Из истории Правил дорожного движения
В Беларуси первое транспортное средство появилось в 1895 году. Приобрел его Ковенский округ путей сообщения. Удовольствие было недешевым. Но, несмотря на это, количество автомобилей стремительно росло.
Речицкая уездная земская управа владела двумя 25-сильными машинами фирмы «Кейс». Минский губернатор ездил на темно-синем «Бенце». Князья Радзивиллы в Несвиже владели двумя авто. Княгиня Паскевич в своем распоряжении также имела два автомобиля. 50-сильный «Мерседес» и 20-сильный «Бенц» приобрел помещик Гребницкий. Даже некоторые богатые крестьяне владели машинами. В Минске автомобиль приобрел крестьянин Раков, а в Витебске крестьянин Терехов имел «Бенц».
Первая автокатастрофа в столице произошла 20 августа 1906 года. Гражданин Федоров, взявший разрешение на перевозку пассажиров, врезался в телеграфный столб на Подгорной улице (ныне Карла Маркса). Пассажиров выбросило на мостовую, один из них был тяжело ранен. После такого инцидента таксомоторными перевозками снова смогли заняться только осенью 1912 года. Минчан развозили такси марок «Опель», «Форд», «Дарак», «Оверленд», «Олдсмобиль» и «Мерседес».
Также началась организация общественного транспорта. В 1909-м бобруйский купец Ф. Некрич и почетный гражданин Слуцка И. Эттингер открыли «Предприятие срочного автомобильного сообщения». От Слуцка до Старых Дорог и обратно курсировали три автобуса N. A. G. Из Слуцка в Ляховичи ходили два автобуса фирмы «Дюркон».
Грузовые автомобили появились немного позднее. Первый – на обойной фабрике Канторовича в 1911 году.
Система сообщения в белорусских губерниях была неплохо развита. В первой половине XIX века через Беларусь прошли такие важнейшие сухопутные cообщения, как шоссе Брест – Варшава, Москва – Брест, Витебск – Смоленск, Киев – Брест.
В Беларуси ремонтом и строительством дорог в основном занимался Ковенский округ путей сообщения, переименованный в 1901 году в Виленский в связи с переводом управления в Вильно. В его ведении находилось 2554 версты шоссе. В 1910-м велось активное строительство дорог. В 1914 году был утвержден проект постройки около трех тысяч километров шоссе в западных губерниях за шесть лет. Этому помешало начало Первой мировой войны. Следующие шесть лет дороги только разрушались. И лишь в 1928 году удалось достичь их довоенного уровня. Десятки белорусских городов связали автобусные маршрутки. В некоторых даже были внутренние автобусные сообщения. В Минске в то время существовали две линии: «Вокзал – Комаровка» и «Сторожевка – Серебрянка», которые пересекались на площади Свободы.
Из истории развития дорожного движения
История развития автотранспорта
Примерно пять тысяч лет назад один китайский император обратил внимание на цветок ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так люди изобрели колесо. Позже, во втором тысячелетии до н.э., появились повозки, решившие многие транспортные проблемы. Стало возможным перевозить тяжелые и громоздкие грузы, быстрее и с большим комфортом передвигались люди.
Первые механические средства передвижения появились задолго до изобретения автомобиля. В древнем Китае строили сухопутные повозки с парусами, которые приводились в движение силой ветра.
Так называемые мускулоходы были известны уже в Древней Греции. В армии Александра Македонского находилась гигантская, высотой 53 метра, осадная башня, передвигавшаяся с помощью мускульной силы воинов, вращавших огромные колеса. Древние греки строили также небольшие, имевшие мускульный привод коляски. Одна из них состояла из тележки на четырех маленьких колесах и одного большого на самой тележке. Оно выполняло роль руля и соединялось с маленькими системой блоков и канатов. Внутрь большого колеса залезал человек, который бегал, словно белка, и вращал его. Мускулоходы многое дали для автомобиля. На них впервые появился двигатель, пусть даже и живой. Между двигателем и ведущими колесами был соединяющий механизм.
В эпоху Возрождения в Европе появилось очень много интересных конструкций. Среди них – безлошадный экипаж Джованни да Фонтана. Внешне он напоминал крошечный автомобиль, снабженный кузовом с крышей, большими задними и маленькими передними колесами, которые приводились во вращение пассажиром с помощью ручного барабана и простейшей зубчатой передачи.
Необыкновенно знаменитой в свое время была машина, сконструированная часовщиком Иоганном Хаумшем в 1469 году для короля Швеции. Передвигался экипаж благодаря внушительной по размерам часовой пружине, завода которой хватало на 45 минут езды.
В XVIII веке самобеглые коляски (так называли мускулоходы в России) изготавливались талантливыми русскими умельцами-механиками. В 1752 году крестьянин Нижегородской губернии Шамшуренков смастерил экипаж, который приводился в движение двумя слугами. Он был защищен от непогоды и легок в управлении. Изобретатель получил 50 рублей в награду. В 1791-м самоучка Иван Петрович Кулибин построил по заказу императорского двора экипаж для праздных людей – трехколесную педальную повозку, имеющую маховик и трехступенчатую коробку передач, позволяющую изменять скорость движения. Вес экипажа с двумя пассажирами и слугой, который играл роль двигателя, достигал 500 кг, скорость движения – до 10 км/ч.
Неоднократно предпринимались попытки использовать для движения повозок энергию пара. Но первый пригодный для практического применения паромобиль был построен в 1769 году французским артиллерийским инженером Николя Жозефом Кюньо. По своему замыслу повозка напоминала коня, запряженного в двуколку. Роль коня выполнял медный котел, внутри которого находились топка и дымовая труба. Пара хватало всего на 15–20 минут, после чего надо было остановиться и ждать, когда поднимется давление в котле. Тяжелый, плохо управляемый экипаж во время испытаний постоянно наезжал на стены домов и заборы, вызывая разрушения и нанося немалый ущерб. В конце концов он закончил свою поездку печально: взорвался с грохотом на весь Париж. Неудачливый изобретатель был арестован, но вскоре его отпустили, так как по этому поводу не было ни одного закона.
С начала 30-х годов прошлого столетия в Великобритании паровые экипажи не только перевозили пассажиров, но и почту. Появились паромобили в Италии, Австрии, Германии, Бельгии. Возможности парового двигателя позволили использовать его для установки в 1835 году на железнодорожный локомотив, который тянул поезд из нескольких вагонов.
Проекты достаточно совершенных паровых автомобилей в XIX веке разработали талантливые русские умельцы Казимир Янкевич и Авксентий Врадий. А в 1874–1875 годах на Мальцовском заводе в Калужской губернии было построено семь паровых тягачей.
Первый бензиновый автомобиль появился в 1886-м, когда немец Карл Бенц построил бензиновый дорожный экипаж и получил на него патент. Испытателем этого автомобиля стала его жена. Вместе с двумя сыновьями они совершили эту курьезную поездку: оглушительно ревел мотор, от дыма першило в горле, блестящие кареты, запряженные лошадьми, проносились мимо, оставляя далеко позади машину и вымазанных сажей седоков. Авто двигалось со скоростью 5–7 км/час. А потом начались приключения: трубопровод прочистили шляпной булавкой, изоляцию проводки свечи зажигания изолировали резиновой подвязкой. Перестал работать тормоз – выручил сапожник, который прибил новые накладки к тормозным колодкам. Порвалась цепная передача – кузнец отковал кольцо. В гору автомобиль нужно было толкать, а когда заканчивался бензин, приобретали в аптеке спирт.
Первый автомобиль в России построили Е.Яковлев (морской офицер) и Фрезе (горный инженер) в 1896 году. Он весил 300 кг и мог развить скорость около 20 км/ч.
В 1908 году Генри Форд создал первый массовый автомобиль «Форд-Т», который был идеален для массового покупателя тех лет. Машина не требовала регулировок, ее электропроводка не боялась сырости и загрязнений, коробку передач нельзя было сломать даже специально. Выпущено было 15 178 888 машин.
Начался век автомобилизации.
Подготовила Ирина ГАВРИКОВА, «ДТП»