В ОСНОВЕ – безопасность и дисциплина

Ключевым вопросом повестки дня VII (октябрьского) пленума Республиканского комитета БелПрофТранса стала охрана труда. Участие в обсуждении актуальной темы принял заместитель начальника управления научно-технической политики и информатизации Минтранса Павел Бречко.

Главный технический инспектор труда отраслевого профсоюза Сергей Серый, прежде чем выступить с заявленным в программе докладом, предложил участникам пленума посмотреть фильм, снятый специально к республиканскому семинару по охране труда, который проходил нынешним летом в Барановичах. Направленность видео Сергей Николаевич определил как информационно-методическую:

– Мы показали организацию работы общественного контроля, начиная от вышестоящих организаций до низов, то есть первичек и общественных инспекторов по охране труда. Мы сознательно ушли от того, чтобы обнажать негатив или имеющиеся недоработки. Наоборот, старались продемонстрировать самое лучшее, что есть в отрасли, к чему надо стремиться и что внедрять для создания здоровых и безопасных условий труда.

Создатели фильма посетили с десяток предприятий практически всех подотраслей транспортного комплекса и дорожного хозяйства, чтобы сложить отдельные положительные примеры, достижения, новации в общую картину состояния дел в сфере охраны труда.

Сергей Серый отметил, что это – уже второй фильм, созданный силами Республиканского комитета, и, скорее всего, не последний, потому что в коллективе зреют новые идеи.

Доклад, с которым выступил главный технический инспектор труда, был посвящен мерам по совершенствованию профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Этой теме уделялось немало внимания и на VIII (июльском) пленуме Совета ФПБ. Затрагивались вопросы создания здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроля за правильным и своевременным расследованием и учетом ЧП, возмещения вреда, причиненного здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций развил эту тему применительно к своей отрасли.

Одно из основных направлений политики в области охраны труда – взаимодействие БелПрофТранса, Министерства транспорта и коммуникаций, а также нанимателей на основе принципов социального партнерства в рамках Тарифного соглашения. Стороны договорились, что будут способствовать реализации комплекса соответствующих мероприятий, а также внедрению и совершенствованию в организациях систем управления ОТ, которые обеспечивают идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков и определяют меры управления ими.

К вопросам осуществления общественного контроля по охране труда в БелПрофТрансе относятся чрезвычайно серьезно. Все технические инспекторы выполняют минимальную нагрузку, установленную ФПБ: ежемесячно не менее шести мониторингов и проверок соблюдения контролируемыми субъектами хозяйствования законодательства об ОТ.

За 9 месяцев текущего года техническая инспекция труда в целом провела 38 проверок и 209 мониторингов, в ходе которых выявлено 1495 нарушений. В 29 случаях нанимателям было предложено приостановить работу неисправного оборудования, которое служило потенциальной угрозой для жизни и здоровья людей. Технические инспекторы труда также приняли участие в расследовании 20 несчастных случаев на производстве.

– Мы стремимся к тому, чтобы мониторинги и проверки были действительно профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение нарушений законодательства об охране труда, – подчеркнул докладчик. – Организуем встречи с трудовыми коллективами, чтобы люди видели, что профсоюз всегда рядом. Проводим консультации как для председателей первичек, общественных инспекторов по охране труда, так и для представителей нанимателя.

По оперативной информации областных и отраслевых организаций профсоюза, за январь – сентябрь на предприятиях отрасли произошло шесть несчастных производственных случаев со смертельным исходом (на два меньше, чем в прошлом году). Наибольшее количество допущено в организациях автомобильного транспорта коммунальной формы собственности. В системе предприятий Минтранса таких случаев не зафиксировано. Третий год подряд нет их и в авиационной отрасли, а в текущем году и в Витебской областной организации БелПрофТранса.

Руководитель технической инспекции труда акцентировал внимание на том, что профсоюз оказывает серьезную поддержку пострадавшим на производстве и семьям погибших. В Тарифное соглашение, коллективные договоры включены нормы, по которым за счет средств нанимателя семье работника выплачивается единовременная материальная помощь в размере 10 среднегодовых заработных плат. Если же человек получил увечье, сумма материальных выплат зависит от степени утраты трудоспособности.

В результате трагического происшествия в  одной из дорожных организаций на основании коллективного договора и предъявленных в судебном порядке исков потерпевшей стороне было перечислено из средств нанимателя 150 тыс. рублей, а также произведена единовременная выплата в размере 120 среднемесячных заработных плат погибшего работника (около 146 тыс. рублей).

По инициативе БелПрофТранса были возобновлены республиканские семинары по охране труда, которые организуются совместно с отраслевым министерством в соответствии с требованиями Директивы № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Планируется, что очередной такой семинар пройдет летом следующего года в Гомеле на базе филиала «Автобусный парк № 6» ОАО «Гомельоблавтотранс», ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» и Белорусского государственного университета транспорта.

Организовать максимально безопасную для жизни и здоровья людей среду помогают новые технологии. Так, в числе эффективных способов снижения травматизма – вывод работников из опасных зон и внедрение принципиально новых способов обслуживания оборудования.

К примеру, на Белорусской железной дороге изучили опыт и освоили применение квадрокоптеров (дронов) для верховых осмотров грузоподъемных кранов, линий электропередачи, зданий и сооружений инфраструктуры. Это позволяет вывести работников из опасной зоны, увеличив эффективность и качество их труда.

Применение аккумуляторного инструмента в путевом, локомотивном, вагонном хозяйствах БЖД позволило снизить риски травмирования персонала, сократить затраты времени на выполнение работ.

Согласно статистике, 71% несчастных производственных случаев со смертельным исходом происходит в отрасли в результате ДТП. Противодействовать этому помогает внедрение дистанционных систем контроля состояния транспорта, водителей, ситуаций на дороге, пожаротушения, а также телемедицина.

С целью устранения и недопущения в дальнейшем нарушений законодательства об охране труда предлагается не реже одного раза в квартал рассматривать вопросы организации общественного контроля за соблюдением законодательства об ОТ на заседаниях профсоюзных комитетов и соответствующих комиссий, а также добиваться включения в коллективные договоры предприятий и организаций обязательств по обеспечению нанимателем условий для работы общественных контролеров.

– Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, предполагающая тесное взаимодействие с коллективом, своевременное реагирование на выявляемые отступления от норм безопасности, – завершил свое выступление Сергей Серый. – Только при наличии глубокого внутреннего убеждения нанимателя и профсоюзного актива в том, что безопасный труд – краеугольный камень в работе предприятия и культуре управления, можно вывести работу по охране труда на высокий качественный уровень, что обязательно принесет свои положительные результаты.

В сентябре Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников провела семинар-совещание с главными техническими инспекторами труда в Калининграде. Его участниками стали и представители БелПрофТранса. Сергей Серый выступил с докладом в режиме Zoom, а технический инспектор труда Райпрофсожа Барановичского отделения БЖД Дмитрий Акулич присутствовал лично.

На пленуме БелПрофТранса он рассказал, как Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), насчитывающий в своих рядах 1 244 925 членов, осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Для этого эффективно используются информационные системы и ресурсы. Особого внимания заслуживает мобильное приложение «Общественный инспектор».

Обсуждение темы продолжил представитель Минтранса Павел Бречко. Он поделился информацией о том, каковы основные риски травматизма в транспортном комплексе, что предпринимается для их минимизации, как выполняет задачи в области охраны труда Министерство транспорта и коммуникаций.

Государственной программой «Рынок труда и содействие занятости» до 2025 года, одним из заказчиков и исполнителей которой является Минтранс, предусмотрены улучшение условий труда и его охрана.

Первейшей из задач является сокращение количества рабочих мест с вредными или опасными условиями. Задание затрагивает интересы более 35 тыс. человек. Серьезное внимание уделяется внедрению систем управления охраной труда. По результатам года новацией необходимо охватить 90% организаций.

Проведение Недели нулевого травматизма, согласно утвержденному в Минтрансе плану, еще одна важная задача.

Также необходимо было разработать проект постановления, устанавливающего требования по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Выполнение задания поручили БелГУТу. Тщательно изучались опыт Российской Федерации и предложения органов госуправления. Документ уже внесен на рассмотрение в Министерство труда и социальной защиты.

Представитель Минтранса в свою очередь акцентировал внимание на том, что наиболее распространенной причиной производственного травматизма в подведомственных организациях являются дорожно-транспортные происшествия.

Так, в 2022 году пять из семи смертельно травмированных работников на производстве получили травмы вследствие ДТП (71%). Девять из 18 травмированных с тяжелым исходом также утратили трудоспособность в результате дорожно-транспортного происшествия (50%). Производственные травмы по этой причине получают не только водители или те, кто находится в транспортном средстве, но и дорожные рабочие, занятые на ремонте автодорог.

Именно поэтому так важно направить коллективные усилия на предупреждение ДТП. Минтранс, являясь распорядителем фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, делает упор на целевое выделение средств – на приобретение прицепных демпферных устройств, защищающих дорожных рабочих, и прицепов, оборудованных комплектами технических средств организации дорожного движения при производстве работ, на установку дорожных ограждений, в первую очередь разделяющих транспортные потоки, ликвидацию участков концентрации ДТП.

На снижение уровня дорожно-транспортных происшествий нацелена и работа ведомственного контролирующего органа, которому ежегодно выделяются средства фонда для приобретения специальных транспортных средств.

Важная роль в минимизации количества ДТП отводится пропаганде безопасности дорожного движения. Ежегодно около тысячи водителей, не имеющих нарушений Правил дорожного движения и не ставших виновниками ДТП, приказом министра награждаются нагрудным знаком «За работу без аварий». Тема профилактики дорожно-транспортного травматизма активно освещается в СМИ.

Одновременно с этим министерство ведет работу по совершенствованию законодательства в этой сфере. Так, в прошлом году вступило в силу совместное постановление Минтранса и Минтруда, которым утверждены Правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта. На текущий год запланировано принятие Правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Впереди – разработка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы ОТ при возведении, ремонте, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог.

Свое выступление Павел Бречко завершил на оптимистичной ноте. Предпринятые усилия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий уже приносят положительный результат. По итогам первого полугодия в системе Министерства транспорта и коммуникаций наблюдается существенное снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом.

одной из самых распространенных причин несчастных случаев является личная неосторожность. Поэтому техническая испекция труда уделяет большое внимание проведению разъяснительной работы о существующих рисках повреждения здоровья, необходимости соблюдения на каждом рабочем месте правил безопасности. С этой же целью проводятся Дни охраны труда и Недели нулевого травматизма.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий