Непредсказуемые хамы?

Водители и пассажиры мототранспорта являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. В отличие от автомобилистов мотоциклисты в результате даже небольшого дорожно-транспортного происшествия могут получить серьезные травмы. Достаточно падения на скорости до 20 км/ч, чтобы получить телесные повреждения – сломать ногу или руку в случае отсутствия защитной экипировки, получить повреждения внутренних органов, а при отсутствии мотошлема – черепно-мозговую травму. Практически четверть всех смертельных случаев на дорогах мира приходится на мотоциклистов (23%).

Современное дорожное движение, особенно в городских условиях, зачастую отличается недружелюбным отношением автомобилистов и мотоциклистов друг к другу. Многие водители мототранспорта ведут себя на дорогах общего пользования совершенно непредсказуемо, а некоторые просто по-хамски хулиганят. Указанная cитуация усугубляется еще и тем, что очень многие молодые мотоциклисты управляют своими байками крайне неумело, полагаясь в основном на опыт вождения маломощного мотоцикла или мопеда в юности. Некоторые сразу бездумно покупают литровый спортбайк, не представляя, какая большая разница в навыках вождения и в технических характеристиках «вчерашнего» мотоцикла и современного байка импортного производства. Поэтому мотоциклистам и скутеристам необходимо особенно внимательно относиться к мерам личной безопасности, соблюдению Правил дорожного движения и не допускать их нарушения.

По статистике, более 10 процентов аварий происходит с участием мотоциклистов. Например, в прошлом году из 4150 аварий на долю байкеров пришлось 439 ДТП, в которых погибло 50 и было ранено 460 человек. При этом нужно учитывать, что мотоциклов и мопедов в стране гораздо меньше, чем авто – 413 257 единиц.

Для сравнения: в 2010 году с участием мототранспорта произошло 671 ДТП, в которых 89 человек погибли и 682 получили травмы и увечья.

Наибольшее количество мотопроисшествий случилось в августе (78-7-82) и июле (72-13-71).

Месяц

ДТП

Погибло

Ранено

Январь

3

2

2

Февраль

4

0

4

Март

20

4

20

Апрель

30

9

29

Май

60

4

65

Июнь

64

2

72

Июль

72

13

71

Август

78

7

82

Сентябрь

62

8

65

Октябрь

24

1

26

Ноябрь

14

0

16

Декабрь

6

0

6

Самые многочисленные виды дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта – столкновение на перекрестке (131 ДТП, 17 погибли, 136 ранены) и опрокидывание (129-6-32).

Вид ДТП

ДТП

Погибло

Ранено

Наезд на пешехода

34

7

37

Опрокидывание

129

6

132

Наезд на препятствие

32

9

30

Наезд на животное

2

0

2

Столкновение с остановившимся ТС

26

2

29

Столкновение на перекрестке

131

17

136

Лобовое столкновение

18

5

19

Попутное столкновение

48

3

55

Столкновение со стоящим транспортным средством

8

0

9

Наезд на велосипедиста

6

1

6

Наезд на гужевое транспортное средство

3

0

3

Две трети данных происшествий произошло по вине самих водителей «железных коней».

Нарушения ПДД водителями мототранспорта стали причиной 285 (65% от общего количества с их участием) ДТП, в которых 38 (76%) человек погибли и 294 (64%) получили травмы.

Наиболее недисциплинированные – водители мотоциклов, по вине которых произошло 199 ДТП, погибло 32 и травмировано 207 человек. Большинство погибших в таких происшествиях (21) – виновные мотоциклисты.

Самыми распространенными причинами ДТП по вине мотоциклистов стали:

— превышение скорости (78 ДТП, 17 человек погибли и 78 травмированы);

— несоблюдение дистанции (21–2–22);

— нарушение правил проезда перекрестков (11–2–10);

— нарушение правил маневрирования (8–1–7).

По причине нарушения мотоциклистами правил проезда пешеходных переходов погибли 3 пешехода, перевозки пассажиров и пользования осветительными приборами – по 2 человека.

Каждое пятое ДТП (36) произошло по вине нетрезвого мотоциклиста (10 погибших, 37 раненых).

Каждая третья авария случилась по вине мотоциклистов, не имевших права управления (13 погибших, 78 раненых).

Чаще всего виновниками дорожно-транспортных происшествий становились молодые люди в возрасте до 28 лет (109–18–114).

Большинство нарушений скоростных режимов (11) допустили 25-летние мотоциклисты. Чаще всего садились пьяными за руль (12) мотоциклисты в возрасте от 25 до 28 лет, не имея права управления – 16-, 19-, 25- и 27-летние.

По вине женщин, управлявших мотоциклами, произошло 5 ДТП, в которых один человек погиб, четыре получили травмы (ДТП со смертельным исходом произошло по причине превышения скорости 25-летней мотоциклисткой, погиб пешеход).

Вадим Гаркун, заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси