Бомба замедленного действия

Как говорится, автомобили бывают хорошие и разные. И совсем даже не в смысле марки и класса. В этом нам с представителями филиала УП «Белтехосмотр», Транспортной инспекции и ГАИ пришлось убедиться воочию.

Наша небольшая, но весьма сплоченная группа расположилась недалеко от объездной гомельской трассы. И особо долго ждать не пришлось. Буквально в течение 10 минут в поле зрения попадает старенький ЗИЛ-431610. Справедливости ради следует сказать, что он хоть и старенький, но ухоженный, аккуратно покрашенный. То есть для своего возраста выглядит более чем пристойно. Но, увы, только на первый взгляд. Последний свой техосмотр ЗИЛ проходил аж в 2013 году. И все бы еще ничего, но на данном автомобиле установлено газовое оборудование.

– Проверено данное оборудование может быть только на станции диагностики и никак иначе, – замечает ведущий инженер по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Виктор Климков. – То, что мы имеем сейчас, это, по сути, бомба замедленного действия. Ведь вы сами понимаете, что газ это не просто страшная, а страшно разрушительная сила.

И в этот момент мне на самом деле стало страшно. Представьте, что этот немаленький автомобильчик рванет где-нибудь в центре плотного транспортного потока. Это уже будет даже не трагедия. Это будет катастрофа! О чем только думает его владелец…

Да, видимо, о том же, что и большинство его сограждан, которые так и не удосужились заглянуть на диагностическую станцию. А имя им – почти что легион. Впрочем, судите сами: 1647 водителей оштрафовала Госавтоинспекция Гомельской области за отсутствие техосмотра с 23 по 29 ноября. Только за неделю и только Госавтоинспекция. Каждый день инспекторы штрафуют более 200 человек. Всего же за время проведения декады «Гостехосмотр» совместными усилиями выявлено 2456 нарушений. А за 10 месяцев – 53 413 (в 2017-м – 50 921).

Или вот еще. За пятницу и выходные (23–25 ноября) за управление транспортными средствами, в отношении которых не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, было оштрафовано 748 человек, 26 ноября – 239, 27-го – 234, 28-го – 213, 29-го – 213. Если предположить, что каждый выявленный нарушитель заплатил штраф в размере одной базовой величины, то выходит, что только за неделю и только Гомельщина пополнила казну на 40 351,5 рубля. За этот же период в регионе 143 водителя привлечены к ответственности за нарушение скоростных режимов, 52 – за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, а также 120 «бесправников».

Мрачные мысли в связи с этим приходят в голову. Очень мрачные.

А ведь казалось бы, чего проще? В настоящее время в Гомельской области функционирует сеть из 34 диагностических станций, из которых 31 стационарная и три мобильные. Причем на любой вкус. Более того, в 15 из 21 района услуга по гостехосмотру представляется на постоянной основе. Шесть районов (Октябрьский, Петриковский, Кормянский, Чечерский, Брагинский и Лоевский) пока не имеют на своей территории стационарных диагностических станций и обслуживаются мобильными, которые принадлежат УП «Белтехосмотр». За 11 месяцев 2018 года инженерами гомельского филиала было допущено к участию в дорожном движении 141 789 транспортных средств. К слову, в прошлом году эта цифра была заметно больше – 152 709. Так что, стало меньше транспорта? Или… Вот именно, или…

А теперь еще немного статистики. По состоянию на 1 января в Гомельской области зарегистрировано 563 715 единиц транспортных средств, из них принадлежащих физическим лицам – 491 953 единицы, юридическим – 71 762. При первичной проверке технический осмотр не проходят от 35 до 50 процентов автомобилей. Как думаете, почему? Ответ прост, как и все гениальное. Потому что наш человек привык рассчитывать не на себя, а на авось. Ну, в смысле, проскочу. И не проскакивают. И продолжают рассекать по нашим дорогам на неисправных автомобилях. Хотя я уверена: каждый человек, который мнит себя более или менее разумным, понимает, что неисправный автомобиль на дороге подобен бомбе замедленного действия. Рано или поздно все равно рванет, с газовым баллоном под брюхом или без. Вопрос только в том, сколько жизней, кроме своего нерадивого хозяина, еще прихватит. Ни в чем, между прочим, перед ним не повинных жизней. Так что это даже не обман. Это самообман. Причем смертельно опасный.

Я это к чему… Даже если представить, что абсолютно все водители дружно отправились проходить гостехосмотр, все равно ситуация будет выглядеть несколько угрожающей.

Радует только одно. Из года в год сертификатов со штампом, вызывающим сомнения в подлинности, попадается все меньше. Так, во время октябрьской декады в прошлом году было выявлено 14 случаев подделки штампов, а во время нынешней – всего два.

Ну а пока мы на обочине обсуждали все эти малоприятные детали, к нам подкатил «БМВ-520». Главной отличительной чертой данной иномарки была солидная трещина на лобовом стекле. Пройти гостехосмотр с такой отметиной абсолютно нереально. Что, впрочем, и требовалось доказать: сию процедуру водитель игнорирует с февраля текущего года. А на вопрос о стекле он вообще возмущенно заметил, что мы, видимо, не представляем себе ценник данного аксессуара. Может, стоило предложить ему сменить «БМВ» на что-либо менее пафосное? Там и ценовой ряд другой…

Впрочем, в ходе проверки нами останавливались машины не только с явными дефектами или наклейками не того цвета. И, кстати сказать, не зря. Вот ведущий специалист отдела контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции по Гомельской области Сергей Банузов тормозит совершенно новенькое такси. Конечно, машина недавно из салона, так что претензий по техосмотру к ней и быть не может. Но они определенно возникли бы в самое ближайшее время. Дело в том, что водитель был абсолютно уверен, что с момента покупки от процедуры гостехосмотра он освобожден на два года. Оно так и есть, если бы не род его занятий.

– Автомобили-такси, равно как и все транспортные средства, занятые на пассажирских перевозках, обязаны проходить гостехосмотр один раз в полгода. К сожалению, водитель этого не знал и уже в январе мог попасть в число нарушителей. Надеюсь, этого уже не случится. Так что наша цель не наказать, а прежде всего разъяснить, – говорит Сергей Иванович.

В общем, итоги декады свидетельствуют о том, что эксплуатация транспортных средств с нарушением сроков прохождения гостехосмотра продолжается. По-прежнему совсем неохотно проходит гостехосмотр транспорт, принадлежащий сельскохозяйственным организациям. Контроль за такими транспортными средствами усилится во время проведения следующей подобной декады – весной.

Наказание за отсутствующий техосмотр согласно части 3 статьи 18.12 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь – штраф от одной до трех базовых величин (24,5 – 73,7руб.). За повторное в течение года нарушение водитель должен будет заплатить больше – от двух до пяти базовых величин (49 – 122,5руб.).

Почему водители не стремятся проходить ТО своего автомобиля? Тут причины разные. Одна из них – налог на участие в дорожном движении. Многие не хотят оплачивать его, поскольку он дороже штрафа за отсутствие пройденного техосмотра. Ждут, когда отвяжут госпошлину от процедуры прохождения техосмотра и будут взимать ее за фактическое пользование дорожной сетью, а также когда появится возможность уплачивать пошлину частями, как страховку.

Безусловно, налог за участие в дорожном движении немалый, но штрафы за отсутствие технического осмотра транспортного средства нужно увеличивать. Так считают специалисты.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий