Предупреждение несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий на объектах железнодорожного транспорта в Гродненской области – одна из важнейших задач Гродненского ОВД на транспорте.
О том, насколько доверяют гродненцы транспортной милиции, о мерах профилактики, которые служат обеспечению безопасности, рассказал заместитель начальника Гродненского ОВДТ по идеологической работе и кадровому обеспечению Вадим Коршун.
– Вадим Михайлович, как относятся гродненцы к вашей службе? Насколько доверяют сотрудникам ОВДТ?
– По области уровень доверия к работникам ОВД на транспорте составляет 45,2%. Следует учитывать, что работа сотрудников транспортной милиции в меньшей степени, чем, к примеру, у участковых связана с разрешением семейно-бытовых конфликтов, направлением в лечебно-трудовой профилакторий. В зоне нашей ответственности – все объекты железнодорожного транспорта по Гродненской области. Мы сопровождаем поезда, раскрываем преступления на железнодорожном транспорте, обеспечиваем охрану правопорядка в аэропорту Гродно. Одним из направлений работы является профилактика несчастных случаев и гибели на объектах транспорта.
– Что делается по предупреждению травматизма на железнодорожном транспорте?
– Железнодорожные травмы по последствиям всегда очень тяжелые. Совсем недавно, в декабре прошлого года, около часа ночи электропоездом Малкиния – Белосток – Гродно был смертельно травмирован сидевший на путях мужчина. Машинист применил экстренное торможение, но житель областного центра 1964 г.р. на сигналы электропоезда не реагировал. Сложность в том, что масса поезда очень большая и поезд не может остановиться быстро. От полученных травм мужчина скончался на месте. Наезд произошел в Гродно, в районе путепровода по улице Победы, где проложена «народная тропа», ведущая к остановке общественного транспорта. Там есть и ограждение, и знаки, запрещающие проход. Неоднократно наши сотрудники штрафовали там нарушителей. К сожалению, некоторые и после трагического случая пытались сократить путь, за что были привлечены к ответственности. В конечном итоге территорию оградили сплошным забором.
В 2015 году в Гродненской области произошло еще четыре несчастных случая: один человек покончил жизнь самоубийством, трое были смертельно травмированы. В 2014-м таких случаев было семь (пятеро погибли и двое травмированы).
– Какие еще факторы влияют на безопасность и травматизм на железной дороге?
– Многие граждане часто даже не задумываются, к чему могут привести их действия. Угроза травмирования находящихся в поезде людей возникает и при срыве стоп-крана. Следует напомнить: при срыве без необходимости стоп-крана наступает административная ответственность, при этом штраф назначается в размере от 0,6 до трех базовых величин. Пассажиры имеют право экстренно останавливать поезд лишь в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В прошлом году 31 человек был привлечен за самовольную остановку поезда (срыв стоп-крана) без необходимости. Наиболее частое объяснение в таких случаях: пропустил свою остановку. К счастью, в 2015 году в Гродненской области случаев получения травм пассажирами от экстренного торможения допущено не было.
– Насколько опасны нарушения правил проезда железнодорожных переездов?
– В прошлом году на переездах зарегистрировано три ДТП, в которых травмировано два человека. Надо отметить, что все аварии произошли в дневное время, налицо – беспечность водителей, которые не убедились в отсутствии поезда. Так, на железнодорожном переезде по ул. Булака в г.п. Зельва в 14.20 грузовой поезд столкнулся с автомобилем, за рулем которого находился 24-летний житель Зельвенского района. Как было установлено позднее, молодой парень вместе с отцом спешил в магазин. В результате ДТП водитель получил травмы, а его пассажир длительное время провел в реанимации.
Около полудня на железнодорожном переезде Слоним – Озерница грузовой поезд столкнулся с автомобилем, за рулем которого находился 29-летний житель Слонима. На переезде Поречье – Гродно произошло столкновение путеизмерителя и трактора.
Нарушение правил проезда железнодорожного переезда влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин. В 2015 году за данное правонарушение к административной ответственности привлечено более 130 автомобилистов.
С нарушителями ПДД мы также ведем профилактическую работу: развешиваем плакаты, памятки в магазинах и других местах скопления людей, озвучиваем объявления на железнодорожных вокзалах и станциях. Сотрудники выступают в закрепленных трудовых коллективах, обязательно даем информацию в СМИ.
Гродненский ОВД на транспорте занимается как общей профилактикой, так и индивидуальной. Важно, чтобы люди сами задумывались о последствии своих действий и заботились о своей безопасности. Существует административная ответственность за проход по железнодорожным путям или нахождение на них в неустановленных местах – сумма штрафа составляет от 0,2 до двух базовых величин. В Гродненской области в 2015 году за данное правонарушение привлечено к ответственности более 1,5 тысячи человек, из них 56 несовершеннолетних. Почти все указанные факты выявлены сотрудниками Гродненского ОВДТ.
Поэтому часто встречаемся с учащимися школ, которые находятся вблизи железнодорожных путей: № 2, 5, 6, гродненской гимназии, а также учебных заведений Лиды, Слонима, Волковыска, Скиделя. Стараемся проводить беседы в небольших детских коллективах – так возникает комфортная психологическая атмосфера и детям проще задавать вопросы. Разговор строим на понятных им примерах, используя мультфильмы, ролики на заданную тематику, плакаты, буклеты. Чтобы дети младшего школьного возраста запомнили информацию, их надо увлечь. К примеру, объясняем, почему Чебурашка был не прав, предлагая крокодилу Гене гулять по железнодорожному полотну.
На встречах со старшеклассниками апеллируем к осознанию личной ответственности за свои действия. Тем более что с 16 лет наступает административная ответственность, а с 14 лет – ответственность за нахождение на путях в неустановленном месте. За совершение любого административного правонарушения можно попасть на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Напоминаем, что железнодорожные травмы очень тяжелые по своим последствиям, и подчеркиваем главное: соблюдая правила поведения на железной дороге, каждый обезопасит себя от трагических последствий. Часто выступаем на родительских собраниях, рассказываем о правонарушениях несовершеннолетних и просим, чтобы родители постоянно напоминали о правилах безопасности и подавали правильный пример.
– Говорите ли детям и подросткам о необходимости снимать наушники на перронах, вблизи железнодорожного полотна?
– Человек в наушниках сосредоточен на музыке, а реальная опасность ускользает от него. Мы обращаем внимание детей на то, что надо снимать наушники не только на железнодорожных путях, но и на любом пересечении дорог – нам важно уберечь детей от травматизма. Стараемся затронуть все аспекты этой проблемы. Из-за наушников можно не услышать сигнал локомотива или автомобиля. Обращаем внимание детей на такие нюансы, как передвижение на велосипедах в наушниках.
– Были ли случаи порчи железнодорожного имущества несовершеннолетними?
– Один такой случай зафиксирован. В августе в 19.50 группа детей кидала камни в состав поезда Гродно – Санкт-Петербург при подъезде к станции Волковыск–Город.
Немало неприятностей и от любителей граффити. Молодые люди часто не задумываются о последствиях своих увлечений. Следует отметить, что помимо административной ответственности таким нарушителям приходится физически возмещать причиненный ущерб – самостоятельно смывать нанесенные надписи.
Светлана СМОЛЕЙ, «ДТП»