Начальник ГАИ слушает…

Предлагает и решает

Прямые телефонные линии с начальником ГАИ УВД Витебского облисполкома проводятся раз в квартал и всегда находят отклик у жителей региона. Вот и в этот раз телефон в кабинете Владимира Назарко звонил без умолку с 8 до 12 часов. И не потому, что к службе ГАИ имеются нарекания. Их как раз и не было. К вопросам безопасности наши люди относятся серьезно. Их беспокоят проблемы организации дорожного движения в городах и на оживленных трассах, загруженность автомобилями дворовых территорий, контроль за качеством ремонта дорог…

Владимир Назарко

Прямая линия – отличная возможность получить консультации по частным вопросам из первых уст, услышать трактовку того или иного положения Правил дорожного движения, Кодекса об административных правонарушениях, других законодательных актов. В ходе последней такой «линии» рядом с Владимиром Николаевичем находился и внимательно слушал ответы на вопросы граждан и корреспондент «ДТП».

Светофор – детям, тротуар – бабушкам!

– Моя внучка ходит в гимназию № 3. Каждый день ей приходится переходить дорогу. Там имеется нерегулируемый пешеходный переход, а движение оживленное. Кто-то из водителей останавливается сразу, кто-то тормозит, когда ребенок уже вышел на проезжую часть, кто-то начинает движение сразу за его спиной. Я сама переходила через этот переход и ощутила стресс. Мне кажется, там надо установить светофор, – беспокоилась за свою внучку и других детей бабушка.

– Спасибо за звонок. Ваше предложение мы обязательно рассмотрим с выездом на место, – поясняет Владимир Николаевич и после изучения ситуации на карте добавляет: – Жизнь и здоровье детей всегда были приоритетом в нашей работе. Здесь не может быть рассуждений. Конечно, мы внесем в перспективный план оборудование этого пересечения дороги светофорным объектом.

– Хочу высказать вам слова благодарности. Прошлый раз я просил обеспечить возможность поворота направо по стрелке светофора на улице Чкалова. Все работает…

– В ходе таких телефонных линий от граждан поступает много дельных предложений по улучшению организации дорожного движения. И это понятно. Сотрудники ГАИ видят картину в целом, а когда человек ежедневно проезжает или проходит какой-то один участок пути, то он четко видит, что надо в этом конкретном месте изменить, чтобы всем стало проще и при этом соблюдались условия безопасности, – говорит мне Владимир Николаевич.

– Улица 4-я Задорожная, по которой ходит автобус, не имеет тротуара. Зимой, а она не за горами, мы идем по проезжей части. Это опасно. Можно что-нибудь сделать? Конечно, я понимаю, что Госавтоинспекция тротуаров не строит, – позвонила женщина, представившаяся пенсионеркой.

Владимир Николаевич обещает перенаправить ее обращение в Витебский горисполком, а со своей стороны – рассмотреть с выездом на место схему движения автотранспорта по данной улице.

– Может, пора уже жестко запретить парковку автомобилей на улице Ленина в районе банка! – требовал мужчина.

Даешь «зеленую волну»

Кстати, с приходом на должность начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома Владимир Назарко в первую очередь пообещал заняться вопросами организации дорожного движения в Витебске. И работа в этом направлении ведется.

– Мы заузили полосы движения на проспекте Строителей, где выделили полноценные полосы для поворота налево и разворота. Безболезненно для водителей увеличили количество полос на улице Терешковой. Установили светофор на пешеходном переходе в районе торгового центра «Эвиком», – говорит Владимир Николаевич. – Из ближайших крупных решений – до 1 октября запускаем «зеленую волну» на улице Воинов-Интернационалистов. Новое программное обеспечение позволит нам в дальнейшем завязать в единую систему основные транспортные артерии города. Сейчас «зеленая волна» в Витебске обеспечивает движение только по Московскому проспекту. Да и то не совсем эффективно. Средняя скорость при движении по ней рассчитана на 40 километров в час. Этого недостаточно. Такой режим работы светофоров не разгружает потоки. Водителям все время приходится притормаживать перед каждым перекрестком. Постоянно начинаются перестроения из одной полосы в другую, более свободную. Это не способствует безопасности дорожного движения, а, наоборот, часто приводит к мелким ДТП и дорожным конфликтам. Я уже поручил отделу организации дорожного движения адаптировать «зеленую волну» на Московском проспекте под скорость 50-55 километров в час. В таком случае водитель сможет, не нарушая правил, спокойно двигаться без остановок, не притормаживая и не перестраиваясь перед перекрестками. А это значит, не будет предпосылок к совершению ДТП. Под более высокую скорость адаптируем проспект Строителей. В идеале хотелось бы запустить «зеленую волну» по улицам Ленина, Терешковой и П. Бровки, проспектам Черняховского и Фрунзе. Это должна быть единая система управления светофорными объектами.

Во дворе как на войне

Вторая по значимости проблема – парковки во дворах. Одни люди жаловались, что вечером сложно с соблюдением ПДД припарковать автомобиль в собственном дворе. Другие подсказывали адреса, где парковочные места занимают машины, которые давно пора сдавать в металлолом. Третьи указывали на то, что в их дворах «ночуют» грузовые микроавтобусы… Многие граждане считают: двор – это не парковка, а уютное место, где рядом с детскими площадками должны расти цветы и деревья. Каждому звонящему был дан обстоятельный ответ.

– В этом вопросе консенсус должны искать сами жители многоэтажек, – подытожил Владимир Назарко. – Со своей стороны, Госавтоинспекция делает все возможное. Мы понимаем, какие требования предъявлялись к застройке жилых домов в те времена, когда автомобиль был редкостью. Дома не подвинешь. Какой-то серьезной комплексной программы по расширению парковок во дворах в городе нет, как нет и единого плана по обустройству дворовых территорий. В этих вопросах важно учитывать интересы и автолюбителей, и тех, для кого важно наличие зеленой зоны, и городских властей, выделяющих участки для строительства жилья. Надо принимать взвешенные решения, которые устроили бы большинство людей. А пока рабочий день наши инспекторы начинают с того, что им приходится заезжать во дворы и решать локальные конфликты. Чаще всего такие звонки поступают, когда одни автолюбители блокируют выезд другим. Мы вынуждены отвлекаться на эти разборки в ущерб основному направлению работы.

А где ремень?

Говоря об аварийности на дорогах Витебщины, Владимир Николаевич с горечью отметил, что в последнее время фиксируется увеличение тяжести последствий ДТП. Если общее количество аварий находится на уровне прошлогодних показателей, то число травмированных в дорожных происшествиях резко возросло.

– Когда вникаешь в причины ДТП, то видишь, что люди повсеместно пренебрегают ремнями безопасности, – продолжает Владимир Назарко. – И зачастую этот факт не находит отражения в сводках. К примеру, в Верхнедвинском районе произошло ДТП с участием женщины, которая управляла автомобилем в нетрезвом состоянии. Пассажирка этого автомобиля после того, как машина оказалась в кювете, вылетела из салона и получила травмы, несовместимые с жизнью. В статистике это происшествие отражено как нарушение ПДД, совершенное в состоянии алкогольного опьянения: выезд автомобиля за пределы проезжей части, что привело к его опрокидыванию. Но реально человек погиб из-за того, что не был пристегнут ремнем безопасности. И таких случаев множество.

Если глубже вникать в суть вещей, то многих травм можно было избежать.

Люди должны понимать: пристегиваться надо всегда. Для собственной безопасности, а не из-за боязни получить штраф. И на заднем сиденье легкового автомобиля в том числе. Я лично дал указание инспекторам ГАИ постоянно контролировать эти вопросы.

Скорость – это не цифра

Продолжая разговор о состоянии аварийности на дорогах Витебщины, Владимир Николаевич обратил внимание на то, что большинство ДТП с гибелью и травмированием людей произошло на загородных трассах:

– Простых решений в этом вопросе нет, и решать их нужно только в комплексе. Я знаю, как расслабляет водителя монотонность загородной дороги. Чтобы как-то бороться с этой проблемой, на автодороге М8 методом нанесения разметки мы проезжую часть слегка уводим в сторону. Хороша в профилактических целях и разметка из термопластика, которую водитель чувствует из-за вибрации кузова автомобиля. Однако главное, что требуется, – это выбор скорости. Здесь речь идет не о превышении. Просто каждому водителю надо уметь соизмерять собственные навыки, погодные условия и возможности автомобиля с особенностями дороги. Для одних комфортно ехать на скорости 100 километров в час, для других – 80. Каждый, прежде всего, в пределах ПДД должен знать свою скорость.

Кроме того, Владимир Николаевич попросил водителей обращать внимание на пьяных, которые находятся у дороги или на дороге, что фиксировалось в Поставском и Толочинском районах:

– Едете по трассе, увидели пьяного, наберите 102 – это бесплатно. Наши сотрудники приедут и уберут человека с дороги. Иначе другой водитель его может не заметить и переехать. На такие звонки мы всегда реагируем. Доставляем людей в медучреждения или домой. Я никого не призываю останавливаться и самим убирать такое препятствие. Пьяный может быть агрессивным. Мы сами справимся. А вы, возможно, спасете бедолаге жизнь и других водителей избавите от серьезных неприятностей.

Геннадий Закржевский, «ДТП»