ЧЕРНЫЙ КОПТЕР ОШМЯНСКИЙ

Пограничники изъяли кустарный БПЛА

13 февраля пресс-служба Госпогранкомитета (ГПК) Республики Беларусь сообщила об изъятии на территории Ошмянского района беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Деталей немного (пока идут экспертиза БПЛА и административный процесс), однако даже те, которые уже обнародованы, заставляют задуматься.

Пожалуй, только владелец изъятого пограничниками БПЛА может ответить
на вопрос, отчего его дрон окрашен в демаскирующий черный цвет
Для управления, эксплуатации и ремонта БПЛА требуется масса дополнительных устройств, изъятых вместе с дроном

­­­­Пограничники сообщают, что ими выявлен автомобиль, перевозивший БПЛА, а «при осмотре транспорта и дома владельца машины наряду с БПЛА были обнаружены комплектующие к нему, радиостанции и товарно-материальные ценности».

Исходя из этого, легко предположить, что дрон эксплуатировался владельцем в коммерческих целях, по всей вероятности, противоправных. Каких? Подробности мы наверняка услышим после завершения экспертизы БПЛА и начатого в отношении владельца административного процесса.

Дополнительную остроту сюжету придают место обнаружения дрона и статус выявившего БПЛА ведомства. Ошмянщина – приграничье, где правовой режим для беспилотной авиации по определению гораздо более жесткий, чем в других частях страны.

Справка «ТБ»

Запрещено использование и (или) владение беспилотником в пограничной полосе, а также его оставление вне населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне, без уведомления органов пограничной службы. Штраф за невыполнение правил использования БПЛА в погранполосе достигает 50 базовых величин, в пограничной зоне – 20 базовых величин.

Изъятый на Ошмянщине одномоторный винтовой летательный аппарат черного цвета со следами зеленой краски на крыльях действительно выглядит как кустарный. Наиболее громкая история такого же рода в белорусском приграничье имела место в январе 2019 года: БПЛА квадрокоптерного типа изъяли у жителя Гродно, мастерившего летательные аппараты в своем гараже для онлайн-продажи за 3–7 тыс. долларов контрабандистам табачных изделий. Квадрокоптеры гродненской сборки обладали дальностью полета до 10 км и грузоподъемностью до 20 кг (80 блоков сигарет). БПЛА быстро заприметили пограничники и взяли их конструктора с поличным.

В нашем регионе наиболее проблемной с точки зрения контрабанды сигарет с помощью БПЛА считается граница Польши, наиболее дерзкими авиаконтрабандистами – украинские, давно и массово использующие дроны для нелегальной транспортировки табачных изделий польским (реже – венгерским, румынским, словацким) партнерам по криминальному бизнесу.

Ошмяны расположены близ границы с менее платежеспособной, чем Польша, Литвой, практически в 50 км от Вильнюса. Литовцы тоже давно сетовали на табачно-контрабандный трафик, даже выпросили в 2019 году у ЕС около 100 тыс. евро на покупку двух патрульных дронов-перехватчиков и подготовку операторов для них. Однако о воздушных боях авиации литовской службы охраны госграницы (VSAT) с беспилотным воздушным флотом контрабандистов почему-то не слышно.

В других регионах мира дело обстоит куда хуже. Например, на южной границе США БПЛА используют для контрабанды наркотиков из Мексики и стран Латинской Америки. С этой же целью применяют дроны (не только воздушные, но и морские) в странах Средиземноморья – перелетел/переплыл Гибралтар, доставил криминальный груз подельникам в ЕС и был таков.

Так что нам точно грех жаловаться – проблема общемировая. В связи с этим в ближайшей перспективе режим эксплуатации БПЛА неизбежно будет ужесточаться и с правовой, и с силовой, и с технической точек зрения.

Массовые БПЛА существенно изменили криминальную обстановку, принципы ведения военных действий и подходы к антитеррористическим мероприятиям. Технологии их сборки и применения сегодня доступны практически кому угодно и не требуют серьезных затрат.

Об актуальных трендах в производстве и использовании БПЛА, вызывающих беспокойство у специалистов, читайте в следующем номере «ТБ».

Справка ТБ»

25 сентября 2023 года Президент Беларуси подписал Указ № 297 «О госучете и эксплуатации гражданских БПЛА». Согласно документу, ввоз на территорию страны, хранение, оборот, эксплуатация и изготовление гражданских БПЛА разрешены только организациям и индивидуальным предпринимателям в целях их предпринимательской и профессиональной деятельности с соблюдением требований, установленных указом.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий