В январе 2017-го руководство государственного предприятия «Минский метрополитен» и ЗАО «Штадлер Минск» подписали договор на поставку 10 поездов метро для белорусской столицы: шести – четырехвагонных и четырех – пятивагонных. В конце мая нынешнего года десятый по счету электропоезд прибыл в электродепо «Московское» столичной подземки.
Этот состав стал последним, переданным по условиям соответствующего договора. После успешного завершения приемо-сдаточных процедур пятивагонный состав начал коммерческую эксплуатацию на действующих линиях метрополитена.
Еще в начале февраля пассажиры могли впервые проехать на новом четырехвагонном поезде Stadler. А сегодня уже все десять составов находятся в постоянной эксплуатации. Стоит отметить, что все поезда прошли приемочные испытания успешно и своевременно.
Разработка и производство нового по¬движного состава осуществлялись на белорусском предприятии ЗАО «Штадлер Минск» в соответствии с новейшими решениями в области железнодорожного машиностроения. Концепция вагонов метро основана на принципе модульности. В состав может входить от четырех до восьми вагонов. Длина четырехвагонного электропоезда составляет более 78 метров, пятивагонного – свыше 97. Количество посадочных мест: 168 и 212 соответственно. Максимальная ширина вагона составляет 265 сантиметров, высота – 369.
Кузов вагона нового поезда представляет собой цельнометаллическую несущую конструкцию из алюминиевых сплавов со сроком службы 50 лет. В ней применены звукопоглощающие материалы, позволяющие снизить уровень шума как в пассажирском салоне, так и в кабине машиниста.
В головных вагонах в непосредственной близости от входной двери оборудована зона для перевозки лиц с ограниченными возможностями (также предусмотрены дополнительные откидные сиденья). Здесь и в переходах на удобной высоте размещены устройства связи «пассажир – машинист».
Широкие межвагонные проходы хорошо освещены и оборудованы удобными поручнями. Сочлененная конструкция предоставляет пассажирам комфортное перемещение по салону. Также это позволило получить дополнительные места для стоящих пассажиров.
На кузове головного вагона установлены цифровые видеокамеры наружного видеонаблюдения вдоль состава, обеспечивающие необходимую обзорность машинисту. В салоне каждого вагона установлено по чеыре цифровые видеокамеры.
Во всех вагонах есть места для подзарядки электронных девайсов (различных цифровых устройств: мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и других). Пассажирский салон и кабина машиниста оборудованы системой кондиционирования воздуха.
Для обеспечения контроля и безопасности движения, снижения расхода электро¬энергии и сокращения интервалов движения электропоезда оборудованы системой автоведения. Основные ее функции заключаются в соблюдении графика движения и автоматической остановке поезда на станциях, оснащенных защитными барьерами. Такие барьеры предусмотрены на третьей линии метро для предотвращения падения пассажиров на пути.
Головные вагоны новых электропоездов оборудованы откидными телескопическими трапами для быстрой и безопасной эвакуации пассажиров в чрезвычайных ситуациях. Гарантийный срок эксплуатации поездов составляет 560 тысяч километров пробега.
Минский метрополитен нацелен на создание максимально комфортных условий для пассажиров и безусловное обеспечение безопасности перевозок. В электропоезде компании ЗАО «Штадлер Минск» заложены инновационные технологии и улучшенные технико-экономические показатели. Среди них можно выделить использование цельноалюминиевого кузова и асинхронного тягового привода. Это позволяет увеличить нормативный срок службы кузова вагона и тележек, а также продлить межремонтный пробег. Соответственно, должны существенно снизиться эксплуатационные расходы.
Очень важным показателем нового электропоезда является экономичный удельный расход электроэнергии. Для Минского метрополитена это весьма актуально, поскольку сегодня доля затрат на электроэнергию в эксплуатационных расходах подземки составляет около 15%.
На данном этапе сотрудничество между государственным предприятием «Минский метрополитен» и ЗАО «Штадлер Минск» продолжится в сфере гарантийного и послегарантийного обслуживания поставленного подвижного состава. Если электропоезда компании хорошо зарекомендуют себя в эксплуатации на линиях подземки, возможно дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество между партнерами.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена