Универсальный «боец»

Полет продолжается! Истории тех, для кого авиация стала судьбой

Елена СЕТУНОВА, бортпроводник авиакомпании «Белавиа», инструктор-экзаменатор, инструктор первоначальной летной подготовки:

– Не могу сказать, что пришла в авиацию случайным образом. Наверное, так было нужно. В 2009 году коллега предложила сходить вместе с ней на кастинг бортпроводников в «Белавиа». Это был один из первых наборов. Из более чем 200 соискателей отобрали 18. В эту группу попала и я. Бесконечно благодарна судьбе, что она дала мне такой шанс.

Через полтора года я стала старшим бортпроводником, и мне доверили руководить бригадой. Потом я ушла в декретный отпуск, вернулась и продолжила работу. Компания расширялась, увеличивался флот воздушных судов, на работу к нам пришло много молодежи. Мне был интересен карьерный рост. Хотелось передавать свой опыт вновь прибывшим. Наверное, сказывалось педагогическое образование, поскольку я преподаватель немецкого и английского языков.

Так я стала бортпроводником-инструктором, затем бортпроводником-инструктором-экзаменатором. Далее вела занятия по первоначальной подготовке. В данный момент являюсь внештатным преподавателем Белорусской государственной академии авиации и провожу курсы не только первоначальной, периодической подготовки, но и повышения квалификации для наших опытных бортпроводников. Это очень большая ответственность. Если молодежь слушает с широко раскрытыми глазами и внимает каждому слову, то опытные бортпроводники, которые имеют допуски для работы бригадиром, старшим бортпроводником, хотят получать какую-то новую информацию, чтобы расширять круг своих компетенций.

Идет уже 14-й год моей работы в авиации. Многие спрашивают, не случилось ли профессионального выгорания. Может, стоило бы заняться исключительно преподавательской работой? Но чистое преподавание в отрыве от практической работы меня не привлекает. Хочется все-таки сохранять баланс практики и теории при передаче знаний нашим сотрудникам.

Да, у нас сложная работа, ненормированный рабочий день, ранние и поздние вылеты. Могут быть слишком короткие перерывы между рейсами, не всегда достаточные для того, чтобы полностью восстановить силы. Но я до сих пор на каждый рейс иду с радостью. Мне нравится, когда после полета пассажиры выходят из салона самолета с чувством благодарности и удовлетворенности, когда говорят, что это был самый классный перелет в их жизни.

– Случались ли в Вашей практике во время рейсов нестандартные ситуации?

– Если вы спрашиваете о чрезвычайных, которые могут повлиять на безопасность полета, то таких не было. Но происходили разные случаи, требовавшие немедленного реагирования. Например, увеличилось время полетов по различным направлениям. В Египет мы теперь летим более шести с половиной часов. И, конечно, не все пассажиры хорошо переносят такой продолжительный полет. Возможны проблемы со здоровьем. Случалось, что нужно было немедленно реагировать, спасать человека.

Помню, мы выполняли рейс из Сочи в Минск. С нами летела пожилая супружеская пара. Через час полета они обратились к нам по поводу плохого самочувствия. Начинаю расспрашивать и узнаю, что мужчина – после серьезной полостной операции. На животе – повязка. После долгого сидения в кресле, конечно, ему стало плохо. Мы сделали все, чтобы его состояние не ухудшилось: разместили на свободном блоке кресел, нашли медика. Спасибо нашим пассажирам, они всегда откликаются на просьбы о помощи. Доктор заверил, что, пока ситуация стабильная, экстренная посадка не нужна. До Минска оставалось лететь минут 40. Командир сообщил диспетчеру управления воздушным движением, что у нас на борту – медицинский случай. Нам освободили воздушный коридор. Все остальные самолеты ушли в зону ожидания, нашему же дали приоритет на посадку, которую мы произвели максимально быстро. На аэродроме нас уже ожидала бригада скорой помощи.

Мне всегда режет слух, когда о бортпроводниках говорят как об обслуживающем персонале. Бортпроводники умеют гораздо больше. Мы владеем навыками использования аварийно-спасательного оборудования, обучены действиям в случаях непредвиденных ситуаций, аварийных посадок на сушу и воду, разгерметизации, потери трудоспособности пилота, пожара на борту. Умеем оказать первую медицинскую помощь. Знакомы с правилами центровки воздушного судна, обращения с опасными грузами, перевозки домашних животных. Владеем английским языком на достаточно высоком уровне. Знаем азы международного воздушного права и национального законодательства в области гражданской авиации. И постоянно учимся… 

– Чем для Вас за эти годы стала гражданская авиация?

– Для меня профессия бортпроводника явилась счастливым шансом реализовать себя и заниматься делом, которое я очень люблю.

В этом году в «Белавиа» впервые провели экскурсии для детей работников, чтобы они увидели, где трудятся их родители, как происходит обслуживание самолетов, какая техника при этом используется. Ребята побывали в ангаре, пообщались с пилотами и техниками, посидели в кабине пилота. На борту самолета им продемонстрировали аварийно-спасательное оборудование, предложили питание и прохладительные напитки, разрешили все потрогать руками. Конечно, детям это понравилось. Мы получили самые восторженные отзывы. У меня есть 10-летний сын. Он увлекается моделированием военной техники и хотел быть танкистом. Но после экскурсии сказал: «Теперь я выбираю между пилотом и танкистом».

Добавить комментарий