Виртуозы руля

В прошедшую субботу, 24 сентября, на площадке диспетчерской станции «Подкастельцы» филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» прошли открытые областные соревнования по профессиональному мастерству водителей грузовиков и автобусов. Участие в состязаниях приняли команды, представляющие предприятия Витебской области.

Новополоцк уже третий год подряд являлся местом проведения подобного конкурса.

Дорога

В Новополоцк я добирался вместе с командой филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска». Как только микроавтобус вырулил за пределы парка, ребята начали внимательно следить за дорожной обстановкой. Они обращали внимание на знаки, разметку, размещение других транспортных средств на перекрестках и тестировали друг друга в знании ПДД. И, естественно, в глубине души рассчитывали на победу.

— Мы на соревнования в этот раз выставили очень молодую команду. Но это не значит, что шансов у нас нет. Как раз наоборот. Парни любят свою работу, неравнодушны к автомобилям, их увлекает соревновательный дух. Уверена, без наград мы не останемся, – убеждена заместитель директора по идеологической работе, кадрам, быту и БД филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» Алеся Косарева.

Планы мог изрядно подпортить только нудный дождь, который без устали лил всю дорогу.

И дождь прекратился!

В тот день диспетчерская станция «Подкастельцы» в Новополоцке выглядела необычно. Площадка, которая всегда заполнена автобусами, была пустой, чистой и огорожена металлическими ограждениями – безопасность превыше всего.

Команды области, которые традиционно возглавляли директора предприятий, лично встречал генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Василий Дятлов.

В «Витебскоблавтотрансе» всегда ответственно подходят к проведению подобных мероприятий. Профессионалами не рождаются, ими становятся. В коллективах, где водители работают. Может, и по этой причине каждому из руководителей автопредприятий хочется, чтобы именно его водитель поднялся на пьедестал почета.

Вся необходимая инфраструктура для проведения соревнований в «Подкастельцах» тоже имелась. Это и оснащенное компьютерами помещение для приема экзаменов по ПДД, и качественная асфальтированная транспортная площадка для проведения автоконкурса, которую даже не пришлось специально ремонтировать. К тому же все это расположено в самом городе, а значит, нет проблем с тем, чтобы поболеть за своих могли друзья и коллеги. И они были, приходили семьями. А это уже не просто конкурс, а мероприятие по популяризации профессии водителя.

Кроме того, организаторы сделали все, чтобы участники соревнований не отвлекались на какие-то мелочи и смогли полностью проявить себя на трассе. Были организованы места для стоянки транспорта гостей, работали туалеты, результаты заездов сразу выводились на монитор у входа в здание диспетчерской, был организован выезд в столовую.

Открыл соревнования генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Василий Дятлов. Он поблагодарил организаторов за проделанную работу, пожелал удачи участникам соревнований, водителям – продемонстрировать все лучшее, на что они способны, судьям – справедливого судейства.

– Это – традиционное мероприятие. Мы проводим его, чтобы быть конкурентоспособными на рынке транспортных услуг. Сегодня мы вооружены техникой, в которую заложены самые передовые новации в машиностроении, а в наших руках – самые передовые информационные технологии. Мы внедряем новации в сфере логистики перевозок и совершенствуемся вместе со временем, – подчеркнул генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс».

Заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Альберт Шакель выразил автотранспортникам благодарность за оказанное доверие городу, подчеркнув, что развитие автотранспорта играет ключевую роль в работе народно-хозяйственного комплекса, а от надежности водителей зависит устойчивое развитие экономики как города, так и страны в целом.

ПДД без проблем

В специально привезенной и установленной палатке состоялся инструктаж по технике безопасности и охране труда. Затем водители прошли медосвидетельствование. Это было, пожалуй, самым веселым и непринужденным мероприятием для участников конкурса. А еще своеобразным кабинетом психологической разгрузки, где шутками можно было снять стресс и волнение. Отстранять от соревнований никого не пришлось.

А вот при входе в кабинет, где проверялись знания Правил дорожного движения, все заметно волновались. Создавалось впечатление, что они впервые сдают на права. Как ни старались организаторы оградить водителей от лишней нервозности, она была видна невооруженным глазом.

На 10 вопросов надо было ответить как можно быстрее и, главное, правильно. Билеты практически не отличались от тех, что используются в автошколах при подготовке курсантов к сдаче экзаменов в ГАИ. Все понимали, что успех на первом этапе во многом предопределяет конечный результат. За каждый неправильный ответ и каждую лишнюю секунду начислялись штрафные баллы.

Отрадно, что большинство профессионалов успешно справились с первым заданием. К примеру, водитель автобусного парка № 1 г. Витебска Владимир Каторец, выступавший в номинации «МАЗ-105», правильно ответил на все вопросы всего за 57 секунд. Его коллега по автопарку Игорь Ходоренко – за 70. Вадиму Хомину потребовалось всего 59 секунд. Надо отметить, что практически все участники показали хороший результат – восемь водителей ответили правильно на все 10 вопросов. Остальные допустили по одной-две ошибки. Но это простительно, думать надо было очень быстро. Некоторые потом говорили, что случайно нажали не ту клавишу.

Водителям грузовиков, которые чаще работают в карьерах, Правила дорожного движения давались с большим трудом. Но это тоже не означает, что они их не знают.

– Я показал лучшее время в своей номинации, – говорил водитель филиала «Автотранспортное предприятие № 1 г. Витебска» Владимир Живчиков, – но допустил две ошибки. Я сознательно отвечал на вопросы, практически не думая. Это опыт соревнований. В прошлом году я не сделал ни одной ошибки, но непозволительно долго сидел за компьютером. Секунда – штрафное очко, слишком дорого.

Что ж, выбранная тактика принесла ему успех.

Как отметил главный судья соревнований – начальник отдела охраны труда, безопасности движения и специальных работ ОАО «Витебскоблавтотранс» Александр Зуев, все водители автобусов как минимум два раза в год проходят проверку знаний ПДД, постоянно выезжают на городские улицы с интенсивным движением автотранспорта, а потому и результат показывают хороший. Да, кому-то повезло больше, кому-то – меньше, но в целом все справились с заданием.

И прицеп извивается змейкой

Первыми опробовали трассу водители в номинации «МАЗ-5440» с полуприцепом. Громоздкие и неповоротливые машины значительно замедлили ход соревнований. Но водители старались правильно выполнить каждую фигуру.

В этой номинации произошло сразу несколько сенсаций. Победу уверенно одержал представитель команды филиала «Автотранспортное предприятие № 1 г. Витебска» Владимир Живчиков. Он не только быстрее других справился с решением вопросов по ПДД, но и был единственным, кто безошибочно прошел всю трассу.

– Что вы ощутили, когда вытянули первый номер? – поинтересовался я у победителя.

– Выехать первым – это преимущество. Если проехать без ошибок, то остальным будет сложнее. Соперники даже подсознательно будут стараться догнать меня и перегнать. А когда человек увеличивает скорость, то допускает больше ошибок.

– В «тещином дворе» все цепляли стойки. Как удалось исполнить этот маневр чисто?

– Это удивительно еще и потому, что последний раз на такой машине я работал 17 лет назад. Всегда пользуюсь математическим расчетом. Знаю, в каком месте поставить машину, чтобы правильно и быстро завести ее за ограждение. Когда-то даже учил товарищей выполнять заезды в «тещин двор» задним ходом.

Второе место в номинации «МАЗ-5440» занял представитель Новополоцка Александр Ринденок. За время работы в филиале «АТП № 6 г. Новополоцка», с 2009 года, Александр Викторович зарекомендовал себя технически грамотным, исполнительным и дисциплинированным работником. Женат, имеет дочь и сына. Постоянно повышает квалификацию и в настоящее время работает водителем 1-го класса на автомобиле «Вольво», осуществляет грузовые международные перевозки. Не имеет нарушений дорожно-транспортной дисциплины. Водитель-наставник, он занимал 1-е командное и 1-е место в личном зачете в конкурсе профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов на конкурсах БАМАП.

Третье место в этой номинации – у представителя филиала «АТП № 8, г. Орша» Сергея Давыдовского. Он на предприятии трудится с 1989 года, на данной марке автомобиля – 18 лет, водитель 1-го класса. К выполнению производственных заданий относится добросовестно, производственную и трудовую дисциплину не нарушает.

Когда «гармошка» растягивается

Захватывающими были соревнования среди водителей автобусов. Особенно когда автобусы, медленно ездящие по городским улицам, лихо на скорости преодолевали «змейку».

Вначале на дистанцию выехал МАЗ-105. Конечно, при вождении таких длинных автобусов важен опыт. Безоговорочную победу в конкурсе одержал водитель автобусного парка № 1 Владимир Каторец, который в повседневной работе водит короткий МАЗ-103.

– Еще до старта был уверен, что буду в числе призеров. Получилось занять первое место, и замечательно, – делился эмоциями победитель. – В прошлом году был вторым, в этом – улучшил результат. Наиболее сложный элемент – «боковая парковка». Но, если работать, результат будет. В автобусном парке я работаю на
МАЗе-103, хотя больше нравится длинный – МАЗ-105. Машину знаю хорошо. В повседневной работе задом «змейкой» не поедешь. Это, так сказать, дополнительные трудности на соревнованиях. А вот заезжать в «бокс» задним ходом надо уметь – это ежедневный маневр. Как и проезжать «колею». С этим водитель-профессионал сталкивается каждый день при заезде в гараж и подъезде к остановкам. Хотя на таких скоростях, как ездили здесь мы, автобусы в городе не ходят. Мы возим людей.

Второе место в этой номинации – у Дмитрия Евстратенко из Новополоцка, дебютанта подобных соревнований. Третье – у Виталия Бохона из филиала «Автобусный парк № 2 г. Полоцка».

В номинации «МАЗ-103» конкуренция была гораздо выше. Здесь все решали секунды. Итог таков. Игорь Ходоренко из Витебска опередил всех своих соперников и занял первую ступеньку на пьедестале почета.

– На первое место не рассчитывал, – сказал победитель. – Но быть в тройке лучших хотелось, был уверен в себе. И в конкурсе на знание ПДД, и на дистанции нужно быть прежде всего очень внимательным. Бывает, сидишь за компьютером, читаешь вопрос, ответ правильный знаешь, а рука дернется, не на ту кнопку нажмешь – и ошибка. Так и на дистанции – одно неверное движение, и машина пошла не так. Волнение и у меня, конечно, присутствовало, но я справился.

– В конкурсе по знаниям ПДД вы уложились в 70 секунд?

– Это даже много. Там надо было решать, а думал я дома. Уверен, если знаешь ПДД, то все правильно ответишь, а не знаешь, то и ехать на такие соревнования не надо. На дистанции самое сложное для меня – диагональная парковка. А остальное было просто. Мне длинный автобус больше нравится.

Второе место в номинации «МАЗ-103» – у Александра Гурецкого из Новополоцка, третье – у Дмитрия Авдеенко из Полоцка.

Самосвалы сами не ходят

Вслед за автобусами на площадку выехал самосвал. В этом году в конкурсной программе использовался 20-тонный МАЗ-6501 – признанный труженик белорусских дорог. В этой номинации есть свои многолетние признанные мастера. Но в этот раз всех ждала сенсация. Победу одержал молодой водитель из филиала «Автотранспортное предприятие № 1 г. Витебска» Руслан Князев.

– Конечно, уверенность в своих силах была. МАЗ слушался с полуслова. И все сложилось удачно, – отметил победитель. – Ехал на соревнования только за победой. Парк № 1 должен соответствовать своему названию. Из сложностей – только мандраж. Но мысли о победе успокаивали.

Третье место в номинации занял друг и коллега Руслана по АТП-1 Дмитрий Плаксин.

– Третье место – это хорошо. Но был бы более счастлив, заняв хотя бы второе, – слегка разочарован результатом Дмитрий.

Между двумя представителями филиала «Автотранспортное предприятие № 1 г. Витебска» на втором месте оказался Александр Петров из филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка».

Скорость, напор, азарт и даже где-то авантюризм – вот что отличало призеров в этой номинации. И еще она была самой массовой, водители представляли почти все предприятия области. Отрадно, что в этом году треть участников соревнований – молодые ребята.

Что касается итогов общекомандного зачета, то они в этом году не подводились, поскольку некоторые города и районы не смогли выставить участников на каждую из номинаций.

Зрители

Без них конкурс не был бы таким ярким и эмоционально окрашенным. Многочисленные болельщики, а среди них было немало жен и детей участников, громкими криками и аплодисментами поддерживали своих кумиров. С восхищением наблюдали они за виртуозно управляемыми массивными фурами и длиннющими автобусами-гармошками, которые задним ходом парковались в узкий створ ворот, на большой скорости вырисовывали «восьмерки», на одном дыхании проходили «змейки»…

Хозяева

Оценивая организацию соревнований, необходимо еще раз отметить роль принимающей стороны.

– Мы уже в третий раз проводим у себя конкурс профессионального мастерства водителей, – говорит директор филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Иван Ращинский. – Наверное, это закономерно. Мы располагаем неплохой базой, есть хорошая площадка, оборудование, об-
ученный персонал. А еще наши водители постоянно находятся в числе призеров. В ходе подготовки к соревнованиям заблаговременно нанесли разметку, привезли барьерные ограждения, которые призваны обеспечивать безопасность зрителей. Судьи только расставили фишки и вешки. В этот раз в подготовке к проведению соревнований нам серьезную помощь оказал автобусный парк № 2 г. Полоцка. Коллеги выделили три автобуса, организовали работу буфета, горячую пищу.

Говоря о результатах конкурса, Иван Иванович отметил, что команда выступила не совсем удачно. Но тому были объективные причины.

– Дело в том, что наш состав обновился наполовину. Из шести участников соревнований – три новичка. Но мы сознательно занялись ротацией состава. У нас работает 260 водителей. Надо дать шанс проявить себя тем, кто этого достоин.

– Из трех прошлогодних чемпионов никого нет: ни Олега Ходикова, не Артема Быкова, ни Геннадия Малявко, – подтверждает слова директора начальник отдела труда, безопасности движения и спецработ Валерий Анисеня. – Сейчас все для нас было по-новому. В первую очередь отбирали для участия в соревнованиях из тех, кто сам хотел участвовать. Если человеку это неинтересно, то заставить его показать хороший результат невозможно. Естественно, учитывались личные качества, главным образом, психофизическая устойчивость. Считаю четыре вторых места неплохим результатом. Кстати, в этом году отвлекать людей на внутренние соревнования не представлялось возможным. Очень рад за Дмитрия Евстратенко, который выступал в номинации «МАЗ-105» под первым номером. Он работает у нас на междугородном автобусе около года, имеет и желание, и навыки.

В следующем году ждут кондукторов и слесарей

Есть и еще одна новость, касающаяся организации проведения конкурсов профессионального мастерства в будущем. Как сообщил генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Василий Дятлов, в следующем году наряду с водителями в конкурсах профессионального мастерства будут принимать участие слесари по ремонту автомобилей и кондукторы.

– Для каждого водителя престижно уже само участие, – говорит Василий Дятлов. – Во-первых, к соревнованиям допускаются не все желающие. Чтобы попасть сюда, нужно соответствовать определенным критериям: наряду с хорошими знаниями ПДД и навыками вождения у работника не должно быть ДТП и нарушений трудовой дисциплины, обязательны высокие производственные показатели. Уровень мастерства наших водителей достаточно высок. Об этом говорит хотя бы такой факт – мы участвуем в международных соревнованиях в Санкт-Петербурге и занимаем призовые места, наши водители – победители в конкурсе БАМАП. И такие соревнования нужны. Это еще и оценка инженерно-технических работников, отвечающих за безопасность движения. После каждых соревнований мы проводим анализ сдачи теории и прохождения дистанции. Конкурс – способ поднять престиж работы водителя. Наш водитель на рынке труда должен быть востребован. Или у нас, или в любом другом месте.

В современном мире профессия водителя престижная. Об этом свидетельствует то, что 80 процентов взрослого населения страны имеют право на управление транспортным средством, а значит, являются водителями.

Рынок транспортных услуг наиболее стабилен. При всех катаклизмах он развалится последним, а восстанавливать его будут первым.

Чтобы не обижать людей, которые бок о бок работают с водителями, а это – слесари по ремонту автомобилей и кондукторы, мы в следующем году для них тоже организуем свои конкурсы профессионального мастерства. Они будут проводиться в один день. Только на разных площадках.

После была торжественная церемония награждения. Кубки, почетные грамоты и денежные сертификаты победителям во всех номинациях вручал генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Василий Дятлов.

Геннадий Закржевский, «ДТП»