Аварийность и травматизм при эксплуатации грузоподъемных кранов в 2018 году

По информации, поступившей в Госпромнадзор, в течение 2018 года на предприятиях (в организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 17 несчастных случаев, в том числе два – со смертельным исходом, две аварии и три инцидента.

Несчастные случаи

15 января 2018 года в 9 часов 7 минут на сильвинитовой обогатительной фабрике (СОФ) 4-го РУ ОАО «Беларуськалий» (главная технологическая эстакада трубопроводов) при подъеме автомобильным краном КС-55727-1 (владелец – ООО «Сотранс») металлических связей общим весом около 150 кг произошли зацепление груза за конструкции эстакады и обрыв текстильного ленточного стропа, с использованием которого производился подъем груза, из-за возникшего при этом превышения предельно допустимого значения разрывного усилия стропа. В результате последовавшего падения с высоты около 6 метров металлических связей были причинены травмы монтажнику технологического оборудования и связанных с ним конструкций ООО «Пассат», выполнявшему в опасной зоне работы крана операции по подготовке к монтажу оборудования, не связанные с подъемом груза.

7 февраля в 23 часа 45 минут на строительном объекте «Жилой комплекс повышенной этажности со встроенными помещениями по ул. Правды, 2-я очередь» в Витебске произошел несчастный случай при выполнении работ по монтажу вентиляционного блока, который в нарушение технологии строительства опускался с использованием башенного крана QTZ 80КС (принадлежащего структурному подразделению «Строительное управление № 232» ОАО «Жилстрой» (г. Витебск), с 13-го на 4-й этаж через технологические отверстия в междуэтажных перекрытиях. При этом в нарушение схемы строповки было применено большое количество наращиваемых строп. В результате их разъединения произошло падение вентиляционного блока, которым был травмирован бетонщик СП «Строительное управление № 232» ОАО «Жилстрой», находившийся на уровне 6-го этажа строящегося здания.

19 февраля в 15 часов 40 минут на заготовительно-механическом участке цеха производства подвижного состава СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» при выполнении технологической операции по перемещению листа металла (длина 6 м), строповка которого была произведена без соблюдения указанной в технологическом процессе схемы, произошли изгибание листа металла и соскальзывание одного из захватов съемного грузозахватного приспособления 2СЦ-2,8Т/2000, что привело к падению листа металла. Падая, он задел электросварщика (смежная профессия стропальщик), нанеся ему тяжелую травму.

23 марта в 9 часов 40 минут в цехе кузнечно-прессового производства ОАО «Белкард» (г. Гродно) при выгрузке облоя (отходы кузнечно-прессового производства) из металлической тары в кузов автомобиля МАЗ с использованием мостового крана КМ-10 произошел несчастный случай с грузчиком-стропальщиком транспортного цеха. При опрокидывании металлической тары с загруженным в нее облоем общим весом около 3,5 тонны удар пришелся на передний борт кузова автомобиля. В результате двигатель завелся, машина поехала, а перемещающейся вдоль кузова тарой был тяжело травмирован находящийся в кузове грузчик-стропальщик.

29 апреля в 14 часов 50 минут произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме арматурщика ООО «Паритекс» (г. Минск), который без согласования с производителями работ перелез через сигнальное ограждение и зашел в опасную зону работы башенного крана, чтобы забрать заготовленную ранее арматуру, находившуюся на бетонной плите возле строящегося здания. В это время машинист крана, осуществив подачу утеплителя на уровень 14-го этажа, производил подъем освобожденной от груза крюковой подвески с 2-ветвевым стропом. Одна из них зацепилась за поддон с утеплителем, что привело к падению пачки утеплителя на арматурщика.

29 июня в 16 часов 10 минут на объекте «Строительство жилого района с инженерно-транспортной инфраструктурой и объектами социально гарантированного обслуживания населения в деревне Копище Боровлянского сельсовета Минского района. Микрорайон № 11.5 очередь строительства. Жилой дом № 11.5 по генплану» при производстве работ по монтажу башенного крана КБ-405.1А, принадлежащего ОАО «122 УНМР» (г. Минск), в результате нарушения указаний инструкции по монтажу крана произошел подхват грузовым канатом и сбрасывание датчика угла подъема стрелы (вес около 7 кг) с площадки обслуживания (отметка 36 метров). Упавшим датчиком был смертельно травмирован монтажник строительных машин и механизмов ОАО «122 УНРМ».

9 июля в 13 часов 20 минут на объекте строительства «Реконструкция участка тепловой сети от ТК-1 до ЦТП-1 по бульвару Непокоренных в Могилеве» при перемещении щита опалубки стреловым самоходным краном КС-55727-7, принадлежащим филиалу «Строительное управление Могилевской ТЭЦ-2» РУП «Белэнергострой» концерна «Белэнерго», строповка которого была произведена не имеющим профессии стропальщика работником с использованием неисправного 4-ветвевого стропа (отсутствие замков на крюках), произошли расцепление крюка с грузом и его падение на находящегося в опасной зоне монтажника технологического оборудования, получившего тяжелые травмы.

При расследовании несчастного случая также установлено, что автомобильный кран КС-55727-7 находился в неисправном состоянии, его эксплуатация запрещена в 2017 году по причине непроведения полного технического освидетельствования.

21 августа на строительном объекте «Петриковский горно-обогатительный комплекс. 2-я очередь» при выгрузке автомобильным краном КС-55727-7 металлоконструкций (ферм) с автомобильного полуприцепа после строповки и выгрузки краном части металлоконструкций произошло падение оставшихся в полуприцепе ферм, которые вытолкнули плотника (не обученного профессии стропальщика) филиала № 2 ООО «Пассат» (г. Солигорск) через борт кузова на бетонные плиты. В результате падения рабочий получил травмы.

31 августа в 16 часов 40 минут на производственной площадке ООО «Классик систем» в Минском районе при погрузке на грузовой автомобиль башенным грузоподъемным краном КБМ-401П пакета с деревянными поддонами поднимаемый пакет краем зацепился за стойку борта автомобиля, что вызвало падение части поддонов на стоявшего в опасной зоне в непосредственной близости от места погрузки подсобного рабочего. В результате мужчина был тяжело травмирован.

7 сентября в 10 часов 25 минут на прессовом участке рамно-прессового цеха ОАО «МЗКТ» при подъеме с использованием мостового крана штампа (вес 5,7 тонны), застропленного 2-ветвевым цепным стропом (грузоподъемность 2000 кг) в результате превышения грузоподъемности в сочетании с возникшей при этом изгибающей нагрузкой на звено стропа (из-за неверно выбранного стропа) произошел разрыв звена цепи одной из ветвей стропа. В результате груз упал с высоты около 0,5 м, причинив травму ноги находящемуся рядом с перемещаемым грузом стропальщику.

Аварии

2 апреля в 00 часов 20 минут на нижнем грузовом причале филиала РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Мозырь вследствие шквалистого усиления ветра (до 17 м/с) сорвало с захватов и опрокинуло грузоподъемный портальный кран КПП 10/12,5/-30-10,5-К, который в результате падения получил значительные повреждения. Пострадавших нет.

Техническими причинами аварии являются: незакрепление крана противоугонными захватами надлежащим образом; неисправность имеющихся тормозов механизма передвижения портального крана, отсутствие двух тормозов (из четырех) механизма передвижения крана; неудовлетворительное состояние подкранового пути (уклон пути, превышающий допустимые нормы, частично оборванное до аварии крепление тупиковых упоров, наличие сыпучих грузов на одной из ниток подкранового пути).

Инциденты

9 января на строительном объекте «Жилой дом № 18а в микрорайоне 15 г. Речица» при разгрузке из кузова полуприцепа седельного тягача арматурных каркасов с использованием автомобильного крана КС-55727-7 грузоподъемностью 25 тонн, принадлежащего УП «СветлСпецТехника» (г. Светлогорск), произошло опрокидывание крана.

По результатам технического расследования причин указанного инцидента установлено, что опрокидывание произошло в результате более чем двукратного превышения паспортной грузоподъемности на используемом при работе крана вылете, что стало возможным вследствие преднамеренно отключенного ограничителя нагрузки крана ОНК-160С.

18 июля в 11 часов 00 минут на строительном объекте «Мост через р. Каменку на км 42+415 а/д Р115 Витебск – Городок (до а/д М8/Е95)» при перестановке компрессорного оборудования массой около 1600 кг с использованием автомобильного крана КС-4561АМ грузоподъемностью 16 тонн, принадлежащего филиалу «Мостоотряд № 425» ОАО «Мостострой», произошло опрокидывание крана и падение его с моста.

По результатам технического расследования установлено, что потеря устойчивости крана произошла в результате интенсивной ветровой нагрузки, от воздействия которой стрела крана с подвешенным грузом начала раскачиваться и одновременно при неисправном тормозе механизма поворота крана развернулась перпендикулярно продольной оси крана в положение наименьшей устойчивости. Вследствие указанных неконтролируемых перемещений стрелы и груза возник маховый момент, вызвавший опрокидывание.

Техническими причинами инцидента явились: несоблюдение указаний руководства по эксплуатации автомобильного крана; неисправность тормоза механизма поворота поворотной платформы; производство работ без установки крана на выносные опоры.

11 декабря в 11 часов 55 минут на площадке строительства Белорусской АЭС в Островце Гродненской области после установки автомобильного крана КС-64713 (владелец крана – филиал «СУ № 158» ОАО «Строительный трест № 8», г. Брест) машинист производил выдвижение секций стрелы к месту нахождения груза. В результате произошло проседание грунта под задней левой опорой с последующей потерей устойчивости и опрокидыванием крана.

Согласно материалам расследования причиной инцидента явилась установка крана на неподготовленной площадке без учета категории и характера грунта. При этом проект производства работ автомобильным краном на объекте строительства разработан без учета несущей способности грунта для установления типа подкладок под выносные опоры.

В соответствии с актом технического расследования причин инцидента работниками, допустившими нарушения требований актов законодательства в области промышленной безопасности, повлекшие возникновение инцидента, являются должностные лица организации, эксплуатирующей кран, ответственные за осуществление производственного контроля и безопасное производство работ кранами, а также машинист автомобильного крана, выполнивший установку крана на насыпном и неутрамбованном грунте.

Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны в том числе с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, при доведении настоящей информации о причинах и последствиях произошедших чрезвычайных происшествий, а также при проведении инструктажей с указанными работниками считаем целесообразным акцентировать их внимание на предусмотренных Правилами ограничениях.

Основные нарушения требований промышленной безопасности

– Отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов.

Справочно: извлечение из статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности»:

Субъект промышленной безопасности обязан:

…осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах…

– Несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов.

Справочно: извлечения из Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37 (далее – Правила):

пункт 414. При работе крана не допускаются:

…нахождение людей под грузом, перемещаемым грузоподъемным краном, под стрелой при ее подъеме и опускании;

нарушение проектов производства строительно-монтажных работ, технологических карт складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и других технологических регламентов.

– Несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию, и допуска обслуживающего персонала.

Справочно: извлечения из Правил:

пункт 374. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели – владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы.

В этих целях должны быть:

назначены приказом по организации специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, специалист, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами…

пункт 381. Для управления грузоподъемным краном, подлежащим регистрации в Госпромнадзоре, владелец обязан назначить машиниста (крановщика). В случаях, предусмотренных эксплуатационной документацией, а также при необходимости, исходя из условий работы, владелец обязан назначить помощника машиниста (крановщика).

Для выполнения работ по строповке грузов должны быть назначены стропальщики.

– Несоблюдение порядка периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов.

Справочно: извлечения из Правил:

пункт 374. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели – владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы.

В этих целях должен быть:

…установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары…

– Несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары.

Справочно: извлечения из Правил:

пункт 374. Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары определяется их владельцем.

…Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления и тара должны изыматься из работы.

пункт 419. Эксплуатация грузоподъемных кранов не допускается:

…при отсутствии съемных грузозахватных приспособлений и тары, соответствующих массе и характеру перемещаемых грузов, или их неисправности…

– Эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.

Справочно: извлечения из Правил:

пункт 414. При работе крана не допускается:

…работа при отключенных или неисправных приборах безопасности…

пункт 419. Эксплуатация грузоподъемных кранов не допускается:

…при выявлении неисправностей приборов и устройств безопасности…

Стропальщику запрещается:

– привлекать к строповке груза лиц, не имеющих профессии стропальщика;

– передавать другим лицам радиопереговорные устройства для передачи сигналов крановщику;

– применять неисправные, немаркированные грузозахватные приспособления и тару;

– производить строповку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана;

– выполнять обвязку и зацепку груза с нарушением схем строповки;

– применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки изделия и материалы (ломы, штыри, проволоку и др.);

– производить строповку груза, защемленного, прилипшего, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, залитого бетоном и т.п.;

– вытягивать стропы из-под груза после расстроповки (кроме случаев, предусмотренных технологическими регламентами) с применением грузоподъемных кранов;

– освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.д.);

– подавать команду машинисту крана на подъем и перемещение груза краном при нахождении людей в опасной зоне от перемещаемого груза;

– находиться на грузе во время его подъема или перемещения, а также допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

– находиться самому под поднятым грузом;

– находиться в кузове автомашины при подъеме и опускании грузов в кузов;

– подавать команду машинисту крана на подъем и опускание груза в кузов автомобиля при нахождении водителя транспортного средства или других лиц в кабине;

– сопровождать груз без применения соответствующих приспособлений (оттяжки, багры), производить выравнивание равновесия груза собственной массой;

– находиться в зонах движущихся частей крана (противовеса, поворотной платформы) во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана.

Машинисту крана запрещается:

– работать на кране с неисправными приборами безопасности, на неисправных подкрановых путях;

– намеренно выводить из действия приборы безопасности;

– использовать концевые выключатели в качестве рабочих органов для отключения механизмов;

– применять неисправные, немаркированные съемные грузозахватные приспособления и тару;

– осуществлять подъем и перемещение груза, строповка которого произведена работником, не имеющим удостоверения на право обслуживания грузоподъемных кранов по профессии стропальщика;

– перемещать или кантовать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана, а также строповка которого выполнена с нарушением схем строповки;

– поднимать груз с находящимися на нем людьми, перемещать груз над людьми;

– производить подъем и опускание грузов в кузов автомашины, полувагон при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины, полувагоне;

– производить подъем, перемещение и опускание грузов при нахождении людей между перемещаемым грузом и оборудованием, при нахождении в зоне работы крана посторонних людей, не связанных с производством работ краном;

– производить работы краном на расстоянии менее 30 метров от воздушной линии электропередачи без наряда-допуска;

– устанавливать кран под действующей линией электропередачи без ее отключения;

– устанавливать кран на неподготовленной площадке (свеженасыпанном неутрамбованном грунте, на краю откоса котлована, канавы, при уклоне площадки свыше установленного в эксплуатационной документации).

Павел Бречко, начальник сектора транспортной безопасности Минтранса

Добавить комментарий