Апеллируем к осознанию личной ответственности

Предупреждение несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий на объектах железнодорожного транспорта в Гродненской области – одна из важнейших задач Гродненского ОВД на транспорте.

О том, насколько доверяют гродненцы транспортной милиции, о мерах профилактики, которые служат обеспечению безопасности, рассказал заместитель начальника Гродненского ОВДТ по идеологической работе и кадровому обеспечению Вадим Коршун.

Заместитель начальника Гродненского ОВДТ по идеологической работе и кадровому обеспечению Вадим Коршун– Вадим Михайлович, как относятся гродненцы к вашей службе? Насколько доверяют сотрудникам ОВДТ?

– По области уровень доверия к работникам ОВД на транспорте составляет 45,2%. Следует учитывать, что работа сотрудников транспортной милиции в меньшей степени, чем, к примеру, у участковых связана с разрешением семейно-бытовых конфликтов, направлением в лечебно-трудовой профилакторий. В зоне нашей ответственности – все объекты железнодорожного транспорта по Гродненской области. Мы сопровождаем поезда, раскрываем преступления на железнодорожном транспорте, обеспечиваем охрану правопорядка в аэропорту Гродно. Одним из направлений работы является профилактика несчастных случаев и гибели на объектах транспорта.

– Что делается по предупреждению травматизма на железнодорожном транспорте?

– Железнодорожные травмы по последствиям всегда очень тяжелые. Совсем недавно, в декабре прошлого года, около часа ночи электропоездом Малкиния – Белосток – Гродно был смертельно травмирован сидевший на путях мужчина. Машинист применил экстренное торможение, но житель областного центра 1964 г.р. на сигналы электропоезда не реагировал. Сложность в том, что масса поезда очень большая и поезд не может остановиться быстро. От полученных травм мужчина скончался на месте. Наезд произошел в Гродно, в районе путепровода по улице Победы, где проложена «народная тропа», ведущая к остановке общественного транспорта. Там есть и ограждение, и знаки, запрещающие проход. Неоднократно наши сотрудники штрафовали там нарушителей. К сожалению, некоторые и после трагического случая пытались сократить путь, за что были привлечены к ответственности. В конечном итоге территорию оградили сплошным забором.

В 2015 году в Гродненской области произошло еще четыре несчастных случая: один человек покончил жизнь самоубийством, трое были смертельно травмированы. В 2014-м таких случаев было семь (пятеро погибли и двое травмированы).

– Какие еще факторы влияют на безопасность и травматизм на железной дороге?

– Многие граждане часто даже не задумываются, к чему могут привести их действия. Угроза травмирования находящихся в поезде людей возникает и при срыве стоп-крана. Следует напомнить: при срыве без необходимости стоп-крана наступает административная ответственность, при этом штраф назначается в размере от 0,6 до трех базовых величин. Пассажиры имеют право экстренно останавливать поезд лишь в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В прошлом году 31 человек был привлечен за самовольную остановку поезда (срыв стоп-крана) без необходимости. Наиболее частое объяснение в таких случаях: пропустил свою остановку. К счастью, в 2015 году в Гродненской области случаев получения травм пассажирами от экстренного торможения допущено не было.

– Насколько опасны нарушения правил проезда железнодорожных переездов?

– В прошлом году на переездах зарегистрировано три ДТП, в которых травмировано два человека. Надо отметить, что все аварии произошли в дневное время, налицо – беспечность водителей, которые не убедились в отсутствии поезда. Так, на железнодорожном переезде по ул. Булака в г.п. Зельва в 14.20 грузовой поезд столкнулся с автомобилем, за рулем которого находился 24-летний житель Зельвенского района. Как было установлено позднее, молодой парень вместе с отцом спешил в магазин. В результате ДТП водитель получил травмы, а его пассажир длительное время провел в реанимации.

Около полудня на железнодорожном переезде Слоним – Озерница грузовой поезд столкнулся с автомобилем, за рулем которого находился 29-летний житель Слонима. На переезде Поречье – Гродно произошло столкновение путеизмерителя и трактора.

Нарушение правил проезда железнодорожного переезда влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин. В 2015 году за данное правонарушение к административной ответственности привлечено более 130 автомобилистов.

С нарушителями ПДД мы также ведем профилактическую работу: развешиваем плакаты, памятки в магазинах и других местах скопления людей, озвучиваем объявления на железнодорожных вокзалах и станциях. Сотрудники выступают в закрепленных трудовых коллективах, обязательно даем информацию в СМИ.

Гродненский ОВД на транспорте занимается как общей профилактикой, так и индивидуальной. Важно, чтобы люди сами задумывались о последствии своих действий и заботились о своей безопасности. Существует административная ответственность за проход по железнодорожным путям или нахождение на них в неустановленных местах – сумма штрафа составляет от 0,2 до двух базовых величин. В Гродненской области в 2015 году за данное правонарушение привлечено к ответственности более 1,5 тысячи человек, из них 56 несовершеннолетних. Почти все указанные факты выявлены сотрудниками Гродненского ОВДТ.

Поэтому часто встречаемся с учащимися школ, которые находятся вблизи железнодорожных путей: № 2, 5, 6, гродненской гимназии, а также учебных заведений Лиды, Слонима, Волковыска, Скиделя. Стараемся проводить беседы в небольших детских коллективах – так возникает комфортная психологическая атмосфера и детям проще задавать вопросы. Разговор строим на понятных им примерах, используя мультфильмы, ролики на заданную тематику, плакаты, буклеты. Чтобы дети младшего школьного возраста запомнили информацию, их надо увлечь. К примеру, объясняем, почему Чебурашка был не прав, предлагая крокодилу Гене гулять по железнодорожному полотну.

Инспектор профилактики ООПП Гродненского ОВД на транспорте Андрей БАБИЧ

Инспектор профилактики ООПП Гродненского ОВД на транспорте Андрей БАБИЧ регулярно проводит встречи в школьных и трудовых коллективах

На встречах со старшеклассниками апеллируем к осознанию личной ответственности за свои действия. Тем более что с 16 лет наступает административная ответственность, а с 14 лет – ответственность за нахождение на путях в неустановленном месте. За совершение любого административного правонарушения можно попасть на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Напоминаем, что железнодорожные травмы очень тяжелые по своим последствиям, и подчеркиваем главное: соблюдая правила поведения на железной дороге, каждый обезопасит себя от трагических последствий. Часто выступаем на родительских собраниях, рассказываем о правонарушениях несовершеннолетних и просим, чтобы родители постоянно напоминали о правилах безопасности и подавали правильный пример.

– Говорите ли детям и подросткам о необходимости снимать наушники на перронах, вблизи железнодорожного полотна?

– Человек в наушниках сосредоточен на музыке, а реальная опасность ускользает от него. Мы обращаем внимание детей на то, что надо снимать наушники не только на железнодорожных путях, но и на любом пересечении дорог – нам важно уберечь детей от травматизма. Стараемся затронуть все аспекты этой проблемы. Из-за наушников можно не услышать сигнал локомотива или автомобиля. Обращаем внимание детей на такие нюансы, как передвижение на велосипедах в наушниках.

– Были ли случаи порчи железнодорожного имущества несовершеннолетними?

– Один такой случай зафиксирован. В августе в 19.50 группа детей кидала камни в состав поезда Гродно – Санкт-Петербург при подъезде к станции Волковыск–Город.

Немало неприятностей и от любителей граффити. Молодые люди часто не задумываются о последствиях своих увлечений. Следует отметить, что помимо административной ответственности таким нарушителям приходится физически возмещать причиненный ущерб – самостоятельно смывать нанесенные надписи.

Светлана СМОЛЕЙ, «ДТП»