«Быть нелегалом стало невыгодно»

Апгрейд Транспортной инспекции

В профессиональной среде перевозчиков продолжается обсуждение положений Указа главы государства «Об автомобильных перевозках пассажиров», подписанного 25 января.

Рисунок Василия Почицкого

Одна из новаций нормативного акта – создание реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Оператором и владельцем государственного информационного ресурса определена Транспортная инспекция Минтранса (ТИ).

Справка «ТБ»

В результате деятельности ТИ в 2023 году в бюджет страны поступило свыше 200 млн рублей, из них по итогам контрольной деятельности – 24,5 млн рублей (12%), сумма наложенных штрафных санкций составила 5% (9,9 млн рублей).

В прошлом году в деятельности инспекции произошло переформатирование функций. Основной акцент перенесен на аналитическую и профилактическую работу.

Количество мероприятий технического (технологического, поверочного) характера на автодорогах общего пользования снизилось в сравнении с 2022-м на 56%. Уменьшилось число проверенных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров во внутриреспубликанском сообщении, в том числе автомобилей-такси (на 64%).

Однако при этом выявленных нарушений в расчете на одно проверенное транспортное средство стало больше. Динамика произошедших изменений такова: 0,7 – в 2022-м, 0,9 – в 2023-м. До отмены лицензирования в 2017 году показатель составлял 0,3.

Повальное притворство

В инспекции считают, что повышению уровня выявляемости нарушений при снижении количества контрольных мероприятий способствовало изменение стиля и методов работы.

Начали с анализа причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства в области транспортной деятельности при перевозках пассажиров. Оказалось, что основным фактором являются пробелы в законодательстве

Для получения дополнительной выгоды этим пользовались отдельные автоперевозчики. Перевозки осуществлялись на основе мнимых либо притворных сделок. Например, вместо оформления трудовых отношений с водителем массово заключались договоры подряда, вместо договоров перевозок использовались
документы на аренду транспортных средств с экипажем, регулярные перевозки пассажиров подменялись нерегулярными.

– Те, кто осуществляет деятельность на основании мнимых или притворных сделок, разумеется, испытывали на себе повышенное внимание со стороны контролирующих органов и, как следствие, привлекались к установленной законодательством ответственности, – прокомментировал первый замначальника ТИ Юрий Костюк. – Но при взыскании наложенных штрафных санкций контролирующие органы наталкивались на умышленно созданные недобросовестными субъектами хозяйствования препятствия.

еще на стадии основания организации учредителями, а то и вовсе подставными лицами (гражданами иностранных государств) создавалась определенная схема противодействия, обеспечившая недосягаемость аффилированных лиц
и их материальных средств от исполнения гражданско-правовых обязательств.

Например, при регистрации субъекта хозяйствования в аренду снимались непригодные для ведения деятельности помещения, по которым якобы предоставлялись юридические адреса. Перевозки осуществлялись только на арендованном транспорте. Непрерывно длились процессы реорганизации компаний. Все это вкупе усложняло задачи по поиску руководителей, ответственных должностных лиц, а также работников, допустивших нарушения законодательства.

Как следствие, истекали сроки наложения административных взысканий или ведение административного делопроизводства прекращалось по иным основаниям. Штрафы не уплачивались. Каким-либо имуществом, достаточным для погашения штрафных санкций путем взыскания их в принудительном порядке, субъекты хозяйствования не обладали.

Эти манипуляции позволяли осуществлять предпринимательскую деятельность с систематическими нарушениями действующего законодательства и практически безнаказанно. В значительной мере это препятствовало созданию условий для добросовестной конкуренции на рынке перевозок.

Среди факторов, способствовавших совершению массовых нарушений, не на последнем месте – отсутствие должной организации пассажирских перевозок со стороны операторов и диспетчерских служб.

Изъятия и контрольные закупки

Определившись с причинами и условиями, которые приводят к нарушениям законодательства, инспекция организовала консультации с операторами перевозок пассажиров, представителями общественных организаций и перевозчиков.

Справка «ТБ»

В 2023 году проведено свыше 900 контрольных закупок, изъято 280 транспортных средств, в том числе 152 автобуса и 128 легковых автомобилей, выявлено 307 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.3 КоАП (Незаконная предпринимательская деятельность). Экономические суды наложили административные взыскания на общую сумму 454,460 тыс. рублей.

Дополнительно были изучены различные базы данных, в автоматическом режиме фиксирующие движение транспортных средств по дорогам общего пользования. Это позволило установить перечень необходимых для проведения контроля транспортных средств и маршруты их передвижения.

Одновременно был разработан порядок применения новых методов контроля.
Он предусматривает, во-первых, проведение в организациях мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, во-вторых, контрольную закупку, в-третьих, изъятие транспортного средства в качестве орудия совершения административного правонарушения до принятия судом решения по выявленному факту незаконной предпринимательской деятельности.

– Изъятие транспортных средств в местах совершения правонарушений исключает возможность получения дохода от незаконной предпринимательской деятельности на период ведения административного процесса, – пояснил Юрий Костюк. – Все правонарушители оказались в одинаковых условиях, независимо от закладываемой ими на стадии регистрации системы противодействия. Иными словами, быть нелегалом стало невыгодно.

Важный эпизод прошлого года – ноябрьское совещание у главы государства по вопросам пассажирских перевозок, где обсуждалась тема систематических нарушений законодательства водителями маршруток, курсирующих в городах и между населенными пунктами, а также автомобилей-такси. Тогда ТИ, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, ГАИ, налоговые органы оперативно организовали во всех регионах контрольные мероприятия по пресечению незаконной предпринимательской деятельности при выполнении перевозок пассажиров.

Примечательно, что количество обращений, поступивших в инспекцию по результатам минувшего года, по фактам незаконной предпринимательской деятельности при выполнении перевозок пассажиров автобусами снизилось на 41%, автомобилями-такси – на 63%.

Число полученных в 2023-м карточек маршрута почти в 8 раз превысило количество изъятых автобусов нелегальных перевозчиков. В ТИ это рассматривают как свидетельство эффективности новых форм и методов контроля, а также повышения уровня правового сознания субъектов хозяйствования.

Подводя итог достигнутым результатам, первый замначальника ТИ подчеркнул, что ныне позиция ведомства заключается в необходимости наведения порядка путем регулирования на законодательном уровне вопросов организации перевозок и лишь в некоторой части – в проведении контрольных мероприятий.

– Создание реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении позволит повысить эффективность государственного регулирования в этой сфере, – сказал он. – При этом будет минимизировано вмешательство контролирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности.

Справка «ТБ»

За месяц совместной работы был осуществлен контроль более 800 транспортных средств. Проведено 104 контрольные закупки (18 – в отношении автобусов, 86 – автомобилей-такси). Изъято 92 транспортных средства (40 автобусов, 52 легковых автомобиля). Выявлено 92 административных правонарушения по ст. 13.3 КоАП. За осуществление незаконной предпринимательской деятельности судами наложены административные взыскания на общую сумму свыше 80 тыс. рублей.

Справка «ТБ»

По информации, предоставленной операторами автоперевозок пассажиров, количество карточек маршрутов на пассажирские перевозки в регулярном сообщении в конце 2023-го увеличилось на 26% по сравнению с началом периода (с 4274 до 5399). То есть в течение года практически каждое четвертое транспортное средство пришло в регулярные перевозки – многие из перевозчиков легализировали свою деятельность.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий