Брошенные

Написав песню со словами: «Автомобили, автомобили… Буквально все заполонили…», автор вряд ли догадывался, что это по-настоящему актуальным станет через три десятка лет. Сейчас в больших городах автомобилям тесно.

Они везде: на широких проспектах, узких улочках, в старых тесных дворах, а также на газонах, тротуарах, под дверями подъездов… В прошлом номере нашей газеты мы писали, как Госавтоинспекция Витебской области борется с автовладельцами, которые бросают свои машины в местах, где остановка и стоянка запрещены. Новый рейд сотрудников отдела агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома был посвящен не менее злободневной теме – уборке так называемого автохлама. Автомобилей, которые годами не эксплуатируются, но занимают комфортное парковочное место.

Я не я, и тачка не моя!

В Витебске бороться с этой проблемой решили с помощью неравнодушных граждан, поскольку управление ГАИ УВД облисполкома не имеет столько ресурсов, чтобы исследовать все дворы и улицы на наличие неэксплуатируемого транспорта. В ноябре этого года Госавтоинспекция запустила совместно с областной газетой «Витебские вести» проект «Долой автохлам!».

Брошенные Брошенные Брошенные

Эта акция стала уже криком души, желанием ускорить решение проблемы, которая накапливалась годами.

Между тем планомерная работа по изъятию из городских дворов обездвиженных автомобилей ведется давно. Этот процесс регламентируется Указом Президента № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации».

Появление этого указа было вызвано тем, что далеко не все обладатели машин «не на ходу» готовы были расстаться со своим, пусть даже и не нужным, имуществом. Органы местной власти, сотрудники жилищно-эксплуатационных служб и Государственной автомобильной инспекции оказывались бессильны перед решительным «Нет!» собственника машины в ответ на предложения убрать автомобиль или утилизировать его. Указ четко определил, какие автомобили можно считать неэксплуатируемыми.

Пункт 1 Указа № 348 запрещает размещение неэксплуатируемых транспортных средств вне охраняемых мест для хранения, за исключением дворов и придомовых территорий одноквартирных и блокированных жилых домов. Под неэксплуатируемым транспортным средством понимается ТС, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации.

У «БМВ» нашлась хозяйка, а «Мерседес» трактор не осилил

Сотрудники Госавтоинспекции, журналисты и представители коммунальных служб прибыли на гостевую стоянку на проспекте Черняховского в Витебске, где уже давно были выявлены пять неэксплуатируемых автомобилей. Пред нашими глазами предстали грузовичок марки «Мерседес» и легковой «БМВ».

– Из пяти собственников автомобилей, которые долго тут стояли, троих мы нашли, и они на предписания отреагировали. Убрали машины. Вот остались только легковушка «БМВ» и грузовик «Мерседес». Потому и пригласили ГАИ с их трактором-эвакуатором, – поясняет начальник ЖЭУ-21 Сергей Ильюшкин.

Инженер по благоустройству городского ЖРЭТ Юлия Ольховик добавляет, что всего в этом году по Витебску было выдано 60 предписаний, на 10 из которых последовала реакция действием. То есть владельцы убрали свои авто с мест, где те «мозолили глаза» (правда, не исключено, что автохлам просто переместился в соседний двор). 

– Мы нередко получаем жалобы жильцов, но чаще – информацию из ГАИ, после чего отправляем заказными письмами предписания автовладельцам. Частенько владельцы намеренно не получают письма, тогда они нам возвращаются. А еще бывает, что хозяина вообще невозможно установить, как в этом случае, – поясняет Юлия Ольховик, показывая на «БМВ», у которого имеются все признаки автохлама – колеса спущены, кое-где авто изъедено коррозией, отсутствуют номерные знаки.

– Этот хлам тут давно мешает – место занимает, убрать нельзя. Знаю не понаслышке, так как мы эту стоянку чистим сами, хоть она и городская. С августа пишем письма и в домоуправление, и в ГАИ. Наконец-то какая-то реакция! – замечает подошедший к месту событий заместитель генерального директора фирмы «Стройторгсервис», офис которой находится поблизости.

К «БМВ» медленно подъезжает трактор-эвакуатор. Дело за малым: после составления всех протоколов – зацепить и утащить. Но не тут-то было! С криком «Что вы делаете?» к автомобилю подбегает девушка. Как после выясняется: машина принадлежит ее брату. Женщина начинает скандалить, утверждая, что автомобиль стоит по всем правилам, в качестве доказательства показывает техпаспорт.

– Это наша собственность, вы не имеете права тащить ее куда-то! – негодует она.

Правда, после ознакомления с указом № 348 и показаниями свидетелей девушка соглашается, что машина долго не эксплуатируется, под роспись получает постановление для владельца на принятие мер в течение 30 дней и обещает решить вопросы с ремонтом автомобиля и перемещением его в другое место.

Вышла незадача и с уборкой грузовика. Нет, там владелец не объявился! Трактор не смог поднять такой груз. Придется коммунальникам подумать, каким образом можно доставить эту машину на штрафстоянку.

В ужасе просматривался «Опель»

А наш экипаж тем временем отправляется на улицу Медицинскую. Там давно замечен старый «Опель». Его владелец после получения предписания об уборке аварийной машины с парковочного места никак не отреагировал. «Опель» действительно представлял собой жуткое зрелище. Что бросалось в глаза? Шины спущены, капот помят, на лобовом стекле – трещина, ржавчина разъедает кузов.

– Эта машина тут стоит лет семь, не меньше. Сколько я тут живу, столько и она здесь, – говорит жительница дома.

После оформления всех процедур легковушку цепляют трактором и увозят. В ГАИ еще надеются, что владелец все-таки объявится.

Собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение трех месяцев со дня помещения автомобиля на охраняемую стоянку подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о его возврате. Неподача требования о возврате неэксплуатируемого транспортного средства в течение трех месяцев со дня вручения акта осмотра данного транспортного средства, а при отсутствии сведений о собственнике (владельце) такого транспортного средства – трех месяцев со дня принудительного перемещения указанного транспортного средства признается отказом от права собственности на него. Но в любом случае собственник (владелец) обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением транспортного средства. В случае отказа такие затраты взыскиваются в судебном порядке.

А кому она мешает?

– После создания группы в социальной сети «ВКонтакте» под названием #Долой_автохлам к нам из Госавтоинспекции стали регулярно приходить бумаги с просьбой проверить то или иное транспортное средство, которое, как указывают авторы, длительное время стоит без движения, – говорит главный специалист отдела жилищного хозяйства и благоустройства администрации Первомайского района Витебска Татьяна Урбанайтес. – Но и до создания этой группы мы занимались уборкой автохлама со дворов. Только за октябрь отправили на штрафстоянку два автомобиля. Самая большая сложность в этой работе – найти и уведомить собственника. Но даже если он находится быстро, довольно часто наблюдается ситуация, когда собственники отвечают: «А кому она мешает?». Я могу говорить, что такие машины портят облик дворов, что со временем подростки-хулиганы разбивают стекла и делают из них для себя укрытие, иногда такие машины превращаются в хранилище для всевозможного хлама. А кому хочется жить среди хлама, даже если он на колесах…

Геннадий Закржевский, «ДТП»