Цели и задачи – общие

23 октября в пресс-центре БЕЛТА прошла пресс-конференция, посвященная вопросам развития транспортной инфраструктуры Республики Беларусь, с участием министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака.

Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак

Также в мероприятии приняли участие начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Александр Головнев, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Дубина и директор Департамента по авиации Минтранса Артем Сикорский.

Ознакомиться с предварительными итогами работы отрасли в 2018 году, ходом реализации крупных инвестиционных проектов, а также планами по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры до 2020 года смогли журналисты белорусских, российских и китайских средств массовой информации.

Как отметил Анатолий Сивак, результирующим элементом, характеризующим работу отрасли, выступают показатели. Основным из них является валовая добавленная стоимость по транспортной сети. Доведенное повышенное задание по итогам работы за 9 месяцев года выполнено на 103,8%.

Министр также пояснил, что транспортная отрасль во многом зависит от результатов работы других отраслей. Поэтому происходящие изменения в добыче тех или иных ресурсов сказываются и на объемах перевозимых грузов. Основной рост данного показателя сегодня обеспечивается за счет перевозки транзитных грузов. Их экспорт и выступает главным показателем. Вместе с тем по итогам работы за 8 месяцев этого года транспортные услуги растут с темпом в 113%, что в денежном эквиваленте составляет 2,5 миллиарда долларов.

Если говорить о самом объемном показателе развития отрасли, то сегодня им выступает процесс развития инфраструктуры, в который включены все транспортные подотрасли.

На первом месте – дороги

Напомним, в Республике Беларусь работы на автомобильных дорогах общего пользования осуществляются в соответствии с Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы. Согласно ей в текущем году к вводу в эксплуатацию запланированы 35,2 км автомобильной дороги М6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), 8,8 км автодороги Р23 Минск – Микашевичи, 43 погонных метра путепровода через железную дорогу на км 104,343 автомобильной дороги Р41 Слоним – Мосты – Скидель – граница Литовской Республики (Поречье).

Анатолий Сивак рассказал, что участок дороги Р23 Минск – Микашевичи уже введен в эксплуатацию. Что касается автодороги М6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), то в настоящее время здесь реализуется сразу два проекта, работы по которым начались в разное время. Поэтому на первом участке объект уже вводится в эксплуатацию, на втором – работы продолжаются и направлены на максимальное завершение к началу зимнего периода. Полностью они будут закончены в следующем году ко II Европейским играм.

Говоря о приоритетах, министр отметил, что сегодня Минтранс уделяет большое внимание состоянию мостовых сооружений. Так, на ближайшие 5 лет запланировано провести ремонт и реконструкцию 32 мостов, в число которых входят и имеющие не вполне удачную конструктивную схему пролетных строений коробчатого типа.

Всего же на дорогах страны расположено 5,3 тысячи мостов, что составляет 184 км. Работы на них проводятся регулярно. Фактически завершены они по мосту через Сож (трасса М8 Граница России – Витебск – Гомель – граница Украины). Задача по вводу в эксплуатацию моста через реку Припять в Житковичском районе будет выполнена в срок: закрытое на год в декабре 2017-го движение откроется к 7 ноября. Незначительная часть работ по второму пусковому комплексу, связанная с демонтажом отдельных участков дорог к временной переправе, будет проведена уже в декабре.

Всего в текущем году планируется выполнить капитальный ремонт 16 км дорог и 170 погонных метров мостов, текущий – 600 км дорог и 1700 погонных метров мостов. На местных автомобильных дорогах планируется завершить реконструкцию на 7 км дорог и 106 погонных метрах мостов, выполнить текущий ремонт 1725 км дорог и 325 погонных метров мостов, капитальный – 135 км дорог и 129 погонных метров мостов.

Также начата подготовка к реализации первого пилотного проекта на условиях ГЧП, который предполагает реконструкцию участка дороги М10 Граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин (км 109,9 – км 195,15) с доведением его до параметров Iв категории.

Кроме того, в рамках сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития ведется модернизация автомобильной дороги Р80 Минск – Паперня.

Рассказывая о ближайших перспективах, Анатолий Сивак отметил, что реконструкция автодороги из Минска в Полоцк начнется весной 2019-го. В этом же году получены ресурсы на проектные работы по М3 Минск – Витебск. В числе задач строительства дороги предусмотрен уход через Полоцк в сторону Санкт-Петербурга. В этом случае расстояние из Минска до Санкт-Петербурга станет короче на 132 км по сравнению с маршрутом через Оршу. В целом по территории Беларуси маршрут предлагается проложить от Минска по автомобильной дороге М3 Минск – Витебск (до Лепеля), далее по Р46 Лепель – Полоцк – граница Российской Федерации (Юховичи) через Полоцк до границы с Российской Федерацией с выходом на автомобильную дорогу А-117.

Министр пояснил, что новый коридор будет создаваться постепенно. Первая задача – до 2021 года прийти качественной дорогой в Полоцк. Но реконструироваться она будет не вся, поскольку там недавно участки ремонтировали.

Также планируется дополнительно построить еще по одной полосе до Боровлян, отремонтировать бетонную дорогу до Логойска. И от Логойска до Плещениц – сделать дорогу первой категории по две полосы в каждую сторону.

Одновременно с первой очередью на Р46 – от кольца за Лепелем до Полоцка – обустроить дорогу второй категории с уширенной обочиной. А в обратном направлении, от начала Лепеля и до этого же кольца, – первой категории.

По словам министра, источники финансирования данных работ пока не найдены. Минтранс ведет переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, а также с европейскими банками.

Еще один перспективный проект – дорога в направлении Национального аэропорта Минск, которая пройдет через Белорусско-китайский индустриальный парк (продолжение ул. Ваупшасова). Анатолий Сивак рассказал, что в настоящее время идет обсуждение конструкции этой дороги, и Минтранс выступил с предложением строить ее не просто как автомобильную, но и имеющую путь для скоростного трамвая на междупутье или разделительной полосе.

Министр обратил внимание, что пока данного объекта нет в программе «Дороги Беларуси», поэтому говорить о сроках реализации проекта преждевременно.

Что касается реконструкции автомобильной дороги М7 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), то вопрос финансирования проекта прорабатывается с Европейским инвестиционным банком.

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры находится на постоянном контроле главы государства. По поручению Александра Лукашенко до конца 2020 года необходимо отремонтировать 7000 км местных дорог и, как уже было упомянуто выше, провести реконструкцию ряда мостовых сооружений.

В настоящее время Минтрансом сформирован ранжированный перечень мостов, находящихся на республиканских автомобильных дорогах и подлежащих первоочередному восстановлению. Инвестором в реализации столь масштабного проекта выступит Европейский банк реконструкции и развития. В этом году будет начата разработка обоснования инвестиций для порядка 20 объектов, включенных в перечень.

Авиационные перевозки

Особое внимание Анатолий Сивак обратил на завершение строительства второй искусственной взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск. Она заработает в 2019 году при наступлении положительных температур. До этого времени будут проводиться необходимые мероприятия по сертификации и наладке. Предстоящей зимой использование противогололедных материалов на новой полосе не планируется, что позволит продлить ее ресурс на более длительное время.

Министр подчеркнул, что с вводом новой полосы снимется проблема развития больших трансконтинентальных авиаперевозок пассажиров, которые были ограничены в связи с отсутствием необходимого ресурса у существующей полосы: по расчетам, которыми Минтранс обязан руководствоваться, в год можно совершать только 70 взлетов и посадок трансконтинентальных воздушных судов. Это сдерживало в переговорном процессе с другими компаниями, особенно зарубежными, готовыми осуществлять перевозки пассажиров, используя возможности Национального аэропорта Минск. В настоящее время ведутся переговоры с авиакомпаниями из Америки, Китая и Вьетнама.

Важным для транспортной отрасли объектом министр назвал строительство центра управления полетами, заканчивающееся в этом году. Сейчас над Беларусью открыто 23 воздушных коридора, а введение в эксплуатацию центра даст возможность поднять обслуживание воздушного пространства на новый уровень.

Кроме того, терминал Национального аэропорта Минск, где сейчас размещен центр, после его переезда получит дополнительные свободные площади, которые будут использоваться для обслуживания пассажиров.

Вместе с тем развитие аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск будет реализовываться и путем модернизации действующего пассажирского терминала-1 и строительства нового пассажирского терминала-2.

Необходимость начинать строительные работы Анатолий Сивак объяснил тем, что существующий терминал рассчитан на перемещение 5,8 млн пассажиров, а последние несколько лет в июне и июле их было больше.

Модернизация терминала-1 завершится в апреле 2019-го. К строительству нового планируют приступить после II Европейских игр, а закончить к чемпионату мира по хоккею с шайбой.

По словам директора Департамента по авиации Минтранса Артема Сикорского, новый терминал будет представлять единый комплекс с действующим. Он будет проектироваться в соответствии с самыми современными международными требованиями, что обеспечит комфортное пребывание пассажиров.

Также в этом году в аэропорту Бреста завершится реконструкция аэродромных покрытий ВПП, рулежных дорожек, перрона, ограждения аэродрома. Начаты работы по замене светосигнального оборудования. Отмечено, что реконструкция покрытия ВПП уже позволила допустить к эксплуатации новые типы самолетов: В-767-300, ИЛ-62, В-737-800.

В аэропорту Витебска завершаются работы по строительству двух модулей для обслуживания пассажиров и гостевой автостоянки. Для аэропортов Гомеля и Бреста разрабатывается проектная документация по реконструкции аэровокзалов – работы планируется начать в 2019 году.

Для всех белорусских аэропортов приобретался современный спецтранспорт для обслуживания воздушных судов и содержания аэродромов, обновлялось технологическоео оборудование для коммерческого обслуживания пассажиров.

Говоря о реализации третьего (завершающего) этапа инвестиционного проекта по обновлению парка воздушных судов, Анатолий Сивак напомнил, что в апреле – июне было приобретено три самолета Embraer 175/195. Напомним: первый этап проекта реализован в 2014 году, когда были приобретены два Embraer-195. На втором, прошедшем в 2016-м, приобретены три Boeing-737/800.

Также министр обратил внимание на то, что у авиакомпании «Белавиа» в течение полугода могут появиться билеты по безбагажным тарифам. Несколько билетов по «смешной» цене будут в продаже на каждом рейсе. Препятствием для их ввода сейчас является отсутствие соответствующего законодательства, в связи с чем Минтранс планирует внести законодательные инициативы в течение месяца.

Отвечая на вопрос о востребованности прихода в Беларусь лоукостеров, Анатолий Сивак отметил существование разных точек зрения. Но аргументов в пользу дотирования таких перевозок министр не видит.

Вместе с тем глава отрасли сообщил, что в июне этого года Минтрансом была принята программа развития региональных аэропортов, в которой прописана обязанность гродненского аэропорта принять меры по привлечению лоукост-компаний. Речь о каких-либо дотациях в данном случае также не идет.

Железнодорожные перевозки

Анатолий Сивак высказал заинтересованность министерства в ускорении процесса строительства высокоскоростного грузопассажирского железнодорожного транспортного коридора «Евразия», который свяжет Европу и Китай через Беларусь. Вместе с тем реализация проекта сможет начаться не раньше чем через пять лет, поскольку в настоящее время есть лишь презентационный материал.

В целом проект был разработан специальной рабочей группой, в состав которой входят представители и Белорусской, и Российских железных дорог. В документе содержатся предварительное технико-экономическое обоснование, расчеты цены, окупаемости и возможности участия государства.

По мнению Анатолия Сивака, более детально просчитать эффект от проекта будет возможно только после реализации первого участка дороги от Москвы до Казани. Общая протяженность магистрали, то есть расстояние Пекин – Москва – Берлин, составит 9447 км, из которых 2366 км придутся на территорию России.

Говоря о введении сообщения между городами посредством скоростных поездов, Анатолий Сивак пояснил, что скорость движения поездов почти на 100% зависит от состояния инфраструктуры, а существующие в республике пути используются и для грузовых, и для пассажирских поездов.

Вместе с тем на БЖД есть участки, например, от Бреста до Барановичей, где уже сегодня по состоянию инфраструктуры можно развивать скорость в 200 км/ч. Но существует и зависимость от необходимости передвижения по этим же путям грузовых поездов. Ведь в отличие от установленной в Беларуси скорости движения пассажирских поездов 140 км/ч и грузовых – 90 км/ч, скоростные развивают скорость в пределах 160 км/ч, высокоскоростные – больше 250 км/ч.

Министр также отметил зависимость успешности деятельности БЖД от грузовых перевозок, так как в отличие от некоторых соседних стран белорусские железнодорожники не берут из бюджета ни одного рубля на развитие инфраструктуры. Вместе с тем любое увеличение скорости пассажирских поездов уменьшает количество грузовых. И если компенсировать выпадение грузовых перевозок, то нужно говорить о доходной цене пассажирских. Однако Белорусская железная дорога пока не видит необходимости повышать стоимость железнодорожных перевозок пассажиров внутри республики. А работы по ремонту и реконструкции участков, которые ограничивают скорости движения, проводятся постоянно.

Напомним, развитие инфраструктуры Белорусской железной дороги предусмотрено подпрограммой «Развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь» Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

В рамках реализации в этом году выполняются работы по электрификации участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров, строительству здания центра управления перевозками Белорусской железной дороги, оборудованию микропроцессорной централизацией Гомельского и Калинковичского железнодорожных узлов. Также работы ведутся по модернизации устройств электрической централизации и автоблокировки на участке Жлобин – Калинковичи – Словечно, строительству пассажирской технической станции в Минском железнодорожном узле, развитию железнодорожной станции Сморгонь. Развитие пассажирской инфраструктуры в рамках организации перевозок поездами городских линий предусматривает строительство посадочных платформ, павильонов, подземных пешеходных переходов на остановочном пункте Тракторный, станции Колодищи.

Указанные проекты будут завершены до 2020 года.

Планируются также реализация строительства развязки в двух уровнях на станции Помыслище и третьего главного пути от станции Помыслище до пассажирской технической станции Дегтяревка, третьего пути на участке Минск-Сортировочный – Помыслище, оборудование микропроцессорной централизацией Могилевского железнодорожного узла и реконструкция промывочно-пропарочной станции Барбаров.

Предполагается и реализация инвестиционных проектов по модернизации контейнерного терминала на станции Брест-Северный, развитию инфраструктуры станций Брест-Северный, Брест-Центральный, Брузги.

Об увеличении квот

Анатолий Сивак отметил регулярность проведения тематических переговорах с Российской Федерацией. Последние прошли 1 октября. Вернуться к обсуждению вопроса стороны договорились в конце ноября на Транспортной неделе в Москве.

Сейчас у белорусских перевозчиков есть 75 тысяч разрешений, выданных российской стороной. Это не самый высокий показатель, но и не самый низкий: в 2003 году их было 123 тысячи, а 6–7 лет назад – 55 тысяч. Также в этом году белорусские перевозчики получили 730 тысяч разрешений от 46 стран.

Анатолий Сивак подчеркнул заинтересованность Минтранса в том, чтобы до 2025 года в рамках Евразийского экономического союза перейти на безразрешительную систему в/из третьих стран для перевозчиков. Такое соглашение уже подписано в ЕЭС.

Автомобильный, городской электрический транспорт и метрополитен

Работа в этом направлении проводится в рамках подпрограммы 2 «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Республики Беларусь» Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

В срок до 2020 года подпрограммой для облисполкомов и Мингорисполкома запланирована реализация 17 мероприятий, где особое внимание уделяется развитию инфраструктуры и обновлению парка подвижного состава. Так, в прошлом году было приобретено 40 троллейбусов и свыше 340 автобусов, в том числе 20 электробусов в столице.

В настоящее время на улицах Минска и Бреста ведутся работы по организации выделенных полос для движения автобусов и троллейбусов, что даст возможность повысить скорость движения городского пассажирского транспорта. В Минске, Гомеле и Бресте остановочные пункты поэтапно оборудуются электронными информационными табло.

Технические средства автоматизированного управления движением городского пассажирского транспорта совершенствуются.

Осуществляется строительство третьей линии минского метро.

Водный транспорт

В 2018 году на баланс принят судоходный шлюз на реке Западная Двина, построенный при возведении Витебской ГЭС. Подходит к завершению реконструкция судоходного шлюза «Рагодощ» на Днепро-Бугском канале, а также строительство причалов минерально-строительных грузов речного порта за пределами г. Бреста «Ямно».

В соответствии с Государственной программой развития транспортного комплекса на 2016–2020 годы планируется начать реконструкцию судоходных шлюзов «Переруб» и «Овзичи» на Днепро-Бугском канале, строительство Усть-Ветлицкого гидроузла, а также строительство базы технического обслуживания судов в верхнем бьефе Гродненской ГЭС.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»

В материале использована информация Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, предоставленная на пресс-конференции

Добавить комментарий