Его работу спокойной не назовешь. Александр КУРБАЦКИЙ – начальник оперативно-дежурной службы УГАИ УВД Гомельского облисполкома. А что такое «дежурка», думаю, никому объяснять не надо: «фирменный дурдом» – порядка 600 звонков за смену. И это еще в так называемые спокойные дни…
Так как же попал на эту неспокойную службу простой паренек из деревни Лужок Кормянского района? Конечно же, не сразу. После окончания школы был учеником токаря на гомельском тогда еще вагоноремонтном заводе. Кто знает, может, выучился бы, стал классным специалистом, а там и инженером, начальником… Но Александра призвали на службу в армию, в ракетно-космические войска. Короче, попал он на Байконур.
– Там, кстати, было много ребят из Гомельской области, – вспоминает Александр Федорович. – Такое вот своеобразное братство. Я был водителем автомобиля ЗИЛ-130. Служба трудная, конечно. День и ночь – на колесах. Но интересная. Прикипел я тогда к автомобилям. Это, наверное, и определило мою дальнейшую судьбу.
Так в 1988 году в дорожно-патрульной службе Гомельской области появился инспектор Курбацкий.
Что и говорить, хлеб инспектора ДПС весьма нелегок. Госавтоинспекция – такая служба, которая требует постоянного совершенствования профессионального мастерства сотрудников, ведь от качества выполнения ими поставленных задач зависит безопасность всех участников дорожного движения. Главное – отточить свои действия до мелочей, выверить каждый шаг, каждый жест, каждое слово.
– Приняли меня хорошо. Командиром взвода тогда был Валерий Григорьевич Русаков. Он и старший инспектор нашей службы Валентин Кравцов на первых порах многому меня научили. Кстати, начинали мы работать с Володей Дробышевским, который впоследствии стал командиром батальона дорожно-патрульной службы, а сейчас – начальник ГАИ Гомельского района. Он на пару лет раньше меня пришел. Старшие товарищи учили нас прежде всего отношению к людям, самым тонким нюансам общения: как правильно подойти к человеку, как вести разговор, на что в первую очередь обратить особое внимание. Так постепенно вырабатывается особое чутье, которое помогает выделить в потоке транспорта потенциального нарушителя. И это не мистика. Это – опыт.
Кстати, тот самый Владимир Дробышевский, которого упомянул Александр Федорович, когда-то сказал замечательную вещь: «Свои силы на дороге всегда надо немного недооценивать. Оставлять такой своеобразный внутренний резерв. Тогда будет и результат. Появится стремление все сделать как можно лучше. Вернее, лучше, чем ты можешь. И не дай Бог, наоборот, возомнить себя этаким героем-победителем, которому все ни по чем».
…Был в практике Курбацкого такой случай. Еще в советские времена остановил молодой инспектор на трассе автомобиль. За рулем – отставной военный. Ехал из России в Украину. Машина с прицепом, доверху загруженная вещами. Начал проверять документы. А прав-то и нет! Хотя водитель утверждал, что удостоверение имеется, где-то среди вещей затерялось. Предъявил и паспорт, и даже свидетельство о рождении. Но ведь инспектору нужно было другое. И он предложил поискать…
– Сразу было понятно, что водительского удостоверения у него в принципе нет. Просто мне уже самому интересно стало, как человек себя поведет. А он… начал разгружать машину. И прицеп. Все «искал». Около часа вся эта комедия длилась.
– А на что гражданин рассчитывал!?
– Не знаю… Наверное, на то, что у меня лопнет терпение и я отпущу его с миром. Но терпение в нашей работе – это все! И я ждал. Конечно, в конце концов он признался (уже когда я начал составлять протокол), что водительского удостоверения никогда не было. Были только навыки управления автомобилем. В военном городке ведь все свои, документов особо никто не спрашивает. Он думал, что и на гражданке этот номер пройдет. Вот так.
По словам Александра Курбацкого, состав нарушений на дороге со временем не меняется. Это и превышение скорости, и нарушение правил маневрирования, и, как это ни прискорбно, вождение в пьяном виде. Последнее вызывает особую тревогу. Но, по-моему, объяснять взрослым, что в пьяном виде садиться за руль нельзя, даже как-то нелепо.
Но ведь они садятся… В этой «теплой» компании оказываются не только простые смертные, но и руководители, а также должностные лица различного уровня. В основном представители агропромышленного комплекса. Как на личном транспорте, так и на служебном. Видимо, стресс на работе бывает столь велик, что снимать его приходилось прямо там же. Я это к тому, что большинство из данной категории водителей попались именно после окончания своей нелегкой трудовой вахты. Да, доля руководителя не сахар. С этим никто не спорит. Вот только по какой шкале потом следует измерять стресс людей, которые по вине этих «трудоголиков» потеряли своих родных и близких?
Как-то за рулем автомобиля в нетрезвом виде был задержан… директор одной из школ Центрального района Гомеля. Я воздержусь от комментариев… Впрочем, руководство отдела образования местной администрации отреагировало на удивление оперативно: еще до решения суда о привлечении директора к административной ответственности в Госавтоинспекцию был доставлен приказ о его отстранении от занимаемой должности. Оно, конечно, правильно. Вот только хочется этому самому руководству задать очень простой и логичный в данной ситуации вопрос: как этот человек вообще мог возглавлять учебное заведение?! И чему он мог научить наших с вами детей? А если посмотреть на все это с другой стороны, то стоит ли удивляться все возрастающему пьянству на наших дорогах?
Да, Александру Курбацкому есть что рассказать. Как-никак практически вся жизнь прошла на дороге.
– И все же мне кажется, что раньше люди были более законопослушными. Ведь машина для многих была, скорее, роскошью, чем средством передвижения. Люди годами копили деньги, стояли в очереди. И если долгожданное приобретение калечилось в ДТП, для многих это было настоящей трагедией. А сейчас… Вот случай. Ехал молодой человек с превышением скорости, не справился с управлением и вылетел в кювет. Сам, к счастью, не пострадал, а вот машина – всмятку. Так он махнул на нее рукой и сказал: «Главное – сам живой, а машину я завтра другую куплю». Вот только не понял парень, что не в машине дело. И если он не поменяет стиль вождения, то в следующий раз все может закончиться далеко не так благополучно…
В 2012 году Александра Курбацкого как одного из самых опытных сотрудников перевели на работу в дежурную часть. А в ноябре 2014-го он уже назначен начальником оперативно-дежурной службы УГАИ УВД Гомельского облисполкома. Только спокойнее не стало. Вот лишь один пример: новогодняя ночь.
Итак, 2015-й. Не успели еще, как говорится, остыть горячие блюда на столе, как в деревне Звонец Рогачевского района водитель легкового автомобиля совершил наезд на переходившую по нерегулируемому пешеходному переходу сорокалетнюю женщину. Случилось это буквально через полтора часа после боя курантов. Видимо, он очень торопился продолжить праздник, так как, не останавливаясь, с места происшествия скрылся. Естественно, как только в дежурную часть поступило сообщение о происшествии, тут же был введен план «Перехват».
И вот уже сотрудники УГАИ УВД Гомельского облисполкома, позабыв про праздник, выехали из областного центра для оказания помощи в проведении оперативно-разыскных мероприятий по поиску водителя. Двигаясь в сторону Рогачевского района, в деревне Заболотье, что на Буда-Кошелевщине, обратили внимание на проехавший мимо «Ниссан-Альмера» с российскими номерами, по приметам схожий с разыскиваемым. Развернувшись, остановили автомобиль. Как ни странно, но при разговоре водитель, 46-летний житель Ленинградской области, не стал отрицать, что наезд совершил именно он.
…Хоть и говорят, что снаряд два раза в одну воронку не попадает, но именно в ту новогоднюю ночь все же попал! Всего через три часа уже в самом Рогачеве водитель совершает наезд на пешехода, который стоял посередине проезжей части, и с места происшествия скрывается. Конечно же, опять был введен план «Перехват», и в ходе оперативно-разыскных мероприятий водителя задержали. Им оказался 20-летний местный житель, который прав на управление автомототранспортом не получал.
– Работа сложная. Каждое дежурство приходится «переваривать» огромное количество информации и принимать решение. Не одно. Флегматикам у нас делать нечего. Дежурная часть – это, по сути, передний край. Именно к нам в первую очередь люди обращаются за помощью. И мы обязаны им помочь.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ДТП»