АВТОБУСОМ УПРАВЛЯТЬ – ЭТО ВАМ НЕ НА ГАРМОШКЕ ИГРАТЬ

Мозырь нельзя не полюбить, даже побывав в нем всего лишь раз. Он будто светится в любое время года. И даже в ненастные дни, когда в природе доминируют серые тона, древний город пленяет взор. Мозырь неспроста называют белорусской Швейцарией. Заезжие гости восхищаются не только красотой и очарованием, которыми наделила эту землю природа-матушка. Город ярко блещет и рукотворной красотой. В нем царит творческая и созидательная атмосфера, создаваемая его тружениками. В их числе – многочисленный коллектив филиала «Автобусный парк № 2» ОАО «Гомельоблавтотранс», без которого жизнь и деятельность одного из крупнейших городов Полесья представить просто невозможно.

Василий Кашпур

КРУТЫЕ ПОДЪЕМЫ ПРЕОДОЛЕВАЮТ КРУТЫЕ ВОДИТЕЛИ

У древнего Мозыря – множество ликов, но для приезжего человека, который не вдается в исторические подробности, город начинается с «Примостовой». Так называется самая крупная остановка с диспетчерским пунктом, где всегда сосредоточено большое количество автобусов. Отсюда без проблем можно уехать в любую точку города. Здесь, в диспетчерской, отмечают путевые листы водители 20 городских маршрутов, занятые на перевозках пассажиров в две смены. В рабочие дни они перевозят свыше 1240 человек, в выходные – около 970.

Василий Кашпур – один из тех, кто изо дня в день выполняет эту сложную и ответственную работу. Опытный водитель курсирует по основным городским маршрутам – № 4 и 14, которые всегда востребованы и популярны у стотысячного населения Мозыря. За долгие годы работы в автобусном парке № 2 Василий Петрович не только прекрасно изучил городскую маршрутную сеть. Он отточил свое профессиональное мастерство, приобрел уверенность в себе и своих силах, а вместе с этим завоевал заслуженный авторитет и уважение товарищей по работе.

…Когда-то Василий пришел на предприятие молодым парнем, желающим работать водителем автобуса. Удостоверение у него уже имелось – после демобилизации из Вооруженных сил он окончил Мозырский филиал Гомельского государственного автоучебного комбината. Прошел переобучение на категорию D и вскоре выехал на свой первый маршрут.

Было это в 1989 году, а Василию Петровичу кажется, что совсем недавно. И видит он себя за рулем трудяги автобуса ЛАЗ, на котором в начале своего трудового пути в АП-2 работал на пригородных маршрутах. А потом были «Икарус», МАЗ-104 и, наконец, нынешний красавец МАЗ-105 сочлененный, как в народе говорят, «гармошка». Транспортные средства менялись, а суть работы оставалась прежней – перевозка пассажиров, для которых и организуется вся работа предприятия.

Конечно, управлять таким большим автобусом – это вам не на гармошке играть, а в условиях своеобразного мозырского ландшафта и подавно. Дело в том, что этот славный полесский город расположен на холмах и на городских маршрутах встречаются крутые подъемы и небезопасные спуски. Водителю не просто управлять транспортным средством с пассажирами. Он постоянно должен быть предельно собран и внимателен, неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения.

Погодные условия тоже бывают разными. Особенно нелегко приходится водителям зимой, когда завывают метели и выпадают обильные снегопады, а то и гололед «нагрянет». Конечно, о городских транспортных артериях заботятся коммунальные и дорожные службы, но погода иногда преподносит свои «сюрпризы» и неожиданности, и прогноз синоптиков, к сожалению, не всегда бывает точным. Это – факт. Так что, выходя на работу, водитель должен быть готов ко всему.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

– Наши водители в самых сложных условиях работают умело и ответственно, и случайных людей в коллективе нет, – отмечает инженер по безопасности движения АП-2 Юрий Павлечко. – Спрос со всех одинаковый, и безопасность движения для всех прежде всего. На нее работают все службы, стенды, приборы и простейшие устройства, начиная от шлагбаума, станка в ремзоне, компьютера в отделе и заканчивая сердцем и умелыми руками водителя.

Мы работаем в тандеме с дорожниками и Госавтоинспекцией. И для нас, автотранспортников, и для тех, кто содержит дороги, и для ГАИ, которая печется о сохранении жизней людей, обеспечение комфортных и безопасных перевозок – задача номер один. В связи с этим у нас проводятся учеба водителей, стажировка новичков, инструктажи, проверки на линии и многое другое. Кстати, зачастую проверки проводим совместно с сотрудниками Госавтоинспекции. И начальник ОГАИ Мозырского РОВД Вадим Никитенко – наш частый гость. А недавно в автобусном парке побывал заместитель начальника УГАИ УВД Гомельского облисполкома, который интересовался работой предприятия, состоянием дел по соблюдению безопасности движения на маршрутах, беседовал с персоналом, в том числе с водителями, интересовался уровнем их профессиональной подготовки.

– Юрий Владимирович, профессия водителя ответственная и небезопасная. Он ведь в ответе не только за выполнение своих производственных обязанностей, но и за жизни людей, которые ему доверяют. За плечами Василия Кашпура – более полусотни пассажиров, в часы пик это количество возрастает. А ситуации на дорогах бывают разными…

– Такие водители, как Василий Кашпур, – настоящие мастера своего дела. И если профессионалы такого уровня находятся на линии, за пассажиров можно быть спокойным. Они своевременно, согласно расписанию, прибывают на автобусные остановки, работают без нарушений и замечаний. И таких умелых и добросовестных водителей у нас немало. Среди них – Виктор Буракевич, Олег Герасимчук, Вячеслав Каменский, Владимир Савенко, Виктор Тихоненко, Михаил Яковин, которые работают на автобусе МАЗ-105; водители Владимир Мельник, Николай Михайлов, Александр Струк, Валерий Щербаков, управляющие автобусами МАЗ-152; Владимир Сидоренко на МАЗ-104, Вячеслав Артышук за рулем «Радзiмiча», Дмитрий Крижановский на «Немане» и другие. У каждого из них – своя водительская судьба и трудовая биография, но у всех есть общая характерная черта – трудолюбие и честность в работе. И этим все сказано.

В СВЯЗКЕ – 20 ЛЕТ!

Из 27 лет работы в автобусном парке № 2 Василий Кашпур двадцать занят на перевозках пассажиров по городским маршрутам. И все эти годы его напарником является Николай Панфиленко. Эти замечательные «люди на колесах» представляют собой достойный пример того, как нужно относиться к порученному делу и доверенному транспортному средству. Да и просто как работать, вкладывая в нее всю свою душу. За долгие годы Василий Кашпур и Николай Панфиленко душой и сердцем приросли к родному предприятию, обрели здесь настоящих друзей, которым, если понадобится, всегда готовы помочь словом и делом. Иначе в трудовой водительской семье никак нельзя. И очень важным фактором здесь является морально-психологический климат в коллективе, а он, как показывают дела, хороший, настраивающий на позитивный лад и слаженную, ритмичную работу. А у экипажа Кашпур – Панфиленко психологическая совместимость, как у космонавтов, что очень важно в работе. Они не только доверяют друг другу, но и твердо знают, что ни один из них не подведет и достойно отработает смену.

Оба водителя – технически грамотные работники, досконально знающие свое дело и чувствующие мотор трудяги МАЗа, как собственное сердце. Говорят, чувство усталости приходит не только к человеку, но и к технике. Есть и такое выражение: усталость металла… Применимо оно и к автобусам, ведь они тоже ломаются. В таких случаях на помощь приходят ремонтники, да и водители в стороне не остаются. Кашпур в свое время окончил Буда-Кошелевский сельскохозяйственный техникум по специальности «техник-механик», и в ремонте транспортных средств толк знает.

– Василий Петрович – примерный, добросовестный водитель, соблюдающий все требования, касающиеся безопасной перевозки пассажиров, – отметил в беседе начальник пассажирской колонны № 1 Виктор Котов. – Наша колонна обслуживает городские перевозки, и очень важно, чтобы транспорт работал без сбоев, как хорошо отрегулированный механизм. Благодаря хорошей организации работы и усилиям таких водителей, как Василий Кашпур и его товарищи, работа у нас спорится. В связи с этим также хотелось бы отметить бригадира нашей пассажирской колонны Сергея Салуяна, который работает на автобусе МАЗ-105 и является человеком активной жизненной позиции. Сергей Леонидович был делегатом предыдущего Всебелорусского народного собрания, он всегда в гуще дел коллектива. Достойный вклад в трудовые дела предприятия вносят водители Владимир Обидко и Николай Даниленко. Кстати, Николай Иванович – опытный водитель, стажирующий молодежь. К его мнению прислушиваются, его навыки перенимают. А недавно в автобусный парк пришел и сын Даниленко – Дмитрий. Сейчас он работает на автобусе «Радзiмiч» и перевозит пассажиров по городским маршрутам.

СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА – «ПРИМОСТОВАЯ»…

…Василий Кашпур плавно ведет автобус по городским улицам. Летом Мозырь утопает в зелени и цветах, а холмистый рельеф местности делает его еще более красивым и каким-то загадочным. За окном автобуса мелькают церкви и костелы, новые микрорайоны и старые постройки частного сектора. И везде – зеленые газоны и цветочные клумбы, сияющие всеми красками радуги. В городе, где много транспорта, такие цветочные композиции – это не только эстетическая отдушина, но и чистый воздух, хорошее настроение. А вот и Припять показалась с ее благоустроенной, красивой и уютной набережной, где отдыхать – одно довольствие.

Следующая остановка – «Примостовая». Автобус плавно выруливает на место высадки пассажиров, которые покидают салон. Василий Петрович направляется в диспетчерскую, чтобы отметить путевой лист, пообщаться с коллегами. Здесь собираются водители и кондукторы, разговоры не затихают ни на минуту. Особенно оживленно – в комнате отдыха во время пересменки.

О чем говорят труженики автобусного парка? О приятном и не очень, о наболевшем и волнующем душу, о возвышенном и земном, а также о том, как будут жить завтра. И какие бы темы они ни затрагивали, характерной для многих является гражданская позиция собеседников. И, это радует. Чувствуется, что эти люди любят свой город, болеют за его красоту и благополучие родного предприятия.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»