Брестский аэропорт: вчера, сегодня, завтра

В богатой истории брестского аэропорта было много славных страниц. Сегодня, когда воздушная гавань практически не загружена, сложно поверить в то, что когда-то она была невероятно востребована.

Известно, что аэропорт в Бресте существовал еще в период нахождения Западной Беларуси в составе Польши. Любительский аэроклуб, точнее филиал авиаклуба Бяла-Подляски, размещался на большом поле близ деревни Адамково. С началом Второй мировой полевой аэродром перешел в распоряжение военных властей, с него польские летчики совершили ряд боевых вылетов на немецкие позиции.

После воссоединения Западной Беларуси в аэропорту стали приземляться первые почтово-пассажирские рейсы по линии Минск – Барановичи – Пинск – Брест. Возрождение гражданской авиации в Бресте началось сразу после освобождения города от немецких захватчиков.

Боевые авиачасти постепенно расформировывались и поступали в распоряжение гражданской авиации. Уже в конце 1945 года на базе таких летных частей было создано авиапредприятие под руководством военного летчика Василия Васильева, расквартированное на Каменецком шоссе, 10 (современная улица Лейтенанта Рябцева).

Первоначально боевые самолеты ПО-2, спешно переданные гражданской авиации, совершали перевозки различных народно-хозяйственных грузов, использовались в качестве санитарной и лесной авиации. В первые послевоенные годы на брестском авиапредприятии работала прославившаяся позднее штурман Гертруда Олехнович. В 1967-м она в составе женского экипажа впервые в мире совершила рекордный перелет из Симферополя в Южно-Сахалинск.

Спрос на авиаперевозки заметно возрастал. С увеличенным объемом работ справлялись особые летные подразделения: санитарная авиация, лесопатрульная, сельскохозяйственная. Все большей популярностью у населения стали пользоваться местные воздушные линии из Бреста в Пинск, Лунинец, Давид-Городок, Барановичи, Дрогичин. А направление Брест – Минск было одним из самых востребованных.

С развитием летного парка и объемов работ в 1963 году было создано отдельное Брестское объединенное авиапредприятие, в которое вошли летные и наземные службы.

На смену военным самолетам приходили современные гражданские лайнеры Ан-2, Ил-12 и Ил-14, предназначенные для пассажирских перевозок в более комфортных условиях. В конце 1960-х на баланс аэропорта стали поступать новые самолеты Ан-24. В весенне-летний сезон 1968 года брестский аэропорт отправлял 11 пассажирских рейсов в день в различные города страны.

Мощностей стало не хватать. В начале 70-х годов на правительственном уровне было принято решение вынести аэропорт за пределы города и начать строительство нового комплекса в районе Московского шоссе на востоке от Бреста. Институт «Брестгражданпроект» стал победителем в конкурсе, и проект был принят в производство. Позже один из участников вспоминал: «Когда приехали на место строительства, в березовой роще токовали тетерева. И сложно было поверить, что здесь когда-нибудь будут садиться стальные птицы».

Новый аэропорт предусматривалось возвести как один из лучших в СССР. Размах строительства и предусмотренные затраты в некотором смысле не отвечали масштабам самого города. Однако решение было продиктовано приграничным размещением Бреста, перспективами бурного экономического и культурного развития города, увеличением потока пассажиров и особенностями эксплуатации современных самолетов. Первая очередь была сдана в эксплуатацию летом 1976 года.

Была построена новая взлетно-посадочная полоса длиной 3 км с основной инфраструктурой, а 15 октября 1986-го открылось и новое здание аэропорта. Комфортабельный комплекс был рассчитан на обслуживание 400 пассажиров в час, на территории находились магазин «Товары в дорогу», ресторан, бар и столовая. Для транзитных пассажиров и сотрудников «Аэрофлота» на территории аэропорта открылась гостиница «Мечта».

Были внедрены современные электронные системы продажи билетов, проверки ручной клади и багажа пассажиров. В то время это был второй в СССР аэровокзал после Ленинградского, где решили проблему разведения на разных уровнях потоков прилетающих и улетающих пассажиров.

Руководство города выделило под агентство «Аэрофлота» помещения для продажи билетов на углу улиц Советской и Набережной.

В 1990 году 340 тыс. пассажиров пользовались услугами аэропорта Бреста. О том, какими возможностями обладала местная гражданская авиация позднесоветского периода, говорит и тот факт, что брестские авиаторы выполнили более 30 спецрейсов, отправив на оздоровление порядка 5 тыс. детей из чернобыльской зоны.

Авиация связывала пограничный Брест с 15 городами СССР, в числе которых были Москва, Одесса, Симферополь, Запорожье, Минеральные Воды, Киев, Кишинев, Минск, Гродно и другие. Рейсы на Москву выполнялись по несколько раз в сутки, ежедневными были вылеты в Киев, Днепропетровск, Кишинев, Минеральные Воды. Самый дешевый билет в 1980-е годы был на рейсы в Гродно – 7 рублей. Выполняли его Ан-2, прозванные в народе «кукурузниками».

Более дальние маршруты обслуживали комфортабельные Ил-62, Ту-134 и Як-40. Рейсы в Минеральные Воды протяженностью 1800 км выполнялись Ту-134, билеты на которые стоили 37 рублей. За 30 рублей можно было вылететь в Симферополь и Ростов-на-Дону, за 22 – в Кишинев, за 15–16 – в Минск, Могилев или Киев.

В 1985-м в различные города страны из аэропорта было перевезено более 100 тыс. пассажиров и 700 тонн грузов. 3 июля 1987 года в Бресте приземлился самый современный лайнер того времени – Ту-154, доставивший 120 пассажиров из Москвы. Пик загруженности пришелся на 1990-й, когда услугами аэропорта воспользовались 340 тыс. пассажиров. Купить билет на самолет в те годы было похоже на подвиг, ибо даже такая цифра обеспечивала потребность пассажиров только на 57%. Пока существовал и в полной мере функционировал единый советский монополист «Аэрофлот», временной промежуток между взлетами и посадками в брестском аэропорту исчислялся порой не часами, а десятками минут.

В 1991 году открылась самая протяженная линия «Аэрофлота»: Брест – Челябинск – Новосибирск – Чита – Владивосток. География авиаперелетов была расширена до 20 крупнейших городов страны.

Оснащение аэропорта Бреста позволило ему присвоить статус международного. Появились и соответствующие службы, которые обеспечивали пограничный, таможенный и другие виды контроля. Первый международный рейс на трассе Бангкок – Брест грузовым Ил-76 был выполнен 21 декабря 1990 года. Взлетно-посадочная полоса была рассчитана на прием самолетов «Боинг-737», Ил-76, Ил-86.

К сожалению, в конце 1990-х в связи с тяжелым экономическим положением объем авиаперевозок резко сократился. Капитализм, пришедший на смену плановой экономике, привел к многократному повышению тарифов на авиаперевозки, что сделало их недоступными для пассажиров. В 1993 году из-за низкой рентабельности закрылось восемь пассажирских рейсов, на остальных была существенно уменьшена частота вылетов.

Ушли в историю времена, когда воздушное сообщение являлось по факту массовым и доступным, ориентируясь на перевозки пассажиров не только в крупные города-миллионники, но и в областные центры. Загрузить аэропорт в прежних объемах пока не получается. Между тем аэропорт Брест по-прежнему функционирует и готов принимать воздушные суда в любой день недели и в любое время.

– Все необходимые службы специалистов для этого сформированы, укомплектованы, обладают достаточной профессиональной квалификацией. При необходимости мы готовы принять и отправить воздушное судно любой страны без поправки на рабочие часы, – говорит начальник Брестского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» Александр Докучиц.

Для эффективной работы филиала имеются соответствующие возможности. Сегодня аэропорт Бреста полностью соответствует всем необходимым требованиям и стандартам.

Чуть более пяти лет назад здесь начался капитальный ремонт «взлетки». Проект реконструкции разработало государственное предприятие «Белгипродор», а генеральным подрядчиком выступило ОАО «ДСТ № 4 г. Брест». Проект реконструкции предусматривал фрезерование существующего слоя из асфальтобетона, устройство трехслойного покрытия, расширение площадок для разворота воздушных судов, что предоставляло возможность большим самолетам комфортно приземляться и разворачиваться в конце полосы. Реконструированное покрытие позволило принимать в аэропорту новые типы воздушных судов, включая самые габаритные.

– Аэропорт Брест в пределах установленного регламента работы открыт на равных условиях для всех пользователей воздушного пространства Республики Беларусь, – констатирует Александр Владимирович.

Здесь осуществляется практически весь широкий спектр следующих видов обеспечения полетов, включая международные: аэронавигационное обслуживание воздушного движения, радиотехническое и авиационной электросвязи, инженерно-авиационное, электро- и светотехническое, спецавтотранспортом, авиационной безопасности, аварийно-спасательное и противопожарное, метеорологическое обеспечение полетов, медицинское освидетельствование авиационного персонала гражданской авиации.

К услугам пассажиров – оборудованные камеры хранения, комната матери и ребенка, гостиница на 50 мест, парковка для автомобилей и медпункт.

И хоть большие возможности летного поля брестского аэропорта сегодня используются крайне ограниченно, коллектив по-прежнему нацелен на конкретный положительный результат и преодоление существующих сложностей.

Сейчас аэропорт Брест имеет одну взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием длиной 2620 метров, оборудованную для захода на посадку по приборам. Аэродром годен круглосуточно к эксплуатации самолетов А-319-100, А-320-200, А-321-100, А-321-200, В-727-100, В-737-400, В-737-700, В-737-800, В-767-300, В-767-300ER, Ил-62 и других с максимальной взлетной массой до 191 тонны и размахом крыльев до 51,9 метра, а также вертолетов всех типов.

Людмила НИКОЛАЙЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий