Значит, и в нашей работе тоже
Как мы уже сообщали, 28 июля 15-летний юбилей отпразднуют коллективы всех подразделений республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр». Но праздник праздником, а повседневные задачи еще никто не отменял. А их немало. Именно об этом и шел разговор с начальником филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Эдуардом ПОПКОВЫМ.
– Забот хватает, – говорит Эдуард Александрович. – Помимо наших основных функций, таких как проведение государственного технического осмотра транспортных средств, выдача разрешений на допуск их к участию в дорожном движении, выдача международных сертификатов технического осмотра и сертификатов ЕКМТ, сертификация и инспекционный контроль автоучебных организаций, это еще и постоянная работа с гражданами, транспортными организациями и многое другое. Хотелось бы отметить, что для их выполнения коллектив у нас подобрался опытный, квалифицированный. Так что нареканий на нашу работу возникает немного. И в основном от недобросовестных автовладельцев. Могу заявить об этом совершенно ответственно. Я пришел в систему «Белтехосмотра» в 2005 году инженером по техническому осмотру транспортных средств на гомельскую передвижную диагностическую станцию № 71. Так что пришлось изучать все с азов.
– Насколько я знаю, за годы работы ваш коллектив вырос не только количественно, но и качественно…
– Совершенно верно. На момент создания в области отдела организации государственного технического осмотра в феврале 2006 года здесь работало всего 16 человек. Сейчас в штате – 33 инженера по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, 8 инженеров по ТО ТС и 4 специалиста. Уровень образования также надлежащий – не ниже среднего технического. А у начальников станций, естественно, высшее. При этом коллектив достаточно молодой, средний возраст работников – порядка 35-40 лет.
– Хорошо, когда в коллективе много молодых. Но ведь их учить надо.
– С этим проблем нет. У молодежи есть достойные наставники – люди, работающие с момента организации отдела. Это Сергей Баранов, Виталий Гаврик, Александр Никитенко, Геннадий Жуковский, Валентин Тарасенко и Андрей Шарлов. Они всегда и помогут, и подскажут.
Кроме того, наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию как в профессиональном плане, так и по иным аспектам деятельности. Возьмем, к примеру, очень актуальные на данный момент вопросы борьбы с коррупцией. Наше законодательство с полным правом можно назвать одним из самых жестких. И это, наверное, правильно – жить надо честно. Всегда и во всем. Ну кому станет легче от появления на дороге неисправного авто, хозяин которого оставил на диагностической станции энную сумму за непройденный техосмотр? Самому водителю, который в любой момент может въехать в первый попавшийся столб? Или пешеходам, невзначай попавшимся у него на пути? А может, коллегам-автомобилистам, пытающимся увернуться от неуправляемого транспорта?
Проводятся занятия с участием представителей правоохранительных органов. Что делать, когда тебе пытаются вручить взятку? Даже после твоего решительного отказа от подобного рода «вознаграждения»? Было в практике и такое, когда деньги просто швыряли диагностам не совсем добросовестные автолюбители. Да, паршивую овцу можно встретить и в самом элитном стаде. Выводы же руководством филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области из этого делаются самые что ни на есть серьезные. Наряду с доверием в повестке дня стоит и жесточайший контроль. Да и сами кадры на местах вряд ли захотят распрощаться не только с карьерой, но и со свободой из-за такой вот призрачной сиюминутной выгоды.
– Растет коллектив, увеличивается количество диагностических станций. Явление закономерное, не правда ли?
– В 2006 году у нас было 26 диагностических станций, из них три – мобильные. В настоящее время в области функционирует сеть уже из 33 ДС, из которых 30 – стационарные, три – мобильные. Причем, как говорится, на любой вкус: 17 (56%) от общего количества действуют в системе Министерства транспорта и коммуникаций, 11 (36%) – частной формы собственности, по одной принадлежит Министерству торговли (Рогачевское райпо), Министерству архитектуры и строительства (КЖУП «Светочь»), ПО «Белоруснефть» и две ДС – Министерству промышленности (БМЗ).
Более того, в 15 из 21 района Гомельской области услуга по гостехосмотру предоставляется на постоянной основе. В шести районах – Октябрьском, Петриковском, Кормянском, Чечерском, Брагинском и Лоевском – пока нет стационарных диагностических станций и обслуживаются автомобилисты мобильными, которые принадлежат УП «Белтехосмотр». Этого вполне хватает. Хотя в планах – создание своей ДС в Гомеле, ведь в остальных областных центрах они уже существуют. Так что очень надеюсь, что и у нас мечты станут реальностью.
Вся процедура проходит быстро, качественно и без очередей, несмотря на то что работы хватает всем. Ведь только в минувшем году в Гомельской области зарегистрировано 563 715 единиц транспортных средств, из них физическим лицам принадлежит 491 953, юридическим – 71 762.
За I полугодие 2018-го инженерами гомельского филиала выдано 84 088 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, 1037 международных сертификатов технического осмотра, 392 сертификата Европейской конфедерации министров транспорта, выдано или продлено 641 свидетельство на перевозку определенных опасных грузов.
– Станций много, но ведь есть и лучшие?
– Конечно. К примеру, ДС № 92 ООО «Автоцентр на Лазурной». Станция эта по-своему уникальна. И дело не в том, что здесь установлено новейшее технологическое оборудование от ведущих производителей – такое, как пока единственный в стране тормозной стенд Sherpa BPS-TWIN 13.0 или газоанализатор МАНА. И даже не в том, что высококвалифицированный персонал прошел отбор по жесточайшим стандартам УП «Белтехосмотр». Просто это единственная станция подобного рода, построенная, как говорится, с нуля. Ведь все, что открывалось ранее, было либо взято в аренду, либо восстановлено в ходе реставрации.
Также в числе лучших можно назвать диагностическую станцию № 37 филиала «Автобусный парк № 1» ОАО «Гомельоблавтотранс».
– То есть возможность пройти государственный технический осмотр есть у каждого. Тем не менее, как показывают многочисленные рейды, в которые мы выезжали, в том числе и с вашими специалистами, не все эту возможность используют. К чему приводит такая беспечность, пояснять никому не надо. Тем более если один из водителей, встреченный нами, так и сказал: «Пожалуйста, выпишите штраф и все, что там еще можно. Я уже сам боюсь ездить на этом хламе. А меня заставляют!». А другой назвал номер еще одной машины своего предприятия, которая вскоре должна была проехать мимо нас. Тоже без государственного технического осмотра. Как так?
– Увы, но так бывает. И в первую очередь касается предприятий агропромышленного комплекса. Это вопрос финансов. Специалисты предполагают, что уменьшение спроса на услугу проведения гостехосмотра в области в этом году связано главным образом с увеличением ее стоимости за счет роста величины госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также со снятием льгот по оплате госпошлины с ряда категорий граждан. Статистические же данные свидетельствуют, что отмечается тенденция снижения количества выданных разрешений по отношению к зарегистрированному транспорту в ГАИ.
К большому сожалению, многие считают прохождение гостех-осмотра мелочью. При этом если, не дай бог, случается дорожно-транспортное происшествие, сразу возникает вопрос: как и когда транспортное средство проходило гостехосмотр.
К нашему разговору присоединился заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Анатолий Дробов, имеющий большой опыт работы в Госавтоинспекции.
– Мелочей на дороге не бывает. В моей практике был такой случай. В сумерках инспектор ГАИ остановил на дороге лесовоз, у которого не горели задние габариты, и отправил его обратно на базу, так как передвижение массивного автомобиля представляло реальную опасность. Водитель же, хмыкнув, что это всего лишь какая-то лампочка, решил схитрить. Сделав вид, что возвращается, он окольными путями объехал инспектора и продолжил движение. А за большой машиной двигалась легковушка с рабочими. Ей-то, по мнению безответственного «рулевого», и предстояло подстраховывать сзади. Но получилось так, что у нее возникли проблемы с двигателем и она отстала. Тем временем ее обогнал водитель попутной машины и на всей скорости врезался в зад никак не обозначенному в темноте лесовозу. Результат – двое погибших. И все из-за «какой-то лампочки».
– Еще одна проблема наших дорог, помимо неисправного транспорта, – неквалифицированные водители. А значит, не совсем хороший уровень подготовки кадров в автошколах. Буквально накануне нашего разговора 18-летний парень за рулем легковушки сбил велосипедиста на пешеходном переходе в Гомеле…
– В области 67 учебных организаций готовят водителей различных категорий. И уровень подготовки у всех разный. Это зависит от цели, которую ставят перед собой руководители авто-школ. Если это долгосрочная программа, рассчитанная именно на обучение и расширение материальной базы, то результат соответствующий. Как пример могу привести автошколы ДОСААФ. Там есть все: отличная материальная база, квалифицированные преподаватели, четкое и неукоснительное соблюдение учебного плана и проведение практических занятий. Отсюда и результат. Лишь немногие их выпускники отправляются на пересдачу.
– Спасибо, Эдуард Александрович!
– Спасибо и вашей газете за то внимание, которое вы уделяете безопасности на дорогах. Ведь, по сути, ничего сверхъестественного для этого делать не надо. Просто соблюдать все те требования, которые предусмотрены нормативными документами, а также графики проведения технического обслуживания автомобилей. В каждом парке, в каждом гараже, на каждом рабочем месте…
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»