Туровский мост, или Сага о настоящих мастерах

Туровский мост, или Сага о настоящих мастерах

По долгу службы нам, журналистам, приходится бывать на многих объектах, которые оставляют яркий след в жизни. Один из них – мост через реку Припять, находящийся в 15 километрах от райцентра Житковичи. На другой стороне моста – земли Туровщины. Это сооружение имеет стратегическое значение, поскольку в данном регионе расположены крупные градообразующие предприятия. Наблюдая за тем, как работают мостостроители, ловила себя на мысли: «Какое же это счастье хоть на мгновение почувствовать себя сопричастной к этой большой и созидательной стройке, к этим замечательным мастерам своего дела, которые не покладая рук трудятся в нелегких условиях, выполняя важную и ответственную задачу».

Без лишнего пафоса скажу: «Для меня действительно было счастьем дышать с ними одним воздухом, слышать лязг металла, рокот работающих машин и механизмов, беседовать с теми, кто занят на этой важнейшей стройке страны». Главное из всего сказанного – мостостроители успешно выполняют поручение Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко по сдаче объекта к 7 ноября.
Однако прежде чем обрисовать картину сегодняшнего дня, уместно вспомнить ситуацию, которая сложилась на мосту в декабре 2017 года. Тогда туровский мост, построенный более 30 лет назад, дал трещину и одна из плит просела на полметра. Объект признали аварийным и закрыли. Людей сначала перевозили по реке катерами МЧС, затем на помощь пришли понтонный мост, предназначенный для легковых автомобилей, и паром – для большегрузов. Альтернатива им – 270-километровый крюк в объезд, что, естественно, никого не устраивало.

Для большей прочности мост даже думали строить заново. Но на других участках дефектов не обнаружили, поэтому железобетонные части по краям остались прежними. Иными словами, заменили лишь середину. А чтобы старые бетонные блоки не перекрыли путь реке, ее русло на время отвели в сторону, возвращая затем Припять на прежнее место и постепенно перекрывая резервный канал. Реконструкция моста через Припять – это сага о том, как мастера своего дела, выполняя работу в сжатые сроки и с ювелирной точностью, добиваются высокого качества и гарантируют при этом ее безопасность. Но обо всем – более подробно.

Директор Сергей Николаевич ЛАЗБЕКИН.

Директор Сергей Николаевич ЛАЗБЕКИН.

На трудовой вахте – дни и ночи

Застать энергичного и знающего директора МСУ-4 Сергея Лазбекина в кабинете – задача непростая. Сергей Николаевич большей частью проводит свое рабочее время на объектах. И не просто проводит, а всегда находится в гуще всех производственных дел. Как руководитель он в ответе за решение вопросов, стоящих перед филиалом. За плечами директора – коллектив в целом и каждый его труженик в отдельности со своими чаяниями и надеждами. В этом году они во многом связаны с реконструкцией главного объекта года – моста через полноводную Припять, которая на южных рубежах нашей страны показывает свой нрав: может обмелеть в зависимости от погодных условий или ринуться вперед бурным потоком, поражая своей красотой и будоража воображение.

Время действительно ставит перед мостостроителями нелегкие задачи и строго спрашивает за их выполнение. Реконструкция аварийного моста через Припять – непростой экзамен. Собрав воедино богатый опыт и высокое профессиональное мастерство, четко отработав организационные моменты, труженики МСУ-4 упорно изо дня в день претворяют намеченное в жизнь.

– Мы делаем все для того, чтобы движение по мосту открылось в срок, к 7 ноября, в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, – отмечает Сергей Лазбекин. – На этом важнейшем объекте сосредоточены лучшие специалисты, задействовано большое количество техники. Работы ведутся круглосуточно и организованы вахтовым методом – по 15 дней.

– На объекте созданы безопасные условия для выполнения работ и комфортные – для проживания и питания людей, – рассказывает инженер по охране труда МСУ-4 Андрей Кампут. – Наши труженики живут в Житковичах, где местный райисполком выделил квартиры. Некоторые предпочитают проживать в благоустроенных вагончиках в нашем стройгородке. Бытовые условия здесь хорошие: людям есть где помыться, отдохнуть после трудов праведных, поспать и поесть. Всех, кто занят на реконструкции моста, горячей пищей обеспечивает ОАО «Туровщина». Рабочие отмечают разнообразие меню и хорошее качество приготовления блюд. Есть салаты, супы, борщи, котлеты и мясные блюда, чай, компот. В дополнение к меню даже кукурузу привозили полакомиться, что придало обеду пикантный момент. А рядом с ней – ароматный и сытный беляш. Конечно, было вкусно и сытно, как дома. В подтверждение для читателей – снимок, на котором бетонщик МСУ-4 Сергей Иванов запечатлен с подносам в руках.

Работа для профессионалов

Итак, яркие моменты большой и грандиозной стройки, объем подрядных работ которой составляет 44,8 млн рублей. Конечно же, это сборка и сварка, выполняемая на специально подготовленных стапелях – «крышках», являющихся основой проезжей части. Взамен старой коробки собрано новое металлическое пролетное строение. Весь металл доставлялся из Воронежа. С производителем данного металла «Мостострой» уже сотрудничал, качество оценил и сейчас нареканий не имеет. Ярко-красные опоры на фоне голубого неба, каким оно бывает в погожие октябрьские дни, будто просятся на обложку глянцевого журнала. Красиво!
– Как правило, в Беларуси мосты монтируются с помощью «надвижки», – отмечает начальник участка Алексей Валевич. – Должен быть собран стапель, отдельно монтируется конструкция и с помощью гидравлики надвигается на опоры. Здесь мы пошли по другой схеме. Металлоконструкция собирается на высоте примерно на полметра выше проектной отметки. «Варится» наверху. Каждый сварной шов контролируется ультразвуком. Когда все собрано и принято по актам технадзора, мы эту конструкцию аккуратно гидравлическими домкратами опускаем в проектное положение. Процесс почти ювелирный. На все четыре опоры махина опускается равномерно, буквально по сантиметру. Если появится хоть малейший перекос – работа насмарку. Но у наших специалистов достаточно опыта для того, чтобы делать все максимально качественно. Опоры, которые готовятся принять на себя весь груз ответственности, тоже новые, поскольку прежние не прошли проверку на выносливость.

Всего на объекте занято около ста специалистов, не считая механизаторов и вспомогательных рабочих. Хватает здесь и техники – задействовано более 10 кранов, шесть из которых – на гусеничном ходу, десяток автовышек, землеройные машины и т. д. Ввиду кратких сроков реконструкции помощь в возведении моста оказывали МСУ-2, МСУ-3 и МСУ-5 ОАО «Мостострой».

Продолжая разговор о производственных делах, необходимо отметить, что основным этапом строительства долгожданной транспортной артерии, как и следовало полагать, была сборка металлических конструкций моста. Они монтировались только днем – в темноте это делать опасно. А сварка металла велась круглосуточно. Новый участок путепровода в 4 раза легче, но прослужить должен как минимум в 4 раза дольше.

И еще. Минувшее лето выдалось суровым, если не сказать – экзотическим. Людям приходилось работать то под палящим солнцем, то пережидать настоящие ливни. Мостостроители на легкий дождик не уповают, некоторым он даже нравится. Многие с улыбкой отмечают, что он омывает и придает силы. Что и говорить, эти на первый взгляд суровые мужчины, строящие мосты, в душе не лишены романтики. Они видят в своей работе не только прозу жизни, но и эстетические моменты. Ведь мост, построенный надежными специалистами, гармонично вписывается в дорожный ландшафт и придает ему красочные элементы и разнообразие. Но это так, к слову.

В охране труда мелочей не бывает

На житковичском мосту велись работы и внутри коробки, а вот обильные потоки приходилось пережидать – технику безопасности никто не отменял. Ее рьяный поборник Андрей Кампут и его верные помощники – общественные инспекторы по охране труда – считают, что мелочей в работе по ОТ не бывает. Общественные инспекторы не только хорошо справляются со своими профессиональными обязанностями, но и находят время для того, чтобы уделить самое пристальное внимание организации охраны труда на рабочих местах. Это соблюдение производственной дисциплины, недопущение употребления спиртных напитков и нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, а также качество и своевременность проведения инструктажей с отметкой в журналах, помощь в проведении обучения безопасным методам труда и проверка знаний по охране труда, соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха. Сюда нужно отнести и контроль за соблюдением порядка на строительных объектах и в местах проживания работников (стройгородках), и использование индивидуальных средств защиты и многое другое.

Кстати, роль руководства предприятия в лице директора Сергея Лазбекина в вопросах безопасности и охраны труда тоже очень велика. Он уделяет большое внимание приобретению качественной спецодежды, страховочных поясов, касок, зимней спецодежды и других СИЗ, а также проведению мероприятий по ОТ.

В настоящее время работы на объекте находятся на завершающем этапе. Идет устройство швов, осуществляются укладка асфальтобетона и покраска моста. По окончании работ филиал переходит на следующий объект – мост через Сож на автодороге М8 трассы Е95, который закрыт ввиду трещин коробчатого сечения. Он будет разбираться и реконструироваться. На этой большой стройке сосредоточится весь филиал. Помощь в работе окажут и коллеги из МСУ-2 ОАО «Мостострой».

В коллективе МСУ-4 чувствуется деловой настрой, все работают с полной отдачей. И это сказывается на результатах трудовой деятельности. За январь – август текущего года прибыль от реализации товаров, работ и услуг составила 380 тыс. рублей, выручка от реализации по отношению к соответствующему периоду 2017 года – 273%, средняя заработная плата выросла на 140%. За август, к примеру, составила 1531 рубль, в то время как за этот месяц прошлого года она была 770 рублей.

В связи с ростом объемов производства увеличилась и средне-списочная численность работающих: со 126 человек в 2017 году до 156 – в текущем. В МСУ-4 трудятся люди, для которых строить мосты – не только призвание, но и состояние души. Ведь любой человек, отдавший предпочтение профессии мостостроителя, выбрал и соответствующий образ жизни. Мостостроителей не зря называют голубой кровью отрасли. Овеянная романтикой, эта нелегкая профессия в то же время входит в список профессий высокой степени сложности, риска и ответственности. Поэтому еще раз хочется подчеркнуть: вопросы охраны труда, обеспечения его безопасных условий на рабочих местах для мостостроителей всегда остаются актуальными и насущными.

Замечательных специалистов, пользующихся авторитетом и уважением, в МСУ-4 большинство. Среди них – начальник участка Алексей Валевич, прорабы Евгений Трубилов, Дмитрий Гурский и другие ИТР, электрогазосварщики Анатолий Лабода, Сергей Тарасенко, Сергей Хариборько, Игорь Рудько, бетонщики Артур Ахлюев, Петр Козлов, Юрий Коноваленко, Игорь Никитькин, Олег Яцухно и многие другие. Каждый из них может сказать: «За качество работ – отвечаю!» И это не просто слова. Они подкреплены делом как на припятском мосту, так и на других объектах. Филиал «Мостростроительное управление № 4» ОАО «Мостострой» вносит существенный вклад в развитие транспортной сети Гомельской области и других регионов, выполняет строительные и иные специализированные и монтажные работы, оставляя добрую память.

История предприятия началась в июле 1971 года. За 47 лет плодотворной деятельности труженики управления, выполняя сложные и трудоемкие процессы в нелегких условиях, возвели немалое количество мостов через реки, путепроводов над железными дорогами, дали вторую жизнь многочисленным искусственным сооружениям, требовавшим ремонта и реконструкции. И их трудовая эпопея продолжается. Мостовики не привыкли пасовать перед трудностями и всегда находятся там, где труднее. А если понадобится, идут на прорыв. Жизнью доказано…

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий