Сегодня на рынке такси царит жесткая конкуренция, в которой выигрывают те, кто играет на понижение. И речь здесь идет о снижении стоимости поездки. Чем меньше цена, тем больше пассажиров. Вот только в этой погоне какое место уделяется вопросам безопасности? И законности, кстати, тоже.
…Раннее утро пятницы. Пока город только начинает просыпаться, на железнодорожном вокзале станции Могилев кипит жизнь. Многолюдно и на парковке – здесь таксисты ожидают пассажиров-«жаворонков». И не только они. Поздний вечер и раннее утро самое рабочее время для «бомбил» – так в народе называют водителей, неофициально оказывающих услуги по перевозке пассажиров.
С приходом очередного поезда на станции среди водителей начинается оживление – не все же заказывают такси через приложения или диспетчерскую службу. Остались и те, кто по старинке берет машину «от борта».
– Мужчина, вам куда нужно? – таксист выхватывает своего клиента прямо из толпы. А тот, подумав, соглашается: добираться на общественном транспорте с сумкой да еще в такую рань – то еще удовольствие! Уже в салоне они договариваются о цене – 10 рублей. Ехать до места назначения не больше 10 минут, и за это время «нелегал» даже не догадывается, что пассажир-то у него не простой, а сотрудник ИМНС по Могилевской области. Раскроется это только к концу поездки, после передачи денег – налоговый инспектор предъявит служебное удостоверение.
Именно так происходит контрольная закупка. Водитель, не ожидавший такого поворота событий, сначала попытался выбросить деньги в окно, потом надавить на газ, но понял, что отпираться бесполезно.
Как выяснилось в беседе с мужчиной, он работает водителем в одном из учреждений здравоохранения города, а в свободное время подрабатывает на собственном автомобиле.
В поле зрения налоговиков он попал не впервые. Буквально в прошлом году был привлечен к ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Вот только штраф не оплатил до сих пор. А тут назревает и второй – административная ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В соответствии с санкцией данной статьи предусмотрено наложение штрафа в размере до 100 базовых величин вплоть до конфискации транспортного средства.
К слову, уже в налоговой, пока оформлялись все необходимые документы, водитель звонил на работу, чтобы предупредить об опоздании. С раннего утра и до позднего вечера – такой режим просто несовместим с безопасностью.
Всего за два месяца текущего года филиалом проведено 19 мероприятий по контролю за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства в области транспортной деятельности, при осуществлении перевозок пассажиров автомобилями-такси. В том числе 11 – совместно с ИМНС по Могилевской области и УГАИ УВД Могоблисполкома.
В ходе проведения данных мероприятий работниками Транспортной инспекции по Могилевской области обследовано 51 транспортное средство, выявлено 36 нарушений законодательства в области транспортной деятельности при перевозке пассажиров автомобилями-такси. Из них:
9 фактов осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации (работниками ИМНС по Могилевской области в отношении данных лиц составлено 9 материалов по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), также выявлен факт осуществления незаконной деятельности по перевозке пассажиров автомобилем-такси индивидуальным предпринимателем, находящимся в процессе ликвидации (работниками ИМНС по Могилевской области в отношении данного предпринимателя составлен материал по части 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);
8 нарушений в части несоответствия оформления автомобилей-такси требованиям нормативно-правовых актов;
в 7 случаях установлено отсутствие в автомобиле-такси таксометра;
6 фактов отсутствия разрешения на допуск к участию в дорожном движении транспортного средства;
3 субъекта хозяйствования осуществляли перевозки пассажиров автомобилями-такси без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;
в 3 случаях установлено отсутствие у водителей необходимых документов.
Всего по результатам проведенных мероприятий работниками филиала Транспортной инспекции по Могилевской области составлено 11 актов мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Субъектам хозяйствования, должностные лица которых допустили данные нарушения, выдано 11 требований (предписаний) на устранение выявленных нарушений. Общая сумма наложенных административных взысканий за допущенные нарушения составила 1269 рублей.
– Наша основная цель при работе с субъектами, осуществляющими пассажирские перевозки автомобилями-такси, не наказать, а разъяснить требования действующего законодательства. Именно поэтому мы основной упор делаем на профилактику. Ведь раньше, когда еще не было отменено лицензирование, каждый перед началом работы в обязательном порядке консультировался (проходил так называемую проверку готовности) с нами по поводу всех требований, которые предъявляются к осуществлению того или иного вида деятельности. Сегодня же многие только во время проведения контрольных мероприятий узнают о каких-либо нарушениях либо недостатках, – говорит Александр Шелухин.
Заместитель начальника подчеркнул, что сегодня на рынке такси наблюдается увеличение числа субъектов, занимающихся данным видом деятельности, соответственно увеличивается и количество выявляемых Транспортной инспекцией нарушений. Каждый субъект хозяйствования должен помнить, что ответственность за соблюдение законодательства по оформлению и оснащению автомобилей-такси лежит только на нем, а не на так называемых агрегаторах или диспетчерских службах. А задача Транспортной инспекции – обеспечить контроль за пассажирскими перевозками. Они должны быть качественными и безопасными.
В ТЕМУ
Как рассказал заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Александр Шелухин, ежегодно филиал вместе с УГАИ УВД Могилевского облисполкома и ИМНС по Могилевской области формирует план совместной работы, который включает в себя ряд мероприятий, направленных на наведение порядка в сфере пассажирских перевозок. Причем особое внимание уделяется перевозкам пассажиров в нерегулярном междугороднем сообщении и автомобилями-такси.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»