На заседании Совета безопасности, состоявшемся в конце февраля, Александр Лукашенко затронул тему ужесточения ответственности при подготовке водителей: «Мы слишком вольно относимся к выдаче разрешительных документов на управление автотранспортом».
Прошло три месяца, и мы решили узнать степень вольности у заместителя начальника Межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГАИ ГУВД Мингорисполкома Владимира Филипповича СВИРИДОВИЧА.
Интервью
– Конечно, интересует статистика. Скажите, пожалуйста, сколько молодых водителей вливается в ряды участников дорожного движения ежеквартально?
– МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома в первом квартале было выдано 15 428 удостоверений, или на 1288 больше (+9,1%), чем за аналогичный период прошлого года – 14 140. Однако это количество возросло не за счет «новобранцев»: их было 3842, что на 236 человек, или на 5,8%, меньше в сравнении с первым кварталом прошлого года. Увеличение произошло благодаря другим категориям: гражданам, получившим 11 124 водительских удостоверения в порядке обмена, а это больше, чем за аналогичный период 2017 года (10 062), на 1062 удостоверения и составляет прирост 10,6 %, а также обладателям 462 временных талонов, коих стало на 24 человека, или 5,5% больше, чем в первом квартале прошлого года (438).
– Существуют ли другие количественные показатели, которые бы могли качественно охарактеризовать «дипломированных» шоферов?
– Снижение количества вновь выданных удостоверений не связано с ухудшением
обучения в автошколах или экзаменационной инквизицией. Дело в том, что практически в той же мере (5,5%) в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось число кандидатов в водители – с 5140 до 4855.
МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома за январь–март проведено всего 23 953 экзамена. По сравнению с 2017 годом (24 457) этот показатель тоже сократился (на 504 единицы), однако его изменение (-2,1%) в разы меньше уровня снижения претендентов на водительские права. Пусть это еще не звоночек, но при дальнейшем развитии может стать предпосылкой для возникновения проблемы. Потому что сопоставление этих показателей говорит либо о недостаточной подготовке курсантов, либо о падении их мотивации, поскольку в среднем каждый будущий водитель для достижения своей цели сдал большее число экзаменов, чем раньше.
– Как молодые водители влияют на ситуацию на дороге?
– Тут трудно предугадать. Разные люди, разные меры ответственности, темпераменты, воспитание, реакция, обстоятельства…
Ну вот что есть: не успеют права получить, как понеслись! А знают же, с какой скоростью можно ехать. Есть и их противоположность – дисциплинированные, аккуратные водители. Те и другие «выпускаются» на дорогу постепенно и в равных пропорциях, поэтому на дорожную ситуацию значительного влияния не имеют.
– Каков процент нарушителей среди водителей со стажем до года?
– Сравнивая все те же периоды 2017-го и 2018-го, к сожалению, следует отметить, что состояние транспортной дисциплины складывается не в пользу нынешнего. Так, по водителям со стажем до одного года из всех оценочных показателей учетных ДТП нет самого страшного – гибели людей. Но общее количество ДТП и раненных в них людей возросло на 200%, а по вине тех, кто машиной управляет первый год, – на 100%.
– Как оцениваете динамику качества подготовки водителей за последние пять, десять лет? Какой уровень сдачи водительских экзаменов с первого раза по городу Минску?
– Качество подготовки водителей транспортных средств принято оценивать показателем неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки. Или, проще говоря, несдачи. А это означает: чем выше доля несдавших, тем показатель хуже. За первый квартал данный показатель составил 76,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (78,7%) это совсем незначительное его снижение – всего 2,3 процентного пункта, но все-таки прогресс.
Последние пять лет размер показателя неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки мало меняется, находится примерно в одном ряду и достиг своего максимума (79,4%) в 2015–2016 годах. Понимаете: экзамен с первого раза из пяти человек сдает только один! А речь идет об усредненном общегородском показателе несдачи по всем видам экзаменов. Здесь и теория, и практическая часть. В нем – успехи и поражения 65 автошкол столицы.
Если пятилетняя динамика уровня неудачных попыток сесть самостоятельно за руль автомобиля непоказательна, то на десятилетнем отрезке времени очевиден регресс. Там минимум показателя достигал 52,2% в 2011 году, то есть каждый второй справлялся с заданием с первого раза. И это мы еще не берем более давние, например, советские времена.
– Сложнее кандидатам в водители дается теория или практика? Какой вид экзамена они чаще заваливают?
– Экзамены проводятся последовательно: вначале – теоретический, затем практический. Без сдачи теории к вождению допускать нельзя.
Лучше, безусловно, сдают теоретическую часть. Но если сравнить с тем, как сдавался этот экзамен каких-то пять лет назад, то результаты тогда были выше, чем сейчас. Почему у нынешних экзаменуемых немного снизилась планка, мы знаем: экзаменационные билеты формирует ГАИ республики и периодически меняет в них вопросы. И это правильно. Раньше экзаменационная программа была во всех организациях, и они знали ее, как «Отче наш». Но и сейчас некоторые осваивают программу так, что могут, не читая условия задач, глядя только на картинку, давать правильные ответы.
Однако совсем другая ситуация, когда эти понятные, изученные вдоль и поперек Правила дорожного движения надо применить в реальной дорожной обстановке. Возникает много спорных вопросов, пытаются свалить вину на инструктора, говорить о предвзятом отношении специалиста по сдаче экзаменов. А практический экзамен мы обязаны принимать с видеофиксацией. В случае же апелляции, как правило, выясняется, что наш специалист был еще слишком снисходителен и некоторых ошибок не засчитал.
Нынешние времена – просто прелесть. Иногда удивляюсь, как мы раньше работали без компьютеров, видеорегистраторов… Сейчас все зафиксировали, запомнили, скопировали и сохранили. Лучшей доказательной базы и не придумаешь.
Практический экзамен, в свою очередь, проходит в два этапа: сначала – автодром, затем – испытательный маршрут в условиях реального дорожного движения, или, другими словами, город. На автодроме – всего-то четыре элемента, а они часто не отработаны и вызывают у экзаменуемых не нужное при проверке знаний и умений волнение.
При этом тест на площадке – пустяк по сравнению с городом. Обучающим организациям наши маршруты известны, на них курсанты зачастую отрабатывают вождение. А какой результат они покажут, если их отвезти в другое, незнакомое, не объезженное ими ранее место?
– Как Вы считаете, имеет ли смысл отдать процесс теоретической подготовки на самостоятельную проработку курсантам?
– По большому счету нам все равно, лишь бы уровень знаний при этом не страдал и претенденты на права с достоинством выдерживали испытания. Есть такой опыт за рубежом, причем вполне успешный. И дисциплина на дорогах не хуже нашей.
К сожалению, не все автошколы работают достаточно ответственно. Некоторых интересует больше финансовая часть: смотрят, как взять, а не дать. Пытаемся иногда найти таких «деятелей» по особо неудовлетворительным результатам тестов их воспитанников, а такой организации уже и след простыл.
С другой стороны, роль наставничества исключать было бы неправильно. Просто заучить теорию многим под силу, а вот донести до глубины, разобрать на доступных примерах самостоятельно способен не каждый. Сам я до сих пор помню Правила дорожного движения в том виде, в каком мне их еще мой преподаватель дал.
– Какие автошколы наиболее сильные и наиболее слабые при подготовке курсантов?
– Как я уже говорил, главным качественным оценочным параметром для нас является показатель неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки. Этот параметр из года в год нестабилен, зависит во многом от распределения по автошколам курсантов с разной степенью ответственности, способности их к учебе, других факторов. Поэтому качество деятельности одних организаций становится лучше, других – хуже. Более того, оно колеблется и внутри одного года по каждой школе: при трехмесячном обучении набор на курсы вождения производится четырежды.
По итогам первого квартала из 65 организаций Минска, которые представили своих курсантов на автовождение, я выделю несколько, сработавших как в плюс, так и в минус по разным видам проверок.
Самый низкий процент несдачи Правил дорожного движения, а значит, речь идет о лучших в этом направлении, показали ООО «Автоцентр «Атлант-М» (12,4%), ООО «Автодело плюс» (14,3%), ОДО «Автострим» (14,5%), ЧУП «АС «Интеллект» (15,8%).
Худшие результаты по знанию теории были у ООО «Авторитет-ВМ» (75%), ГУЦ «ЦПКРР и С «Белдорстрой» (58,8%), ООО «Авто-штурман» (52,2%), ООО «Трансавтосервис» (48,3%). Средний по городу показатель неудовлетворительной сдачи теоретических экзаменов составил 31,6%.
Процент несдачи с первого раза вождения – суммарный, он учитывает и площадку, и город. В этой дисциплине лидерами стали: ООО «Автоперекресток» (0% – оказывается, все-таки можно!), БНТУ ВТФ (40%), ОДО «Вираж-плюс» (45,3%), ОДО «Жокей» (47%).
Аутсайдеры – ООО «Авторитет-ВМ» и ЧУП «Санни Соул» (100%(!), ООО «Азбука вождения» (94,4%), ООО «Трансавтосервис», где неплохо сдавали теорию (93,3%), ООО «Твое движение» (92,5%). Спрашивается, действительно ли эти люди отработали в автошколе 50 академических часов отведенного программой учебного времени? В итоге четыре из пяти будущих водителей Минска пересдают хоть какой-то из экзаменов, причем большинство из них – по несколько раз.
– В республике снова усиливается борьба с коррупцией. Бытует мнение, что права можно купить. Насколько это соответствует действительности?
– Как я уже говорил раньше, деятельность специалистов нашего отдела совершенно прозрачна благодаря видеорегистраторам и другим гаджетам, все компьютеризировано. Вся эта аппаратура для нас не только подспорье в работе, но и доказательная база.
Иногда нас обвиняют, что мы заваливаем на экзаменах. Да и как говорить о предвзятом отношении при столь огромном потоке незнакомых людей? Если бы даже была такая возможность, то смысла для нас в этом нет никакого: от увеличения числа пересдач возрастает лишь объем работы, но не оплата за нее. Выгодно это может быть автошколам, не дорожащим своей репутацией, потому что их бывший слушатель снова вернется к ним на доучивание, принесет дополнительный доход.
Пользуясь случаем, хочу предупредить об участившихся случаях спекуляции нашей работой. Под видом оказания помощи по сдаче экзаменов мошенники завладевают денежными средствами доверчивых граждан и после неудачи, в лучшем случае извиняясь, возвращают их, но чаще просто исчезают вместе с наживой.
– Кроме выдачи главных водительских документов, проводит ли МЭО ГАИ ГУВД другую работу по влиянию на «погоду» на белорусских дорогах?
– Совместно с сотрудниками отдела агитации и пропаганды ГАИ торжественно вручены водительские удостоверения молодым водителям 26 января, 23 февраля и 30 марта. Им был продемонстрирован документальный фильм профилактического характера, разъяснено законодательство, действующее в сфере дорожного движения.
Сведения о результатах сдачи экзаменов и уровне аварийности среди выпускников автошкол направляются в УП «Белтехосмотр», РУП «БелГИМ», УГАИ МОБ МВД Республики Беларусь. Эти же данные регулярно размещаются на информационных стендах экзаменационной комиссии и табло. Опубликована статья в газете «На страже», подготовлен сюжет на телевидении в программе «Доброе утро». Мы – за сотрудничество со СМИ. Считаем, что оно положительно влияет на образовательный процесс, доверенный нам. Поэтому приглашаем поприсутствовать на экзаменах…
ПДД-тест
В МЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома имеются два класса для приема теоретического экзамена. Владимир Филиппович ведет меня в один из них. Ничто здесь не отвлекает от сосредоточенной работы тестируемого: в помещении – чистый воздух, спокойный дизайн, аквариум, приглушенное освещение, условно изолированные места.
Проверить свои знания пришло семь человек – явились не все согласно предварительной записи. Места у компьютеров им назначаются пространственно свободно. Кроме проверяемых, в зале находятся два члена приемной комиссии – законодательно разрешенный минимум.
Из трех рекомендованных форм приема теоретических экзаменов здесь применяется одна, зато самая современная и полностью исключающая влияние человеческого фактора: по билетам с использованием автоматизированных систем. Билет содержит 10 заданий, на подготовку которых дается 15 минут. Ответить надо на все вопросы без исключения, ошибка допускается лишь одна. Кто справился – молодец! В противном случае повторить попытку можно только через неделю. А потом еще повторить.
Положительная отметка «Сдан» действительна всего в течение шести месяцев. В этот срок кандидат в водители автомобиля должен уложиться, проходя практические испытания.
Высший пилотаж
Практическая часть экзамена на получение водительских прав проводится последовательно в два этапа у теоретически подкованного кандидата. Первый этап – автодром (закрытая площадка). Здесь достаточно одного члена комиссии. Меня принимает под свое крыло инструктор по приему экзаменов Игорь ЯКУБИЦКИЙ. Мы с ним садимся в автомобиль Фрунзенской РОС ДОСААФ. Сегодня трое выпускников этой автошколы – женщина, молодой человек и девушка – будут впервые демонстрировать свои умения и навыки в управлении механическим транспортным средством.
Первый этап практического теста включает в себя всего четыре элемента, для простоты называемые тут «эстакада», «гараж», «диагональная парковка» и «дворик». Для зачета достаточно проверки любых двух упражнений. В этот день председателем экзаменационной комиссии принято решение проводить испытания по подъему транспортного средства на эстакаду и заезду задним ходом с поворотом в бокс, расположенный перпендикулярно направлению движения.
На выполнение каждого элемента выделяется по три минуты, использовать можно не более двух попыток. Не прошедшему испытание разрешается вернуться на автодром трижды с шагом в неделю, дальнейшие попытки – через месяц. При этом следует помнить, что все старания будут напрасны, если не успеть перейти ко второму этапу практического экзамена в отпущенный зачетный квартал после удачной проверки знаний Правил дорожного движения.
В результате женщина наехала на отбойник, самостоятельно вырулить не смогла, потребовалось вмешательство экзаменатора. А это – грубейшее нарушение, ей предстоит пересдача через неделю. Молодежь чувствовала себя за рулем гораздо увереннее, особенно хрупкая девушка, поэтому оба с честью выполнили поставленные перед ними МЭО ГАИ задачи.
Оксана ГУЧЕК, «ТБ»