Бывших гаишников не бывает

 

Они сохраняют верность своей профессии на всю жизнь. Нынешний заместитель председателя Барановичской ООС ДОСААФ Александр Сакута после демобилизации продолжил служить законности и правопорядку в милиции. Начинал сержантом ППС, как обычно бывает с молодыми бойцами правоохранительного фронта. И, отслужив 28 лет, ушел в запас подполковником милиции с должности заместителя начальника Барановичского ГОВД.

Зампредседателя Александр Сакута

Зампредседателя Александр Сакута

Надо сказать, широкий круг обязанностей был тогда у Александра Александровича. Он курировал все службы общественной безопасности, начиная с ГАИ, МРЭО, ППС и заканчивая изолятором временного содержания. Верой и правдой Сакута доказывал преданность своему делу. О его служебной безупречности говорит тот факт, что Александр Александрович – единственный в Барановичах почетный сотрудник МВД.

Рядом с ним несли нелегкую службу начальник отделения ГАИ подполковник милиции Геннадий Гетман и майор Александр Селицкий, нынешний старший госавтоинспектор майор милиции Андрей Волковыцкий. Для всех их ГАИ – на всю оставшуюся жизнь.

Олег Площенко во время службы

Олег Площенко во время службы

Старший госавтоинспектор Андрей Волковыцкий

Старший госавтоинспектор Андрей Волковыцкий

Госавтоинспектор городского отдела майор милиции Олег Площенко ушел на заслуженный отдых по выслуге лет. Но говорит, что без своего дела жить не может. Бывших гаишников не бывает. На службе он много лет судил конкурсы ЮИД. И теперь пришел на помощь своим коллегам. Чтобы не отвлекать сотрудников ДПС от работы на линии, Площенко на городском слете — конкурсе юидовцев судил соревнования по фигурному вождению велосипеда.

– Что касается ГАИ, то 30–40 лет назад движение на дорогах было менее интенсивным. Наверное, и ДТП случались не так часто?

– Возможно, тогда эти случаи не подлежали широкой огласке. Но были и такие, которые горожанам запомнились надолго, – отвечает Александр Сакута.

– Может, вспомните некоторые из них?

– Врезались в память страшные ДТП, на которые мне лично приходилось выезжать. Например, авария на улице Фроленкова. Люди цыганской внешности на легковушке двигались с превышением скорости. На переезде машину немного подбросило. В результате водитель не справился с управлением, врезался в дерево. Авария унесла жизни трех человек.

Запомнилось и дорожно-транспортное происшествие на улице Тельмана. Водитель поднимался на мост в условиях гололеда. К тому же он не соблюдал меры предосторожности в сложившихся погодных условиях, и автомобиль занесло. Машина ударилась в осветительную мачту и раскололась на две части. Пассажир погиб, водителя госпитализировали. Оказалось, что авто было сварено из двух частей – вот сварка и не выдержала.

В настоящее время заместитель председателя объединенной организационной структуры ДОСААФ Сакута тоже – весь в делах. Он несет ответственность за готовность материальной базы.

В разговоре Александр Александрович заметил, что в прошлом году значительно обновилась производственная база. Структура ДОСААФ имеет пять учебных классов, в каждом из которых проведен текущий ремонт. Приобретена дополнительная наглядность. Установлены новые компьютерные программы в соответствии с изменениями в ПДД, которые внесены в экзаменационные билеты МРЭО ГАИ. В автопарке учебных машин теперь 13 автомобилей со сроком эксплуатации до 10 лет. Каждый мастер производственного обучения имеет закрепленную за ним технику.

Надо заметить, что структура ДОСААФ единственная в Барановичах готовит водителей для Вооруженных сил РБ. Организована переподготовка военнослужащих с категорий: В на С; с С на D и с D на Е.

Заместитель председателя является организатором и исполнителем многих мероприятий. Он ведет ежедневный контроль учебного процесса. С этой целью посещает занятия. Надо заметить, что по инициативе Александра Сакуты постоянно выносятся на совещания с преподавателями и мастерами производственного обучения вопросы повышения качества обучения. И соответственно сдачи экзаменов с первого раза в ГАИ. Дело в том, что статистика в автошколе нестабильная. Одни группы учащихся сдают экзамены в МРЭО ГАИ с 80-процентным успехом и выше, а другие имеют чуть ли не половинный результат.

Заместитель председателя считает, что недорабатывают как преподаватели, так и мастера. Необходимо уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися. К каждому из них нужно находить подход. Надо открыть душу, тогда легче найти в ней путь к усвоению знаний и выработке навыков. Ведь каждый учащийся пришел не просто за водительским удостоверением. Он хочет знать ПДД и качественно научиться вождению. За это и внес положенную сумму. Данное обстоятельство должны учитывать в автошколе.

Впрочем, относительно наказания водителей и сотрудников Сакута имеет свою точку зрения. Виновник должен уяснить до конца справедливость (а не придирчивость) принятой меры. Здесь нужно не поспешное решение, а индивидуальный подход. С учетом морально-психологических качеств провинившегося. Иначе начальник теряет доверие к себе. Эту истину Сакута усвоил еще на службе в милиции.

За шесть лет работы заместителем Александр Александрович заслужил уважение в коллективе и у учащихся автошколы.

Анна К., выпускница структуры ДОСААФ, в своем отзыве заметила кратко, но метко: «Когда Александр Александрович присутствует в МРЭО ГАИ, процент сдачи экзаменов повышается. Я убедилась сама. Потому что он за нас переживает. И у нас уверенности, оптимизма прибавляется. Вот в чем секрет успеха!»

Преподавателем теории в структуре ДОСААФ трудятся бывшие гаишники Виктор Криулец и Николай Карлюк, который нес службу в органах МВД с 1977 по 2003 год. Причем Госавтоинспекции он посвятил семь лет своей жизни. Был первым в истории барановичской милиции командиром взвода ДПС – до него существовала группа работников этой службы.Сначала Николай Сергеевич работал сотрудником следствия по расследованию ДТП, а затем возглавил следственный отдел, который функционировал на уровне горотдела. Ушел на пенсию в звании подполковника милиции.

Преподаватель Николай Карлюк

Преподаватель Николай Карлюк

– За время работы по расследованию ДТП у меня накопилось много материалов, которые теперь использую как преподаватель теории в автошколе, – объясняет Карлюк.

– Приведите примеры необдуманных действий водителей транспортных средств?

– Однажды механизатор одного из слонимских хозяйств собирался в поездку на своем тракторе в близлежащую деревню. Поскольку был вечер, надо было как-то обозначить свое транспортное средство на дороге в темное время суток. Дело в том, что спереди фонари на тракторе вообще отсутствовали. И в спешке, как это часто случается, механизатор «додумался» повесить на радиатор фонарь красного цвета. Ему и в голову не пришло, что он внесет этим неразбериху в дорожную обстановку. Ведь водители других транспортных средств, двигающихся в попутном направлении, собирающиеся пойти на обгон, приближались к трактору почти вплотную. Но ведь он не удалялся, а двигался навстречу! В результате – столкновение. Телесные повреждения получила жена нерадивого механизатора. В другом аналогичном случае тракторист повесил фонарь белого цвета сзади. События на дороге развивались, как говорится, с точностью до наоборот. Аварии избежать не удалось.

На этих и других примерах Николай Сергеевич учит: прежде чем выезжать в путь, подумай, готова ли техника? И все ли предусмотрено, чтобы дорога была безопасной?

Идут занятия

Идут занятия

Константин Станкевич