БЕДА НЕ ВЫБИРАЕТ…

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь при подведении итогов смотра-конкурса на лучшую организацию, осуществляющую подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей автомобилей, в номинации «Лучшее учебно-методическое пособие» присудило третье место Светлане Овечкиной, преподавателю УО «Мстиславский государственный строительный колледж», за методическую разработку «Первая помощь пострадавшим при ДТП».

БЕДА НЕ ВЫБИРАЕТ... БЕДА НЕ ВЫБИРАЕТ... БЕДА НЕ ВЫБИРАЕТ... БЕДА НЕ ВЫБИРАЕТ...

Светлана ОВЕЧКИНА – педагог с 23-летним стажем, имеет медицинское образование. В колледже преподает немецкий язык и курс «Оказание первой медицинской помощи».

ФАКТЫ И ЦИФРЫ

Обучение водителей правилам оказания первой помощи – важная мера по обеспечению безопасности дорожного движения. Как показывает статистика, основными причинами смерти в ДТП являются:

— несовместимые с жизнью травмы – 20%;

— задержка машины скорой помощи – 10%;

— неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в аварии? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство либо остается равнодушным к чужому горю, либо не знает, как помочь.

УМЕНИЕ ПОМОЧЬ

– Ситуаций, в которых вы можете оказаться единственным, кто в состоянии спасти человеку жизнь, множество, – рассказывает Светлана Павловна. – От многих причин зависит, что с человеком будет дальше: выживет и будет здоровым, либо останется инвалидом, либо погибнет. Но есть один фактор, который можно контролировать: если вы вдруг оказались на месте происшествия или недалеко от него, то можете и способны оказать необходимую помощь.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это – одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места происшествия. И догоспитальный – период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Не имея специального образования и навыков, конечно же, нельзя гарантировать, что человек выживет, но можно попытаться его спасти. Ведь, по статистике, до 90% погибших при происшествиях и несчастных случаях могли выжить, если бы им была оказана первая помощь до прибытия спецслужб.

На курсе «Оказание первой медицинской помощи» кандидаты в водители не только получают теоретические знания, но и приобретают практические навыки, на которые и делается упор. Результатом работы и стало методическое пособие по учебной дисциплине «Первая помощь пострадавшим при ДТП», раздел «Последовательность действий при оказании первой помощи. Правила транспортировки пострадавших в ДТП».

Первая медицинская помощь – это простые мероприятия для временного устранения угрозы жизни и профилактики возможных осложнений. Главное – спасение жизни пострадавшего и эвакуация из транспортного средства в короткие сроки.

Естественно, травмы при дорожно-транспортном происшествии разнообразны и часто связаны с многочисленными переломами, повреждениями черепа и головного мозга, порезами и порывами внутренних органов. Именно от оказания первой помощи зависят сроки выздоровления, а иногда и жизнь. Не сделав это вовремя, предотвратить возможные осложнения и даже смерть порой уже невозможно. Но как правильно оказать помощь? Основной принцип, который я повторяю всем учащимся: не навредить, не нанести пострадавшему новых травм неправильными действиями. И самое главное в этот момент – не паниковать и здраво размышлять.

На практических занятиях, которые проходят в колледже, курсанты отрабатывают навыки оказания первой медицинской помощи.

В автомобиль укладывается манекен. В первую очередь выясняем, какую травму получил человек. Когда он в сознании, можно спросить у самого пострадавшего. Если – без, то вначале необходимо ощупать его, чтобы определить, как правильнее помочь.

В случае когда человек лежит на проезжей части, его нужно переместить на обочину или тротуар, чтобы избежать повторного наезда другими водителями. Но нужно не переносить, а перетащить пострадавшего. Нельзя класть его на спину, за исключением случаев, когда требуется искусственное дыхание. Голова раненого всегда должна быть наклонена в сторону.

Если ДТП произошло в холодную погоду, не забудьте постелить что-нибудь на землю, чтобы к ранам не добавилась простуда. Раненого, находящегося без сознания или в шоковом состоянии, не накрывают (если нет морозов и осадков), так как это усилит кровообращение и может пострадать кровоснабжение некоторых органов.

Когда человека, попавшего в ДТП, необходимо вытащить из автомобиля, то сначала освобождают доступ к нему (открыть дверцы, при невозможности – выбить стекла; отстегнуть или разрезать ремень безопасности, освободить ноги). Затем извлекают в той же позе, в которой он находится (как единое целое). И лучше это делать хотя бы вдвоем.

Как показывает практика, неправильная транспортировка раненого часто заканчивается самыми печальными последствиями. Для сохранения жизни важна не столько быстрая, сколько правильная доставка в больницу. Необходимо как можно скорее сообщить о случившемся в медицинское учреждение или милицию. В большинстве случаев лучше подождать прибытия врача скорой помощи.

Если пострадавший без сознания и не получил экстренной помощи в случае внезапной остановки сердца от случайных свидетелей, он погибает. Пока дефибрилляторов в общественных местах у нас нет, и помочь человеку с остановкой сердца мы можем только своими руками.

Необходимо помнить: любая попытка реанимации лучше, чем ее отсутствие. А бояться навредить человеку поломанными ребрами не стоит, ведь умереть от их перелома гораздо сложнее, чем от остановки сердца, которое никто не пытается «запустить».

Вы – единственная надежда для человека на выживание. Эффективность первой помощи напрямую зависит от уровня (даже минимального) медицинской подготовки участников дорожного движения. Очень важно, чтобы навыки ее оказания освоили все.

P.S:

Мы все знаем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в ДТП, причем треть из них – из-за безучастности или медицинской безграмотности очевидцев.

Несколько лет назад УГАИ Могилевского облисполкома проводило эксперимент. Суть его заключалась в том, чтобы посмотреть, насколько водители отзывчивы к чужой беде, причем неважно, неисправный это автомобиль или лежащий на обочине человек, которому внезапно стало плохо.

Итог эксперимента показал, что охотнее всего водители оказывали сочувствие «бездушному» железному коню, нежели человеку, лежащему на обочине. К тому же, как оказалось, не все способны откликнуться и оказать помощь в непростой ситуации. Некоторым проще сделать вид, что они ничего не видят. Только благодаря тем участникам дорожного движения, которые не остаются в стороне, неравнодушны и участливы к беде, и спасаются жизни других людей, попавших в экстремальную ситуацию.

Много еще совершается и наездов на пешеходов, когда трусливые водители скрываются с места аварии, оставляя на верную гибель раненого человека. А ведь надо было только проявить милосердие.

По мнению японских специалистов, если пострадавший находился в состоянии клинической смерти не более трех минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%, при увеличении до 5 минут – 25%, по прошествии 10 минут спасти пострадавшего не удается.

Берегите себя и своих близких, будьте милосерднее к тем, кто оказался в беде.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»