Железная дорога – не место для прогулок. Эта истина известна, пожалуй, каждому. Но ведь находятся и такие, кто беззаботно гуляет по железнодорожным путям. Часто в хорошем подпитии. Иногда в наушниках.
Бесстрастная статистика утверждает: в 2015 году на объектах железнодорожного транспорта республики пострадало 122 человека, за четыре месяца 2016-го – 35. Из числа пострадавших погибло 18 человек. В 11 случаях из 35 потерпевшие находились в состоянии алкогольного опьянения.
В Витебской области картина идентичная. Только в уменьшенном размере.
Анализируя ситуацию в зоне ответственности Витебского ОВД на транспорте, приходим к выводу: пешеходы не желают выполнять установленные правила безопасности. По состоянию на 15 мая на территории обслуживания Витебского ОВДТ (Витебская область) пострадало два человека, один из которых погиб. В обоих случаях они находились в состоянии алкогольного опьянения. В 2015 году на территории обслуживания Витебского ОВДТ было травмировано 12 человек (2014-й – 14), 9 из них – смертельно. Основными причинами гибели граждан являются нахождение пострадавших в состоянии алкогольного опьянения (8 из 12 в 2015 году) и личная недисциплинированность при нахождении вблизи источника повышенной опасности.
В 2015 году сотрудниками Витебского ОВДТ к административной ответственности за нарушение ч. 5 ст. 18.3 КоАП Республики Беларусь (проход по путям, нахождение на них в неустановленном месте) было привлечено к ответственности 1509 человек.
– Железная дорога – источник повышенной опасности. Эта фраза регулярно раздается из динамиков на каждой станции и, по идее, намертво должна зафиксироваться в сознании каждого. Но нет. Далеко не все граждане соблюдают меры личной безопасности, поэтому переходят пути там, где вздумается: и перед движущимся поездом, и под вагонами стоящего состава, а также ходят по железнодорожному полотну. В итоге нарушители создают реальную угрозу не только своей жизни, но и жизни других граждан.
– В Поставском районе с 2014 года по настоящее время фактов травматизма граждан на железнодорожном транспорте не было, – говорит заместитель начальника Поставского РОВД Кирилл Зубко. – И это не случайно. Безопасность на железнодорожном транспорте, переходах, станциях Поставы, Лынтупы, Воропаево, на территории нашего района обеспечивается не только сотрудниками БЖД, но и Поставским РОВД в тесном взаимодействии с представителями в/ч 2044, добровольной дружиной Воропаевской дистанции пути, другими заинтересованными службами. Вместе с тем с целью недопущения травматизма на объектах железной дороги, переходах мне хотелось бы еще раз напомнить правила личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта. Пути переходить надо только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. Перед переходом необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов. При их приближении следует остановиться, пропустить и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
Категорически запрещается: ходить по железнодорожным путям; переходить и перебегать через пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него составляет менее 400 метров; переходить через путь сразу же после прохождения поезда в одном направлении, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления; переходить переезды при закрытом шлагбауме или красном сигнале светофора переездной сигнализации; на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь; проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
За нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 18.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь в виде наложения штрафа в размере от 42 до 420 тысяч рублей.
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил проезда железнодорожного переезда влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин (от 420 до 840 тысяч рублей).
А вот про наушники в законе отдельной строчкой ничего не сказано. Наверное, нет смысла конкретизировать каждую мелочь. Тем более если она и так каждому здравомыслящему человеку понятна.
…Мама с дочерью переходили железнодорожные пути по деревянному настилу. И, как учили в школе, мама, посмотрев налево, двинулась вперед. Почему взрослая женщина не глянула в другую сторону, теперь уже никто не скажет. А вот объяснить, почему она не услышала звук приближающегося поезда, просто: в ушах женщины были наушники.
Поезд быстро затормозить или объехать вас не сможет. Причиной большинства трагедий является то, что пострадавшие находились в состоянии алкогольного опьянения либо по другим причинам потеряли бдительность при нахождении вблизи объектов железнодорожного транспорта – источника повышенной опасности.
…Муж с женой возвращались домой и должны были пройти через переезд. Мужчина прекрасно видел приближающийся скорый поезд, а стоять и ждать ему не хотелось. Он побежал через пути и погиб на глазах у жены. Экономил секунды, а потерял жизнь.
Часто сотрудники милиции убирают с путей совершенно пьяных граждан буквально за считанные минуты до того, как должен пройти поезд. И всегда предупреждают машинистов быть предельно внимательными. Но, как бы машинист ни остерегался, мгновенно остановить поезд невозможно. Так что уберечься от трагедии помогут лишь собственная внимательность и соблюдение правил нахождения вблизи железной дороги.
Геннадий Закржевский, «ДТП»