Дню Независимости Беларуси посвящается
Биография города на фоне биографии страны представлена в экспонатах музея железной дороги в Барановичах
Татьяна Руцкая работает в музее 18 лет. С утра в день моего посещения она ожидала две группы школьников из Гродненской области. Опытный экскурсовод готовилась к приезду ребят. Я присутствовал не раз, когда Татьяна Степановна проводила с ними беседы в музее. Она умеет привлечь их внимание к теме разговора. Дети ее слушают всегда с интересом, затаив дыхание.
Заведующий музеем полковник запаса Владимир Руцкий окончил Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны. Получил диплом инженера по обслуживанию радиотехнических систем. В последнее время был начальником радиотехнических войск Западного оперативно-технического командования. А до этого командовал ротой, бригадой, батальоном, был начальником войск.
Владимир Владимирович говорит: «Разумеется, неохотно я расставался с военным коллективом. Ведь службе в Вооруженных силах посвятил 30 лет своей жизни».
МУЗЕЙ
– Почему вы пришли на должность заведующего музеем местного отделения железной дороги?
– Не хотел изменять семейной традиции. Моя жена Ирина Викторовна трудится специалистом отдела кадров базы (транспортной) отделения дороги в Барановичах. Здесь более сорока лет работал водителем мой отец, почетный железнодорожник Владимир Иванович. К сожалению, родоначальника династии нет в живых уже десять лет. Мать моя была сотрудницей отдела статистики отделения дороги. Младший брат Валерий в настоящее время – заместитель начальника Барановичского отделения дороги – главный ревизор по безопасности движения. Сын Валерия Артем оканчивает второй курс БелГУТа в Гомеле. Общий трудовой стаж династии Руцких приближается к 150 годам.
– Какое количество экспонатов в музее?
– Более восьми тысяч. Каждому периоду в жизни страны, начиная от XIX века (времени строительства железной дороги и становления города) – отдельные экспозиции.
– Известно, что музей занимает призовые места среди аналогичных культурных заведений страны.
– Да. Он постоянно находится в тройке лидеров. А последние три года занимает первое место.
– Коллектив маленький?
– Но зато удаленький… В нем всего пять человек. И каждый старательно трудится на общий успех.
– Какая посещаемость музея?
– С каждым годом она растет. Например, в 2016 году посетителей было 10 тысяч, в 2017-м – 12 тысяч, а за первый квартал текущего года – около четырех тысяч. К нам приезжают туристы из России, Украины, Польши, Прибалтики, Канады, Венесуэлы, Бразилии, Австралии, Аргентины… В общем, из более чем 30 стран. Дело в том, что в результате так называемой «белой эмиграции» многие белорусы покинули страну и оказались в далеком зарубежье. А теперь их потомки ищут свои корни, интересуются жизнью земляков.
Где эта улица…
Более 100 улиц Барановичей названы в честь выдающихся ученых, поэтов, писателей, военачальников… В настоящее время в названиях 35 улиц и учреждений города увековечены имена прославленных полководцев, летчиков, организаторов и руководителей подполья и партизанского движения на территории БССР, ряда подпольщиков, действовавших в барановичском крае и погибших здесь. В их числе два Маршала Советского Союза, один четырежды Герой Советского Союза, два дважды Героя Советского Союза, девятнадцать Героев Советского Союза, три Героя Социалистического Труда.
Например, улицу, которая связывает между собой Брестскую и Чернышевского, переименовали в честь Героя Советского Союза Ивана Лисина решением горисполкома от 21 февраля 1962 года. Иван Лисин звание Героя, а также орден Ленина и медаль «Золотая звезда» получил в 1943 году за форсирование Днепра, правый берег которого был занят противником. Он геройски погиб 7 июля 1944 года, освобождая Барановичи. Хоронили его жители уже освобожденного города. Сегодня прах героя войны находится в Братской могиле на одном из городских кладбищ.
Улиц, свидетельствующих об особом отношении жителей Барановичей к людям, связавшим свою судьбу с небом, в истории города больше трех десятков. Это легко объясняется тем, что здесь вот уже многие годы действует крупный военный аэродром. Построенный почти сразу же после Великой Отечественной войны на юго-восточной окраине города, он буквально сроднил его жителей с авиацией. Они привыкли к гулу самолетов, в 1940–1950-х годах – поршневых, а с конца 1950-х – реактивных. Привыкли переживать за родных и близких, выполняющих в небе свою опасную работу. Привыкли к названию «авиагородок», которое получил прилегающий к аэродрому район, бывший когда-то и военным городком Российской железнодорожной бригады, и «Казармами Костюшки» Войска Польского. Помнят они, как в 1950–1970-х годах во время военных парадов по случаю государственных праздников любовались проходящими по центральной площади подразделениями, состоявшими исключительно из офицеров авиационных частей, которые дислоцировались в городе. Кроме того, в Барановичах имеется авиаремонтный завод, выполняющий заказы многих зарубежных фирм. Конечно же, все это и обусловило то, что многие улицы здесь названы именами летчиков. Правда, первые из них появились задолго до строительства упомянутого аэродрома. Например, именами Ф. Жвирко и С. Вигуры, известных в начале 1930-х годов не только в Польше, в состав которой входили тогда Барановичи, но и в Европе. В 1929 году эти летчики установили рекорд дальности полета на легком самолете польской конструкции (5000 км), затем – рекорд высоты на спортивном самолете 2-й категории, а в 1932-м одержали победу на международных соревнованиях в Берлине.Трагическая смерть пилотов в сентябре 1932 года потрясла страну. С почестями похороненные в Варшаве, они продолжали жить в названиях улиц столицы и некоторых других городов Польши. А также в Барановичах.
Вскоре после Великой Отечественной среди названий, которые присваивались городским улицам и переулкам, начали появляться имена героев этой войны. Одними из первых – А.И. Покрышкина и И.Н. Кожедуба. Это выдающиеся летчики-истребители, трижды Герои Советского Союза. Также одна из улиц была названа в честь Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло, подвиг которого, совершенный 26 июня 1941 года во время войны с гитлеровской Германией, повторили 104 экипажа советских летчиков.
В начале 1950-х годов в Барановичах появилась улица Грицевца. У главного входа в парк, разбитый в послевоенные годы и разделяющий эту улицу на две части, в 1949 году был установлен бронзовый бюст легендарного земляка, дважды Героя Советского Союза.
Иван Кабушкин, уроженец д. Малаховцы Барановичского района, был прославленным участником минского подполья. В первые дни Великой Отечественной войны младший лейтенант Кабушкин попал в плен. Находился в фашистском лагере для военнопленных в районе парка Челюскинцев.
Однако ему удалось выбраться оттуда. Иван Константинович сразу же включился в антифашистскую подпольную борьбу. Только за октябрь–ноябрь 1941 года группа патриотов под его руководством уничтожила 8 автомобилей, 16 гитлеровцев, одну бензоцистерну, несколько легковых машин. Участвовал Кабушкин также в издании и распространении нелегальной литературы. Всегда действовал стремительно, смело, был неуловимым для врагов. Для одних он был просто Жан, для других – Жан Назаров, для третьих – Александр Назаров или Сашка, для четвертых – Александр Бабушкин. Выполняя задания, Жан добывал оружие, боеприпасы, медикаменты, устраивал побеги советских военнопленных, выводил из города людей в партизанские отряды. С мая 1942 года Иван Константинович возглавил оперативную группу Минского подпольного горкома партии по борьбе с вражескими агентами и провокаторами.
Одновременно с февраля по май 1942-го был помощником командира по разведке 208-го партизанского отряда. Вместе с подпольщиком В.И. Сайчиком Кабушкину было поручено разведать наличие военных сил противника в районе Барановичей. С большими трудностями и риском для жизни задание было успешно выполнено. Позже вражеский аэродром у д. Грабовец Барановичского района был уничтожен советской авиацией.
За голову отважного подпольщика была установлена крупная награда, но Жан был неуловим. Только по нелепой случайности он попал в руки гитлеровцев. Роковую роль сыграла записка Жану от одного из партизанских руководителей, где тот просил достать патроны для трофейного пистолета. Записку обнаружили у схваченной гестаповцами связной. Не выдержав пыток, та выдала квартиру-явку. 4 февраля 1943 года Ивана Кабушкина схватили на конспиративной квартире. В гестапо его подвергали жестоким пыткам, много раз избивали до потери сознания, морили голодом. Зверские пытки и истязания не сломили патриота. В одной из последних записок на волю он писал: «Если погибну, то не подлецом, а за Родину, за народ».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. за особые заслуги и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Ивану Константиновичу Кабушкину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в Минске, Барановичах, поставлен памятник в поселке Мирный Барановичского района. В трамвайном депо г. Казани ему была установлена мемориальная доска. 8 октября 1976 года средней школе № 12 г. Барановичи было присвоено имя И.К. Кабушкина.
Двадцать два года назад совершил подвиг военный летчик первого класса начальник воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы в Барановичах подполковник Владимир Карват. 23 мая 1996 года в 22 часа 54 минуты при выполнении учебно-тренировочного полета в районе Барановичей на самолете Су-27П возник пожар. Машина стала терять управление и падать. Руководитель полетов дал летчику команду на катапультирование. Однако учитывая то, что на пути горящего истребителя находились населенные пункты Арабовщина и Большое Гатище, Карват принял решение направить самолет в сторону. Последние 14 секунд полета пилот, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его от деревень.
Ценой собственной жизни он не допустил гибели людей на земле. Истребитель рухнул на клеверное поле между Арабовщиной и Большим Гатищем. По заключению комиссии, расследовавшей причины авиационной катастрофы, и на основании объективного контроля установлено, что летчик до последней минуты предпринимал все возможное, чтобы не допустить падения истребителя на населенные пункты.
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Владимиру Карвату было посмертно присвоено звание «Герой Беларуси». Он первым в стране удостоен этого звания.
…Владимир Руцкий рассказал мне интересный случай:
– Однажды я шел по улице Першукевича и услышал разговор матери с маленьким сыном.
Сын: Мама, я слышал о таких героях, как Зоя Космодемьянская, Марат Казей и других. Скажи, пожалуйста, а в честь кого названа наша улица, кто это такой?
Мать: Першукевич был великим героем своей великой Родины. Он освобождал наш город от врагов. Лучше мы посетим музей железной дороги и ты побольше узнаешь о нем и других героях.
– Хвала тем родителям, для которых аналогичные познавательные желания детей становятся законом. Знать историю своей малой родины – это замечательно, – говорит Владимир Владимирович. – Только знать – этого еще мало. Надо историю продолжать. И хорошо, если подросток выберет для себя верный в жизни путь.
Константин СТАНКЕВИЧ