БЕЗ ШТАНГ, НО С ВЕТЕРКОМ

25 января 2017-го, объявленного Годом науки, в Гродно открыт первый в Беларуси маршрут троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Он будет связывать густонаселенные микрорайоны города – Вишневец и Девятовку. Протяженность маршрута – 25 километров, 11 из которых троллейбус будет проезжать, получая электроэнергию от контактной сети, а 14 – от накопителей, установленных в инновационном транспортном средстве.

В этот праздничный для УГП «Гродненское троллейбусное управление» и города день на площадке предприятия собралось много людей. Среди присутствовавших – представители городских и областных управленческих структур, белорусские, российские, украинские троллейбусники, представители компаний из Беларуси, России и Японии, ветераны предприятия и те, кто в настоящее время обеспечивает перевозку гродненцев и гостей города электротранспортом.

Под дружные аплодисменты троллейбусы, на которых светится номер нового маршрута, подъезжают к площадке.

– Гродно – город развивающийся. В его истории много примеров, когда он звучит под номером «один», – подчеркнул в своем выступлении председатель Гродненского городского исполнительного комитета Мечислав Гой. – Если говорить о недавних событиях, то именно в Гродно был открыт первый филиал Парка высоких технологий. Это первый областной центр, где начал работать безвизовый режим. И вот сейчас в Гродно реализуется пилотный для всей республики проект.

По словам Мечислава Брониславовича, за последние пять лет численность жителей города выросла почти на 30 тысяч. Ускоренными темпами строятся новые микрорайоны, и требуется обеспечить удобство передвижения. Троллейбусы с автономным ходом помогут решить данную задачу. Очень важно, что транспорт этот – экологический. Открывает перспективы и введение в эксплуатацию в скором будущем Белорусской атомной электростанции.

Проект реализован по инициативе Гродненского горисполкома и предприятия «Гродненское троллейбусное управление» совместно с ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Финансирование осуществляют Гродненский облисполком и ОАО «Промагролизинг».

– Мы сегодня присутствуем на историческом мероприятии. Это не просто выпуск в город одного троллейбуса с увеличенным автономным ходом. Начинает работать первый регулярный маршрут. И, безусловно, появляются дальнейшие перспективы развития городского электрического транспорта, – говорит генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король. – Мне, руководителю производства, очень приятно видеть поддержку инновационного вида транспорта руководством Гродненской области. Ведь это забота о людях и экологии. Очень большой интерес к этой теме наблюдается со стороны России и Украины…

Интервал движения между рейсами на новом маршруте составит 20–25 минут. На линию выйдут четыре троллейбуса, пятый останется в резерве. Автономный ход машинам обеспечивают накопители электрической энергии производства компании DriveElectro (НИИКЭУ), в которых используются аккумуляторы фирмы Toshiba. В автономном режиме троллейбусы с полной загрузкой могут двигаться не менее 15 км.

– Наша компания DriveElectro разработала систему автономного хода для данных троллейбусов. Мы начали создавать накопитель 5 лет назад, – рассказал генеральный директор ООО «Научно-исследовательский институт комбинированных энергоустановок» доктор технических наук, профессор Сергей Иванов. – Провели много испытаний. Поскольку троллейбус курсирует на маршруте 16 часов, он не должен останавливаться и ломаться. Срок службы накопителя, как и троллейбуса, – 15 лет. Он экономит затраты: не требуется установка дополнительных линий электропередач для подзарядки накопителей. Мы испытали в работе 13 машин в Туле. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах тоже планируется организовать маршруты троллейбусов с автономным ходом. И вот теперь первый областной центр в Беларуси открывает маршрут, по которому пассажиров повезут троллейбусы с автономным ходом. Это большой шаг вперед.

– В ноябре 1974 года, с открытием первого троллейбусного маршрута, Гродно приобрел статус крупного индустриального города с развитой передовой инфраструктурой пассажирского транспорта. Через 43 года мы опять присутствуем на значимом событии. Открываем новый, 20-й маршрут. Он отличается от предыдущих тем, что пассажиров повезут уже электробусы. Эти машины могут двигаться без постоянного подключения к контактной сети, – отметил директор УГП «Гродненское троллейбусное управление» Виктор Шарейко. – Появление таких троллейбусов в городе очень важно для коллектива, ведь это – наше будущее. Хотелось бы поблагодарить гродненские областной и городской исполнительные комитеты за идею, поддержку и выделенные финансовые средства. Спасибо коллективам и руководству компаний «Белкоммунмаш» и DriveElectro, которые создали эти машины. Огромное спасибо – коллективу Гродненского троллейбусного управления, потому что без вашего труда и уверенности в успехе проект не был бы реализован.

И вот наступает самый волнительный момент. Почетное право перерезать ленту предоставлено председателю Гродненского городского исполнительного комитета Мечиславу Гою, генеральному директору ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимиру Королю, генеральному директору ООО «Научно-исследовательский институт комбинированных электроустановок» доктору технических наук, профессору Сергею Иванову, директору УГП «Гродненское троллейбусное управление» Виктору Шарейко. Символическая ленточка разрезается под бурные аплодисменты. Всех гостей, работников предприятия и журналистов приглашают в первую поездку на троллейбусах с увеличенным автономным ходом.

В новой машине часть задней площадки, отсек сразу за дверями, занимает накопитель электроэнергии. Вес его – 700 кг. На определенных остановках во время посадки-высадки пассажиров водитель опускает или поднимает штанги троллейбуса. Это происходит посредством нажатия на кнопку, которая находится на панели приборов. Водителю уже не надо действовать по старинке: выходить и поправлять штанги. Они сами становятся на место благодаря специальным ловушкам. Поездка комфортная, без вибрации и шума.

– Смотрю и удивляюсь, – говорит находящийся на заслуженном отдыхе ветеран управления Леонид Шарупо. – Я 28 лет отработал на предприятии. Тогда, в восьмидесятые, никто и представить не мог, что такое возможно.

– Радостно, когда появляются новые технологии, – замечает водитель троллейбуса Евгений Майоров, неоднократный победитель республиканских конкурсов профессионального мастерства. – Надо, чтобы маршрут заработал, тогда такие новые троллейбусы и дальше будут поступать  на предприятие. Будет больше работы. Я остаюсь на своем маршруте, ведь тоже тружусь на очень хорошей машине. Но, думаю, мы все со временем пересядем на такие троллейбусы или электробусы.

В Гродно намерены и дальше развивать городской пассажирский электротранспорт.

– В мае планируем запустить в эксплуатацию шестиполосную дорогу, которая свяжет город с новым крупным микрорайоном жилой застройки – Ольшанка. Мы будем рассматривать вопрос о закупке таких машин для организации маршрута и в этот микрорайон, где уже сегодня проживает 26 тысяч жителей, – сказал председатель Гродненского городского исполнительного комитета Мечислав Гой.

После торжественного открытия нового маршрута и пробной поездки состоялся семинар, на котором в центре внимания оказались технические характеристики троллейбусов с автономным ходом, электробусов. Много вопросов было задано представителям «Белкоммунмаша», DriveElectro (НИИКЭУ), Toshiba.

Светлана СМОЛЕЙ, «ДТП»