А штамп-то ненастоящий!

С 21 по 30 марта по всей стране сотрудники УП «Белтехосмотр», Транспортной инспекции Минтранса, а также ГАИ проводят совместные рейды в рамках весенней декады Гостехосмотр». Основные цели – усиление контроля за своевременным прохождением гостехосмотра транспортных средств и привлечение внимания автовладельцев к вопросам поддержания автомобилей в технически исправном состоянии.

В первый день декады ранним утром в рейд с представителями контролирующих организаций в Витебске направился и наш корреспондент Геннадий Закржевский.

С явными признаками подделки

В автомобиле филиала Транспортной инспекции по Витебской области тихо работало радио. Буквально через каждые 30 минут бодрый голос ведущей предупреждал: «С сегодняшнего дня сотрудники ГАИ в первую очередь будут останавливать транспорт без разрешительной наклейки на ветровом стекле. Если вы ездите без техосмотра, готовьтесь к штрафу от одной до трех базовых величин при первом в течение года нарушении и от двух до пяти — при повторном. Особое внимание в этом году уделят проверке подлинности отметок в документах. За подделку либо использование поддельных документов, штампов, печатей предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы».

– Не помешает такое предупреждение нашей работе? – спрашиваю у ведущего специалиста филиала Транспортной инспекции по Витебской области Вячеслава Климанова.

– Главной целью декады является профилактика нарушений. Так что радиостанции выступают в роли наших союзников. Они не только предупреждают водителей, на что обращают внимание сотрудники Госавтоинспекции, но и сообщают, что если владельцы авто продолжат ездить без прохождения гостехосмотра или с поддельными штампами, то могут попасть в неприглядную историю и заплатить большие штрафы.

На часах было около 9 утра. Мы едем в Первомайский РОВД Витебска. Туда сотрудники Госавтоинспекции уже доставили первого нарушителя, который подозревался в том, что эксплуатировал автомобиль с поддельным штампом о прохождении гостехосмотра.

– В ходе рейда при движении по улице Интернационалистов в сторону Октябрьского поселка внимание сотрудников Госавтоинспекции привлек автомобиль Lancia без наклейки в правом углу ветрового стекла, – поясняет специалист ОГТО Витебской области УП «Белтехосмотр» Дмитрий Слиньков. – При проверке документов, в частности сертификата о прохождении гостехосмотра, вызвал сомнение в подлинности штамп на лицевой стороне сертификата. Даже визуально заметно, что размер самого штампа на сертификате у водителя Lancia меньше, чем у оригинального. Кроме того, отсутствует плавный перелив на оттиске.

После того как водитель и автомобиль были доставлены в Первомайский РОВД для дальнейших разбирательств, выяснилось, что срок последнего гостехосмотра на данное транспортное средство истек в августе прошлого года.

Владелец Lancia держался уверенно. Утверждал, что даже не подозревал, что использует поддельную печать. Дескать, когда пришло время проходить гостехосмотр, он болел и передал деньги и ключи от автомобиля знакомому. Это ведь нормально.

– Откуда я знаю, как так вышло! Может, знакомый деньги себе в карман положил, а мне в сертификате какую-то «липу» нарисовал, – возмущался водитель. – Да меня уже несколько раз с этим штампом останавливали сотрудники ГАИ и никаких претензий не высказывали. Я уверен в своем автомобиле. По работе часто проезжаю на нем по 300–500 километров в день. Машина 2002 года выпуска, обслуживается так, как того требует производитель. Какие могут быть проблемы с прохождением гостехосмотра?

Кстати, это уже седьмая по счету подделка штампа в сертификате о прохождении гостех-осмотра, выявленная в этом году в Витебской области. Два поддельных штампа установлены в январе, два – в феврале и три – за последнюю неделю. География тоже впечатляет: Полоцк, Витебск, Орша и Сенно. По мнению оперативников, не исключено, что в области действует преступная группа, которая за определенную сумму ставит поддельные штампы тем, кто сомневается, что может честно пройти процедуру гостехосмотра без значительных вложений в ремонт автомобиля.

В УП «Белтехосмотр» предупреждают: «Ни в коем случае не пользуйтесь такими услугами. Если не посадят, то штраф будет значительный – до 25 базовых величин. Это – большие деньги за пользование подделкой».

На Гагарина

Разбирательство в Первомайском РОВД затягивалось, а мы, чтобы не терять время, отправились дальше. Автомобили ГАИ и Транспортной инспекции припарковались на улице Гагарина. Это оживленная магистраль, въезд и выезд из города со стороны Рубовского кольца.

– Конечно, можно было бы заехать на какую-то достаточно тихую транзитную улицу в областном центре и устроить там тотальную проверку, но наша задача состоит не в том, чтобы выявить как можно больше нарушителей. В ходе этой акции мы стараемся обратить внимание автолюбителей на необходимость своевременно проходить гостехосмотр.

Согласно статье 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» проведение гостехосмотра является обязательным для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету. И водители должны помнить об этом, – поясняет выбор места дислокации госавтоинспектор МО ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Ястребов.

Вначале сотрудники Транспортной инспекции проверили водителя фуры. После был остановлен водитель «Волги», потом – фургона.

– А почему у вас на лицевой стороне сертификата стоит штамп о прохождении гостехосмотра, а на обратной стороне штампа с отметкой конкретной диагностической станции нет? – интересуется Дмитрий Слиньков, изучая документы водителя фургона.

– Правда? – удивляется водитель. – Я, как положено, проходил гостехосмотр прошлым летом.
Дмитрий Слиньков проверяет доводы водителя по базе данных и через некоторое время успокаивает его:

– Все в порядке. В базе данных имеется информация, что автомобиль прошел гостехосмотр в указанное вами время. Просто, видимо, вам забыли поставить отметку с обратной стороны. Все-таки у нас тоже работают люди. Забыли. Компьютеры и те порой дают сбои. В свободное время подъедете к нам и поставите отметку.
Водитель обещает заехать и трогается в путь дальше – работа не терпит долгих простоев.

Следующим остановленным нами автомобилем стал «Фольксваген-Гольф» без наклейки на ветровом стекле. Но, как выяснилось, автомобиль регулярно проходит гостехосмотр, а наклейку водитель-женщина не клеит потому, что потом ее тяжело смывать.

– Проще возить с собой, – утверждает она. – И не беда, если лишний раз остановят и проверят документы. У меня всегда все в порядке.

Традиционно особое внимание уделяется микроавтобусам. Госпошлина, которая выплачивается при прохождении гостехосмотра этих транспортных средств, велика. Да и на приведение таких машин в порядок средств надо больше, чем на ремонт обычной легковушки. В ГАИ отметили, что на улицах и дорогах часто можно встретить именно микроавтобусы с неудовлетворительным внешним видом и явными признаками различных технических неисправностей. Обычно такие машины числятся за индивидуальными предпринимателями или небольшими фирмами.

Забегая вперед, отмечу, что, остановив для проверки документов около десятка микроавтобусов, мы нарушений не установили.
Автомобиль «Фольксваген-Пассат», за рулем которого находилась очаровательная девушка, внешне не вызывал никаких подозрений – машина ухоженная и нестарая. Но его мы тоже решили проверить. Результат – отсутствие отметки о прохождении гостехосмотра. Причем это уже было повторно установленное нарушение в течение года. Первый раз девушку останавливали в феврале. Комментировать свое нежелание проходить гостехосмотр она не стала. Заплатила без всяких споров штраф в размере 420 тысяч рублей и поехала дальше.

Других нарушений за несколько часов работы на улице Гагарина выявить не удалось.

– Я бы не сказал, что у нас ездит много автомобилей без прохождения гостехосмотра, – резюмирует Александр Ястребов. – Статистических данных у меня под рукой нет. Могу оценить ситуацию в ходе ежедневной деятельности. Каких-либо серьезных изменений я пока не наблюдаю. Конечно, после информации по радио, машин, внешнее состояние которых вызывает сомнения, в городе стало гораздо меньше. Хотя все зависит от конкретного места несения службы. Водители очень быстро ориентируются. Если где-то стоит пост – туда водители с непройденным гостехосмотром не едут. Более того, давно замечено, что в городе, если водитель управляет транспортным средством без прохождения гостехосмотра, он предельно внимателен. Дабы его не остановили. Те, кто попадается, заявляют, что не хватает денег на пошлину.

У транспортников свои задачи

Как отметил ведущий специалист филиала Транспортной инспекции Витебской области Вячеслав Климанов, совместные проверки хороши именно тем, что носят комплексный подход. У сотрудников ГАИ – свои требования к обеспечению безопасности дорожного движения. Транспортная инспекция обращает внимание на другие обстоятельства. Специалисты УП «Белтехосмотр» следят за выполнением требований законодательства в своей сфере.

По мнению специалиста, в отличие от физических лиц выявление транспорта без прохождения гостехосмотра в автопредприятиях и среди таксистов – редкость. Что и подтвердил рейд. За это перевозчики пассажиров могут лишиться лицензии. Бывает, машина прошла ТО, но печать на станции диагностики не поставили из-за отсутствия уплаты госпошлины. А вот индивидуальные предприниматели, которые на своих фургончиках перевозят по городу грузы, часто грешат несоблюдением процедуры.

Попутно сотрудники Транспортной инспекции проверяли в путевых листах отметки врача, механика, правильность ведения документов.

– В последнее время все чаще вызывают беспокойство именно фургоны индивидуальных предпринимателей и автотранспорт сельскохозяйственных предприятий, – поясняет Вячеслав Климанов. – С одной стороны, как правило, это далеко не новые машины, а их покраска и обслуживание – удовольствие не из дешевых. С другой – эксплуатация таких транспортных средств в пределах страны не является лицензионной деятельностью, что ослабляет контроль за их техническим состоянием. А еще такая техника используется в очень жестких условиях. На практике это выглядит так: у индивидуального предпринимателя есть одна машина и договор на выполнение работ. Если он поставит ее на длительное время на ремонт, то не сможет работать. Вот и ездят без техосмотра. А у сельхозпредприятий одна беда: нет денег на уплату госпошлины.

Гостехосмотр – важнейший фактор обеспечения безопасности дорожного движения. По закону все транспортные средства, находящиеся на территории Республики Беларусь, подлежат государственному техническому осмотру на специализированных диагностических станциях. Контрольно-разрешительная процедура выявляет соответствие материальной части транспортных средств нормативно-правовым требованиям и техническим нормам, пресекает правонарушения, дает добро на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.