Помнится, пару лет назад дочь решила пересесть из водительского кресла на велосипед, чтобы добираться до работы и обратно, как европейцы, заботящиеся о здоровье – своем, окружающих и Земли. Терпения хватило только на неделю.
– Нет, – заявила она к вечеру пятницы, – Витебск не «заточен» под велосипедистов. Буду кататься на велике по выходным по велодорожкам вдоль Витьбы.
К ней присоединились ее дочка и племянник подросткового возраста, которым по проезжей части дорог колесить на двухколесном транспорте еще рано, а по тротуарам далеко не везде удобно: слишком часто спешиваешься или нарываешься на агрессивных пешеходов. Так что же помешало моей дочери освоить маршрут до работы на велосипеде и вынудило вновь оседлать четырехколесную иномарку?
– С непривычки крутить колеса десять километров кряду утром и вечером утомительно, но не это главное. Наш город напичкан светофорами, а водитель даже на велосипеде обязан соблюдать дорожную азбуку. Это делаешь на автомате. И вот торчишь в транспортной колонне на перекрестках и пешеходных переходах, оборудованных светофорами, и задыхаешься от выхлопных газов, особенно когда стоящие перед тобой авто стартуют. Непередаваемое ощущение! Одного этого достаточно, чтобы навсегда забыть об экологически чистом транспорте, – сетует дочь. – На время моего эксперимента повезло с погодой, а если бы затяжные дожди? Привычка к комфорту под крышей собственной машины отбивает охоту мокнуть на велосипеде или байке. Но суть даже не в личных привычках, а в неготовности нашего города к массовому переходу на велотранспорт. Тут практически не сыщешь расчерченных для велосипедистов вдоль основных уличных трасс дорожек, как это сделано в Полоцке, например. Где велоинфраструктура? В лучшем случае в новом спальном микрорайоне Билево, но мне это совсем не по пути.
Неудивительно, что в конце концов недолго радовавший хозяйку беленький горный велосипед основательно застрял в подвале, как стреноженный конь в неволе. За время стояния в мрачном помещении под замком он, поди, напрочь забыл вольный воздух свободы. Пожалуй, потерпел бы городские неудобства, рискни хозяйка на повторный эксперимент. Но езду по улицам с бесконечным пересечением проезжей части и тротуаров, с опаской сбить пешехода в людных местах и томлением в дымных пробках ей совсем не хочется возобновлять. В дельте Витьбы в свободный день покрутить педали куда удобнее и безопаснее!
В УГАИ УВД Витебского облисполкома считают: для создания велоинфраструктуры нужны не только финансы на реконструкцию центральных улиц с довольно тесной застройкой, но и техническая возможность, а емкость тротуаров города далеко не везде достаточная для отведения места под велодорожки. По техническим нормативам ее ширина должна быть 2,5 метра на улице с односторонним и 3 – с двухсторонним движением (в крайнем случае от 1,75 до 2,5 метра). При совместной прокладке велосипедной полосы и тротуара их общая минимальная ширина должна достигать 4,5 метра. Такое возможно лишь на новых проспектах. А где выкроить место на улице Ленина или Кирова, на проспектах Фрунзе или Черняховского, которые, как говорится, не объехать, в каком бы направлении ни двигался?
Витебские велосипедисты, рискующие все же в основном летом колесить по городу, благодарны дорожникам уже за то, что те позаботились о пониженных бордюрах в местах спуска на проезжую часть на оживленных перекрестках и у торговых центров, поликлиник, детских учреждений. Заботились, похоже, больше о мамах с колясками, но и велосипедистам заодно повезло: не врежешься при подъеме на тротуар во время движения по пересеченной местности с бесконечными поперечными мелкими улочками или узкими проездами к дворам. Жаль, что пониженными бордюрами на перекрестках все равно не воспользуешься – по ПДД необходимо спешиться для перехода. Может, эта норма уже устарела и нуждается в корректировке, ведь можно, наконец, снизить скорость? Похоже, несбыточная мечта велосипедиста.
– Из-за одного только этого пунктика никогда не езжу по тротуару, а выстраиваюсь в шеренгу с другими транспортными средствами. Некомфортно, зато неунизительно, – почему-то считает моя дочь. – Я читала о принятой Совмином концепции развития велосипедного движения в Беларуси, о региональных тоже. Но до их воплощения – как до Луны.
Трудно не согласиться. Концепцией предусмотрен значительный рост использования велосипедов в городах и поселках до 2030 года. Причем рассчитывается одновременное снижение пострадавших в ДТП велосипедистов. Хорошо, если бы так и было, однако под любую программу нужно солидное финансирование. Тем паче под программу обеспечения безопасности движения. Между тем выступавшая недавно в местных СМИ заместитель директора по технической политике предприятия «Управление капитального строительства г. Витебска» Татьяна Хохлова не скрывает: пока конкретного финансирования под реализацию концепции нет, хотя при проектировании всех новых микрорайонов обязательно планируется строительство велодорожек. А вот велопарковки у общественно важных зданий организуются практически повсеместно. Действовать с размахом попросту не за что – все упирается в финансы. В текущем году в городском бюджете целевое финансирование велоинфраструктуры вообще не предусмотрено.
Население вполне адекватно воспринимает эту проблему: бюджет не резиновый, а дыр хоть отбавляй. Что уж о велодорожках говорить, если окраинные улицы асфальтировать приходится поэтапно, растянув процесс на долгие годы? А ведь это, пожалуй, важнее, поскольку касается большего количества горожан. Придется велосипедистам подождать, потерпеть и ездить аккуратнее.
– Вот это удается не всегда и не всем, – сожалеет начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Казючиц. – Только в первом полугодии в области произошло 11 ДТП с велосипедистами, двое из которых погибли. После пешеходов они самые уязвимые участники дорожного движения. Хоть и передвигаются быстро, но защищены слабо: в лучшем случае яркими жилетами со световозвращающими элементами и крайне редко – шлемами. Куда чаще встретишь пренебрегающих ПДД. Их основные нарушения – пересечение проезжей части на велосипеде, выезд с обочины на дорогу без особой необходимости и даже вождение в нетрезвом состоянии. К таким закон значительно строже: при нарушении Правил дорожного движения их могут оштрафовать на сумму до пяти базовых величин, а за создание аварийной обстановки – даже до восьми. В случае причинения легких телесных повреждений потерпевшему, ущерба транспортным средствам, а также бегства с места ДТП предусмотрен штраф в размере от пяти до 20 базовых величин. Надо помнить об этом велосипедистам, отправляющимся в дорогу на экологически чистом транспорте.
В УВД Витебского облисполкома с начала года поступило 24 (на три больше, чем за аналогичный период 2017-го) обращения граждан по факту наезда велосипедистов на пешеходов, 14 из которых – дети. За это тоже могут оштрафовать, даже в суд подать иск, но чаще всего все заканчивается после примирения сторон, ведь столкновения происходят неумышленно. Было бы неплохо, проявляй аналогичное миролюбие велосипедисты к требованиям гаишников обезопасить себя во время движения, а пешеходы – к любителям двухколесного транспорта, ограниченным в возможностях на улицах родного города, да и только ли здесь…
А уж автомобилистам и подавно стоит быть начеку при появлении на дороге велосипедиста. Иначе не миновать беды, как это случилось в середине лета в деревне Вороны, что под Витебском. Там третьеклассник внезапно выскочил на шоссе, причем на встречку, и водитель «Жигулей» не смог принять меры для предотвращения столкновения. Мальчик получил перелом руки – довольно легко поплатился за свою невольную шалость. В том же Витебском районе в апреле велосипедист попал под колеса трактора в агрогородке Ольгово, правда, в темное время суток.
Стоит ли перечислять все факты ДТП с участием велосипедистов? Сколько примеров приведут в любой области! Хочется сказать другое: не устраивает инфраструктура, мучают обиды на других участников движения – лучше отставить двухколесного друга в сторонку и передвигаться тем транспортом, который для вас более комфортен и безопасен, чем сетовать на власти и людей, чаще всего не виновных в ваших собственной невнимательности или не в меру разросшемся эгоцентризме.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»