Помнить и соблюдать

Могилевское отделение Белорусской железной дороги

Помнить и соблюдать

Второе место в смотре-конкурсе «Лучшее информационное обеспечение охраны труда», итоги которого в декабре прошлого года подвели в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, стало приятной неожиданностью для Могилевского отделения Белорусской железной дороги. Но не случайностью – на предприятии ведется серьезная работа в данном направлении.

Об этом корреспонденту газеты «Транспортная безопасность» Марии ЛАСТОЧКИНОЙ рассказал ведущий инженер отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности Могилевского отделения БЖД Артем БАЙКОВ.

– Артем Геннадьевич, каким образом в отделении проводится работа по информационному обеспечению охраны труда?

– Ни для кого не секрет, что сегодня информационное обеспечение охраны труда в организациях становится как никогда актуальным с позиций повышения культуры производства, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения трудовой дисциплины.

Целью информационного обеспечения охраны труда является побуждение работников к выполнению требований ОТ, что в конечном счете приводит к созданию безопасных условий труда на рабочих местах, снижению уровня профессиональной заболеваемости, исключению несчастных случаев на производстве.

Методы информационного обеспечения охраны труда разнообразны, но цель одна – воспитать у работников осознанную необходимость выполнения требований безопасного проведения работ. Это достигается всеми формами обучения и инструктажа, разбором несчастных случаев, проведением лекций, бесед, размещением наглядной агитации, посещением выставок, организацией экскурсий, обменом опытом, участием в соревнованиях, просмотром видеофильмов, обязательным поощрением работников, не допускающих нарушений требований безопасности, постоянным и жестким контролем за выполнением требований инструкций по охране труда, обеспечением необходимыми защитными приспособлениями и устройствами безопасности, СИЗ, эффективной эксплуатацией средств коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, привлечением психологов, проведением анкетирования по вопросам охраны труда и т. д.

Для постоянного осуществления мероприятий по информационному обеспечению охраны труда в отделении организовано 28 кабинетов по ОТ, оснащенных техническими средствами обучения, регулярно обновляемой наглядной агитацией, макетами, необходимой справочной, методической и периодической литературой. Работа кабинетов, а также наличие уголков по охране труда является важным фактором пропаганды.

Координацию и организацию работ по информационному обеспечению охраны труда на отделении осуществляет отдел охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также непосредственные руководители обособленных структурных подразделений (филиалов) отделения, на которых возложены соответствующие обязанности.

– Расскажите подробнее о работе вашего отдела.

– Отдел охраны труда, промышленной и экологической безопасности является структурным подразделением РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» и подчинен непосредственно главному инженеру.

Отдел осуществляет мониторинг функционирования систем управления охраной труда в организациях, контроль и внутренний аудит соблюдения законодательства об охране труда; проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма, промышленной и экологической безопасности; организует и контролирует осуществление безопасной эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных механизмов в соответствии с компетенцией.

Кроме того, исполняет организационно-методическое руководство, координацию и осуществление контроля деятельности в 23 обособленных структурных подразделениях (филиалах), в которых трудится 32 инженера по ОТ.

Одними из основных задач как отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности, так и специалистов по охране труда обособленных структурных подразделений (филиалов) отделения являются информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами (приказами, распоряжениями, правилами, нормами, инструкциями по охране труда и др.), наглядными и учебными пособиями по охране труда, пропаганда и распространение передового опыта в области охраны труда на предприятиях, включая организацию выступлений, выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний и других мероприятий.

– Каковы показатели состояния условий охраны труда на Могилевском отделении Белорусской железной дороги?

– За прошедший год было допущено три несчастных случая на производстве, причем один из них – с тяжелым исходом. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2016-м. Однако в прошлом году основной причиной несчастных случаев явилось нарушение потерпевшими требований инструкции по охране труда. По прошествии времени все пострадавшие работники приступили к выполнению своих трудовых обязанностей.

В обособленных структурных подразделениях (филиалах), где были допущены случаи производственного травматизма, а также в отделении были проведены расследования и разработаны мероприятия по устранению причин несчастных случаев.

Постоянно проводится работа по созданию безопасных и здоровых условий труда для работников. Стоит отметить, что значительная часть из них исполняет свои трудовые обязанности в зоне повышенной опасности или находится под воздействием вредных (опасных) факторов. А это 40% из почти 5,5 тыс. рабочих мест, имеющихся на предприятии. В 2017 году на отделении выполнен ряд организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, что позволило привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов 12 рабочих мест и вывести из вредных или опасных условий 31 работника.

Важная роль отводилась также обучению, переподготовке и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда. За 2017 год квалификацию повысили почти 200 человек.

– Какие мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда, проводились в прошедшем году?

– В первую очередь необходимо отметить, что все мероприятия по улучшению условий и охраны труда, запланированные на 2017 год, выполнены. Часть из них касалась технического переоснащения и модернизации производства. Так, на территории станции Гродзянка в местах производства работ по погрузке лесоматериалов в ночное время оборудовано освещение. На станции Могилев-2 выполнены работы по капитальному ремонту здания пункта текущего ремонта вагонов Могилевского вагонного депо. Для этого же предприятия приобретено две компрессорные установки с оборудованием АСУ с целью исключения использования дежурного персонала. Проведен текущий ремонт служебно-бытовых помещений для работников Бобруйской дистанции пути на станции Березина, а также другие мероприятия.

Кроме того, в 2017 году во всех обособленных подразделениях (филиалах) созданы условия для организации горячего питания. Этот вопрос был решен либо за счет работы объектов общественного питания, либо оборудования помещений (уголков) для приема пищи.

Во всех филиалах отделения организован периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда на рабочих местах, который отражается в соответствующих журналах. На основании Положения о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда за 2017 год комиссией отделения проведено 12 дней охраны труда.

Отделом охраны труда, промышленной и экологической безопасности, руководителями и специалистами обособленных структурных подразделений (филиалов) по результатам осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда выдано 173 предписания, привлечено к дисциплинарной ответственности 10 работников, изъято 83 талона-предупреждения, 196 работников лишены премиальных доплат, 54 направлены на внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда.

Безусловно, одними наказаниями положительного результата добиться невозможно. В организациях должна применяться система морального и материального поощрения работников за безопасный труд. В любом случае каждому человеку следует помнить, что о своей безопасности в первую очередь он должен позаботиться сам. Только так можно свести к минимуму количество травм на производстве.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий