области, устойчиво снижается и в 2015 году составила 21,6%.

Непосредственное влияние на стабилизацию обстановки с аварийностью оказывает проведение инженерных мероприятий, реализация которых стала возможна благодаря слаженности действий исполнительной власти, дорожных и коммунальных организаций и Госавтоинспекции.

– Реализация очередного этапа Государственной программы «Дороги Беларуси» завершена в 2015 году. За этот период реализовано немало инженерных решений, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности дорожного движения. Но на достигнутом мы не останавливаемся.

Так, на участках автодорог М3 Минск – Витебск, М4 Минск – Могилев, М6 Минск – Гродно, Р1 Минск – Дзержинск, Р23 Минск – Микашевичи, Р28 Минск – Молодечно – Нарочь, Р58 Минск – Калачи – Мядель осуществлены работы по реконструкции и капитальному ремонту. В период их проведения на основании анализа аварийности и результатов обследований участков концентрации ДТП, принимались меры по внедрению следующих мероприятий. Вот несколько примеров.

Разделение встречных потоков путем установки удерживающих дорожных ограждений на разделительных полосах можно увидеть на 307-м км автодороги М1 Брест – Минск – граница России. Это участок тросового ограждения на разделительной полосе автодороги с двумя проезжими частями.

Взаимодействие на новый уровень

Ограждение имеет высокую удерживающую способность, а при наезде причиняет минимальные повреждения транспортным средствам. Возникающие в таком случае дефекты на самом ограждении легко ремонтируется без использования специальной строительной техники.

На аварийно-опасных пересечениях, в местах, где устройство светофорного регулирования затруднено по различным причинам, внедряются кольцевые пересечения малого радиуса. Они обустроены на перекрестках автодорог Р2 Столбцы – Ивацевичи – Кобрин – Р11 Поречаны – Новогрудок – Несвиж в Столбцовском районе, на перекрестке сложной конфигурации пяти автодорог и улиц в Смолевичах, а также на перекрестке сложной конфигурации улиц Минская – 1-й Ленинская и Фоминых в Дзержинске.

Краевые и осевые линии горизонтальной дорожной разметки из термопластичных материалов с шумовым эффектом устроены на автодороге М2 Минск – Национальный аэропорт Минск, а также других участках автодорог I технической категории.

Взаимодействие на новый уровень

Для дополнительного информирования водителей в зоне действия дорожных знаков 3.20.1 «Обгон запрещен» осевые линии данного вида горизонтальной дорожной разметки применены на участках 19-го км автодороги Р58 Минск – Калачи – Мядель.

На автодорогах М3 Минск – Витебск в д. Боровая, М4 Минск – Могилев в пос. Привольный, Р1 Минск – Дзержинск в д. Щомыслица, Р28 Минск – Молодечно – Нарочь в д. Ждановичи и других установлены противоослепляющие экраны, совмещенные с ограждением 2-й группы.

Взаимодействие на новый уровень

Выполнены они путем модернизации дорожного ограждения 1-й группы. То есть на его верх устанавливается дорожное ограждение 2-й группы, а между нижними стойками крепятся элементы, препятствующие движению людей. Принятые меры исключают движение пешеходов через проезжую часть дороги в неустановленных местах. Также верхняя часть ограждения выполняет функции противоослепляющего экрана,

Примером устройства велопешеходных дорожек может послужить участок 26–29 км автодороги Р53 Слобода – Новосады. На подходе к Жодино и на его территории велопешеходные дорожки выделены за счет уменьшения ширины полосы движения транспортных средств. Они также обозначены техническими средствами организации дорожного движения.

Взаимодействие на новый уровень

Отмечу, что по территории Жодино проходит 6-километровый участок автодороги республиканского значения Р53 Слобода – Новосады (27–32 км). В целях обеспечения безопасности дорожного движения здесь в различное время был реализован ряд мероприятий: установка 7- светофорных объектов, строительство подземного пешеходного перехода, 4 искусственных дорожных неровностей и выделение полос для левых поворотов. Но все это позволило по состоянию на 30 сентября прошлого года локализовать только один участок концентрации ДТП в пределах города на отрезке 28–28,2 км.

В ходе капитального ремонта автодорог М1 Брест – Минск – граница России и М2 Минск – Национальный аэропорт Минск укреплено дорожное покрытие, установлено разделительное ограждение и наружное освещение. Также реализованы мероприятия по разделению пешеходных и транспортных потоков.

Взаимодействие на новый уровень

На нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном на 310-м км автодороги М1 Брест – Минск – граница России, дополнительно устроено стационарное наружное освещение. Z-образная конфигурация центрального островка безопасности позволяет обеспечить движение пешеходов лицом к движущимся транспортным потокам.

Значительное внимание уделено автодороге Р53 Слобода – Новосады. Здесь, в 2002–2007 годах на отрезке 6–12 км произошло 6 лобовых столкновений, в которых погибло 7 человек и пятеро человек получили ранения различной степени тяжести.

Это послужило основанием для принятия ГАИ и РУП «Минскавтодор-Центр» согласованного решения о выполнении тросового ограждения, разделяющего встречные потоки транспортных средств. После его установки очаг аварийности на данном участке автодороги отсутствует.

Взаимодействие на новый уровень Взаимодействие на новый уровень Взаимодействие на новый уровень

На пересечениях выделены полосы для осуществления левых поворотов. Линии горизонтальной дорожной разметки нанесены из термопластичных износостойких материалов, краевые линии – с шумовым эффектом. После пересечений на начальных участках тросового ограждения установлены дорожные знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа» с табличками с вертикальной дорожной разметкой 2.1.1, на особо сложных участках – со светодиодной индикацией, а на участке вне населенных пунктов – с аккумуляторной батареей и фотоэлементом.

Один нерегулируемый пешеходный переход комплексно оборудован техническими средствами организации дорожного движения: мигающая светофорная секция желтого цвета, дорожная разметка 1.14.2 из термопластичных износостойких материалов, объемный дорожный знак с символом идущего пешехода, светодиодная подсветка проезжей части в зоне пешеходного перехода, аккумуляторная батарея совместно с фотоэлементом, ветрогенератор.

Хотелось бы также остановиться на применении световозвращающих элементов на стойках дорожного ограждения, установленных с интервалом один элемент через две стойки.

Взаимодействие на новый уровень

Данное решение внедрено на основе опыта КНР и наиболее эффективно в темное время суток, поскольку дополнительно визуально ориентирует водителя о внешних границах проезжей части, задает направление безопасного движения, является вспомогательным способом обнаружения на проезжей части пешеходов, животных и т. п. Такая расстановка световозвращающих элементов является также хорошим внешним световым раздражителем, что предупреждает сон водителя за рулем.

Аналогичное решение реализовано на аварийно-опасном участке 11-го км автодороги М6 Минск – Гродно, автодорогах М1, М4, М5, М6, Р1, Р23, Р28, Р58, а также на местной дороге МКАД – Городище – Старое Село. Оно уже показало свою эффективность и получило поддержку со стороны как Госавтоинспекции, так и РУП «Минскавтодор-Центр».

Нашей главной заботой были и остаются самые юные участники дорожного движения. Чтобы максимально обезопасить детей на дорогах к учреждениям образования, по инициативе ГАИ Минской области вблизи ГУО «Смолевичская СШ № 2» и «Нарочская СШ № 2» в Мядельском районе установлены экспериментальные технические средства «Индикатор скорости GR33SC» совместно с дисплеем скорости обнаружения движения».

Взаимодействие на новый уровень

Эти стационарные приборы моментально фиксируют скорость проезжающего мимо транспортного средства. О превышении установленных скоростных режимов водитель информируется появлением на дисплее красных цифр. Если же Правила дорожного движения не нарушаются, цвет цифр будет зеленым.

Приборы также будут замерять интенсивность движения транспорта, обобщать данные о количестве правонарушителей по дням недели и времени суток. Эта информация поможет в расстановке сил и средств дорожно-патрульной службы или установке мобильных датчиков контроля скорости СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

В заключение отмечу: улучшение качества содержания улиц и дорог, их обустройство и соответствие современному уровню являются одними из главных направлений повышения дорожной безопасности. Эти задачи требуют немалых финансовых средств, но без их решения обойтись невозможно.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»