С нового года – по-новому

Начало 2018-го было ознаменовано знаковым в таможенной сфере событием – 1 января вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

А в последние дни декабря в Могилеве состоялась посвященная этому событию пресс-конференция. В ней приняли участие первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Орловский, представители ГТК и таможен республики и средств массовой информации, в числе которых – собственный корреспондент «ТБ» Мария ЛАСТОЧКИНА.

Во вступительном слове Владимир Орловский отметил, что подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран – участниц интеграционного объединения.

– Работа над проектом была достаточно напряженной. Проведено два этапа внутригосударственного согласования, в ходе которого сторонами было внесено более двух тысяч поправок. Все эти вопросы отработаны, а наиболее сложные из них рассматривались в процессе заседаний Совета ЕЭК и Евразийского межправительственного совета, – подчеркнул Владимир Николаевич.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балтийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Структура кодекса состоит из 9 разделов, 61 главы, 465 статей и двух приложений.

Владимир Орловский также подчеркнул, что ТК ЕАЭС является стратегически важным документом, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала Евразийского экономического союза.

Таможенное декларирование и выпуск товара

В условиях новой цифровой экономики одним из ключевых элементов кодекса стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях.

– Подача таможенному органу декларации о товарах на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, – заверил Владимир Орловский. Он также обратил внимание на то, что наработанный опыт в таможенной сфере и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют необходимость замещения участия таможенника специальными программами и средствами. В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и проведения автоматически некоторых форм таможенного контроля без участия сотрудников таможни.

По инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Максимальное время ожидания – 4 часа. Это, несомненно, будет способствовать скорейшему продвижению товарных потоков.

Расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров, то есть до въезда на территорию страны.

– Декларант получил возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товара, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления, то есть в период следования груза от границы до пункта назначения. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант может использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита, – объяснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-либо сведения о них. Для удобства декларантов реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, то есть с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Владимир Орловский также рассказал о расширении применения механизмов выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. В этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки.

Также до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае выявления нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточное заполнение граф таможенной декларации, предусмотрена лишь ее корректировка без отказа.

Таможенный контроль

– При проведении таможенного контроля таможенные органы будут исходить из принципа выборочности, а также использования системы управления рисками, – отметил Владимир Николаевич. В ТК ЕАЭС сокращено количество форм таможенного контроля с 12 до 7. В нем также заложены нормы, направленные на дальнейшее развитие системы посттаможенного контроля, позволяющие минимизировать контроль на этапе оформления, а отдельные сведения проверять в дальнейшем.

Таможенные процедуры

В новом кодексе даются единые описания всех таможенных процедур, единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также совершение, приостановление и прекращение их действия. Все это создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей

Таможенный транзит

– Более 70% партий товаров ввозятся в нашу страну с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита, – отметил Владимир Орловский.

В числе нововведений – возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа. Он может использоваться при уведомлении о прибытии товаров, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии, подчеркнул заместитель председателя ГТК:

– Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, то перевозчик может их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления информации. Это особенно важно, если товар следует в выходные либо в ночное время.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена и такая новация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. То есть если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, декларантом может являться одно лицо, которое один раз задекларировало этот товар.

Со вступлением в силу кодекса в национальном законодательстве закреплена возможность применения бестранзитной технологии. Теперь в отдельных случаях товар можно будет перемещать по территории страны без помещения под процедуру транзита.

Документом закреплены и отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. После унифицирования таможенного и транспортного законодательств применение этой нормы позволит сократить количество пустых ходок и в полной мере использовать транспортное средство при перемещении по территории союза.

Свободная таможенная зона

Владимир Орловский также обратил внимание на существенно переработанные положения о процедуре свободной таможенной зоны, вопросам оптимизации которой в кодексе уделено очень большое внимание. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. Например, если сейчас не все операции можно провести в СЭЗ, то теперь не нужно закрывать процедуру транзита и уплачивать платежи.

Не менее существенное новшество кодекса – возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются при строительстве зданий территорий СЭЗ или ремонте оборудования.

– В Таможенном кодексе закреплены нормы, согласно которым СЭЗ могут на отдельных участках в отдельных регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых свободных экономических зон. Предполагается, что новый кодекс даст толчок к образованию таких зон и использованию их преимуществ.

Кроме того, документом предусмотрена возможность создания в государствах – членах союза еще одного вида СЭЗ с особым правовым статусом, так называемых территориальных. Это будут зоны с наибольшим количеством упрощений, но их количество зафиксировано прямо в Таможенном кодексе. Так, для Республики Беларусь определены две территориальные СЭЗ, для Российской Федерации – три, для Кыргызстана, Казахстана, Армении – по одной.

Владимир Орловский рассказал, что одной из двух территориальных СЭЗ с максимальными упрощениями определена территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

Институт уполномоченного экономическогооператора

Принципиально новое развитие в кодексе получил институт уполномоченного экономического оператора. Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает 17 упрощений в зависимости от того вида, который выберет непосредственно субъект хозяйствования. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 323 УЭО, в России их – 150, в Казахстане, Кыргызстане – по три, в Армении – два.

Нововведения, предусматриваемые документом, улучшат статус уполномоченного экономического оператора. В их числе – первоочередное оформление товаров как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, доставка товаров с границ на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения в пункте таможенного оформления.

– Это серьезные упрощения, – подчеркнул Владимир Орловский. – В Беларуси около 40% импорта оформляется уполномоченными экономическими операторами. Мы изучали цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие. Это – около 250 грузовиков в сутки.

Кроме того, сегодня возможен уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе.

В дополнение к теме

Новый Таможенный кодекс внесет определенные изменения в работу магазинов беспошлинной торговли, или duty free.

– Товары в этих магазинах теперь могут реализовываться не только при выезде физлиц из страны, как действует сейчас, но и при въезде в ЕАЭС. Но есть небольшой нюанс: эта возможность прописана только в аэропортах и морских портах, – констатировал зампред ГТК.

Предполагается, что магазины duty free появятся в морских и аэропортах. Однако все зависит от желания соответствующих заинтересованных лиц. И еще один момент. В этих торговых объектах алкоголь и табак будут продаваться по установленным нормам беспошлинного ввоза.

Добавить комментарий