Боль души

Я пролечу, прокричу, словно осени птица. Все, что случится, на веру приму, кроме смерти…

Мама 15-летнего школьника из д. Михейково Круглянского района и предположить не могла, что ранним ноябрьским утром на ее руках умрет сын. Мальчика у нее на глазах сбил легковой автомобиль.

Боль души

Событие того рокового утра восстановили свидетели трагедии. Во вторник в 7.20 15-летний школьник Виталий из Круглянского района Могилевской области вместе с друзьями и взрослыми шел на остановку школьного автобуса. Ребята двигались, как и предписывают правила дорожного движения, по левой обочине навстречу транспорту. У всех – светоотражающие элементы. На улице было темно, фонари не горели, а деревня находится в такой глухомани, что взрослые постоянно провожают детей. Пройти эти 500 метров от дома до школьного автобуса для жителей деревни – настоящее мучение. Они столько раз просили включить освещение на дороге, но все бесполезно. Водители носятся по шоссе, как сумасшедшие, тротуара нет, вот и приходится людям ходить по обочине.

Всего из Михейково на занятия в городскую школу ездило 12 детей. Виталий, ученик 9-го класса, был самым старшим, поэтому часто брал за руку младшую сестричку и вместе с ней шел к школьному автобусу. Но в то утро его мама тоже решила поехать в Круглое. Женщина с дочкой и другими школьниками шла впереди, Виталий с соседскими мальчишками замыкал колонну.

Он шел со стороны обочины, прикрывая младших от дороги. Так заведено: малыши должны быть защищены от машин. И вдруг все услышали страшный грохот. На ребят на огромной скорости летела машина. От страха взрослые, шедшие впереди, схватили детей, накрыв собой и увлекая их в кювет. А потом раздался истошный женский крик: «Боже, там мой Виталик!» Все бросились к месту ДТП, кто-то вызывал скорую помощь, кто-то пытался реанимировать мальчика. Это уже потом врачи скажут: смерть наступила мгновенно. Все это время 40-летний водитель Opel Vectra сидел и смотрел в одну точку, он казался неадекватным.

Виновник ДТП работал в частной фирме водителем. Рано утром в его крови обнаружили 1,1 промилле алкоголя.

По факту дорожно-транспортного происшествия было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 317 УК «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека». Санкция статьи предусматривает наказание до семи лет лишения свободы.

Встать, суд идет!

Спустя четыре месяца после трагедии состоялся суд. В зал были приглашены потерпевшие и свидетели трагедии.

За железными прутьями клетки с понурым видом сидел обвиняемый в смерти школьника Андрей Почтовый. В зале, не отрывая взгляда от скамьи подсудимых, сидела убитая горем мать погибшего Виталика.

Суд Круглянского района под председательством Дмитрия Сосновского приступил к рассмотрению уголовного дела, связанного с нарушением правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения, повлекшим смерть по неосторожности. Далее все как обычно: фамилия, имя, отчество, где родился, где жил.

Затем прокурор Александр Романов поведал суду:

– 17 ноября 2015 года, около 7 часов 30 минут, обвиняемый Почтовый, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем «Опель-Вектра» регистрационный номер 7003 ЕР-6, двигаясь по автодороге Ст. Славное – г.п. Круглое по полосе своего движения, проезжая по д. Михейково Круглянского района, вблизи опоры ЛЭП № 120/87, действуя недобросовестно и невнимательно, без необходимости осуществил маневр перестроения транспортного средства на полосу встречного движения, не убедившись в его безопасности, чем создал угрозу для безопасности дорожного движения. После чего, двигаясь по полосе, предназначенной для движения встречных транспортных средств, передней боковой частью автомобиля совершил наезд на несовершеннолетнего Михно В.А., 25 января 2000 года рождения, который шел по границе проезжей части и обочины в попутном автомобилю направлении. В результате чего причинил подростку по неосторожности тяжкие телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся кровоизлияниями в мягкие ткани головы, субарахноидальным кровоизлиянием (скопление крови под мягкой мозговой оболочкой), ушибом головного мозга, переломом свода и основания черепа, кровоизлиянием в корни легких, ссадинами задней поверхности левого плечевого сустава, задних поверхностей обеих голеней, рваной раной задней поверхности бедра, от чего смерть Михно В.А. наступила на месте происшествия.

В данной дорожно-транспортной ситуации Почтовый А.В. нарушил требования п. 3, подпункта 7.2 п. 7, подпункта 10.1 п. 10 и п. 56 Правил дорожного движения, которые гласят: «На дорогах Республики Беларусь установлено правостороннее движение транспортных средств», «Участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными», «Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения», «Перед началом движения, перестроением, поворотом налево или направо, разворотом и остановкой водитель обязан подавать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны либо включена аварийная световая сигнализация – рукой, убедившись, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия для дорожного движения», что и явилось причиной дорожно-транспортного происшествия.

В ходе судебного слушания были допрошены обвиняемый и свидетели трагедии.

В частности, свою вину в совершенном преступлении водитель признал полностью. Он пояснил, что двигался по автодороге Славное – Круглое, въехав в деревню Михейково, скинул скорость и продолжил двигаться по центру проезжей части, так как по обочине часто ходят пешеходы. Дорога имела небольшой изгиб в левую сторону. Случайно заметил на проезжей части собаку. Чтобы избежать столкновения с животным, вел автомобиль левее. Собака осталась позади, и он начал выкручивать руль на свою полосу движения. Но не успел. Автомобиль стало заносить, и под колесами оказался подросток.

– Я выскочил из машины и побежал к сбитому мальчику, – рассказывал обвиняемый. – Пульс прощупывался. Вернулся к автомобилю за аптечкой, чтобы оказать первую помощь, но когда возвратился, понял, что пострадавший умер.

Как же провел время подсудимый накануне трагического утра. Оказывается, у Андрея Почтового намечалось знаменательное событие: 17 ноября он должен был сочетаться законным браком с гражданской женой. 16 ноября сразу же после работы на мальчишнике выпил водки с друзьями и отправился к своей избраннице. Дома веселье со спиртным продолжилось. Утром встал с трудом. Сказалось остаточное алкогольное опьянение. И все же, несмотря на это, сел за руль….

Елена Николаевна, мама Виталика, выступала в суде в качестве потерпевшей. Ей было неимоверно трудно рассказывать о трагедии, которая в один миг изменила всю жизнь семьи. В ее голосе чувствовались боль и тоска, а горло сдавливал ком. Было видно, что и спустя время рана продолжала кровоточить.

– Утро того страшного дня останется в памяти до конца моей жизни. Мы шли на остановку, придерживаясь обочины, навстречу транспортному потоку. Наша небольшая колонна слегка растянулась. Впереди были взрослые с детьми, а мальчишки, среди которых и Виталик, отстали от нас метров на 50. Мы не спешили. Отсутствие фонарей на проезжей части вызывало беспокойство. Встречный автомобиль осветил нас фарами. Обернувшись, я увидела фигуру сына, который шел по краю обочины и разговаривал с ребятами. Однако спустя несколько минут все услышали визг тормозов, удар и крики. Мое сердце оборвалось: развернутая машина освещала дорогу, но сына нигде не было. Подбежав к кювету, увидела Виталика, сыночка, лежащего в крови и не двигающегося. Ноги подкосились. Я поползла. Он был без сознания, но еще дышал. Я не видела, что делал водитель. Вроде бы прощупывал пульс на шее.

Мы пытались спасти сына – вызвали скорую, остановили проезжающую машину, чтобы отвезти его в больницу. Успел подъехать и мой муж с фермы. Но все было тщетно, сыночек умер.

Что касается водителя-убийцы, то он сидел рядом с сыном и смотрел, словно курицу сбил, а не человека. Он стал преступником, сев за руль пьяным. Никакие слова, никакой срок, никакие деньги не вернут нам сына. За все это время после трагедии виновник аварии даже прощения не попросил.

Затем выступило еще несколько свидетелей, среди которых были Марина Александровна и 13-летний Артем, находившийся рядом с погибшим Виталием.

Из свидетельских показаний женщины:

– Мы шли с детьми на остановку. Впереди и позади нас двигались люди. Вдруг я услышала, а обернувшись, увидела, как на нас несется автомобиль. Я схватила детей в охапку – и в кювет. Поднявшись, мы еще дальше отбежали от дороги в поле. Видела, как машина стала тормозить, как ее занесло, а потом она резко остановилась. Вернувшись на проезжую часть, увидела выходящего из машины водителя и двух мальчиков – Артема и Илью. Виталика рядом не было. Отброшенный ударом, он лежал внизу, в придорожном обрыве. Водитель был растерян и смотрел в одну точку, если бы я не заставила его пойти за аптечкой, то он вряд ли бы сдвинулся с места.

И еще, не было никакой собаки! Он сбил ребенка, потому что скорость была под сто километров. Если бы не моя реакция, я тоже могла оказаться под колесами авто.

13-летний Артем:

– Мы с братом Ильей вышли из дому в школу. Вскоре к нам присоединился Виталик, и мы вместе пошли на остановку. Пройдя метров 50, услышали, как сзади приближается машина. Света от фар не было видно. Виталика подбросило в воздух, и он упал в кювет. Машина продолжала крутиться, а потом резко развернулась, чуть не сбив тетю Марину с детьми.

Пришла на суд и избранница обвиняемого Светлана, с которой они совместно проживали уже полгода:

– Андрей уехал утром – к маме за документами. В этот день мы должны были расписаться. Позже мне позвонили из милиции и сообщили о произошедшем. Накануне Андрей пришел домой уже выпившим. И принес с собой спиртное. Мы сидели долго. За это время он выпил где-то полбутылки водки. Легли спать около часа ночи. Не могу понять, почему так произошло, но Андрей – хороший человек. Алкоголика бы в свою жизнь не пустила. Даже мой 9-летний сын стал называть его папой.

В своем последнем слове обвиняемый сказал:

– Мне очень жаль, что мои необдуманные действия на дороге принесли горе семье погибшего юноши. Понимаю, что уже не вернуть назад то, что случилось в тот роковой день. Я – жив, а ваш сын – нет. По моей вине произошла трагедия. Всю оставшуюся жизнь буду помнить об аварии. Если можете, простите меня.

Государственное обвинение по уголовному делу в лице прокурора Александра Романова просило высокий суд при назначении наказания:

в соответствии со ст. 63 Уголовного кодекса Республики Беларусь учесть в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность обвиняемого, чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении;

в качестве отягчающего ответственность обвиняемого обстоятельства в соответствии со ст. 64 Уголовного кодекса Республики Беларусь признать совершение преступления по неосторожности вследствие сознательного нарушения установленных правил безопасности.

Боль души

Боль души

Суд Круглянского района постановил:

Почтового Андрея Владимировича признать виновным в нарушении Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшем по неосторожности смерть человека, и на основании ч. 4 ст. 317 УК назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на пять лет.

Взыскать с Почтового Андрея Владимировича в пользу Новичковой Елены Николаевны 140 миллионов рублей в счет материальной компенсации морального вреда.

Автомобиль «Опель-Вектра» регистрационный номер 7003 ЕР-6, находящийся на охраняемой стоянке УКП «Жилкомхоз», обратить в счет погашения гражданского иска.

Однако уже 9 марта на приговор суда принесен апелляционный протест прокурора.

Прокурор просил приговор суда Круглянского района Могилевской области от 29.02.2016, постановленный в отношении Почтового А.В., в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, изменить в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого.

21 апреля апелляция прокурора была удовлетворена.

В итоге на основании ч. 4 ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь суд постановил назначить обвиняемому Почтовому А.В. наказание в виде лишения свободы сроком 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 5 лет.

P.S.
Боль навечно поселилась в сердце матери. Может, со временем она немного утихнет, не будет такой резкой и невыносимой. Но она никогда не уйдет. И никогда не будет, как прежде. Рваная осень, как сбитая выстрелом птица. Мокрый асфальт отражает любимые лица…..

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»